Отстранение от должности по решению суда
Подборка наиболее важных документов по запросу Отстранение от должности по решению суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Продление, приостановление и прекращение полномочий директора АО
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемое решение совета директоров... было принято за пределами компетенции совета директоров общества в связи с тем, что такое решение могло быть принято только акционерами общества, подлежат отклонению, поскольку, как было установлено судами, оспариваемым решением совета директоров Ж. была временно отстранена от должности генерального директора (на период служебного расследования), что находится в компетенции совета директоров общества..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемое решение совета директоров... было принято за пределами компетенции совета директоров общества в связи с тем, что такое решение могло быть принято только акционерами общества, подлежат отклонению, поскольку, как было установлено судами, оспариваемым решением совета директоров Ж. была временно отстранена от должности генерального директора (на период служебного расследования), что находится в компетенции совета директоров общества..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Должностное лицо местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии со статьей... Устава [муниципального образования - ред.]... в случае досрочного прекращения полномочий главы города... или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет депутат, назначенный решением городской Думы...
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии со статьей... Устава [муниципального образования - ред.]... в случае досрочного прекращения полномочий главы города... или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет депутат, назначенный решением городской Думы...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности судебной практики об отстранении от должности в уголовно-процессуальном производстве
(Процевский В.А., Горлов Е.В., Запорожец С.А.)
("Мировой судья", 2022, N 10)Применение отстранения от должности законодатель относит к мерам процессуального принуждения, что дает возможность усилить его значение в обеспечении правопорядка. На практике случаи отстранения от должности во времени предшествуют вынесению судом постановления об избрании соответствующей меры пресечения. Считаем необходимым расширить перечень оснований применения этой меры, а не ограничиваться лишь указанием в ст. 114 УПК РФ словосочетания "при необходимости". Для решения этой проблемы считаем возможным закрепить в уголовно-процессуальном законе перечень оснований отстранения от должности. Например, совершение преступления, связанного с выполнением трудовых обязанностей; факты, затрудняющие ход расследования в связи с использованием лицами, имеющими соответствующий правовой статус, должностных обязанностей; и другие основания. В числе лиц, подлежащих отстранению от должности, зачастую в судебных решениях указываются работники, непосредственно подчиненные или подконтрольные подозреваемому или обвиняемому, а также другие лица, которые своими действиями могут затруднить ход расследования соответствующего преступления.
(Процевский В.А., Горлов Е.В., Запорожец С.А.)
("Мировой судья", 2022, N 10)Применение отстранения от должности законодатель относит к мерам процессуального принуждения, что дает возможность усилить его значение в обеспечении правопорядка. На практике случаи отстранения от должности во времени предшествуют вынесению судом постановления об избрании соответствующей меры пресечения. Считаем необходимым расширить перечень оснований применения этой меры, а не ограничиваться лишь указанием в ст. 114 УПК РФ словосочетания "при необходимости". Для решения этой проблемы считаем возможным закрепить в уголовно-процессуальном законе перечень оснований отстранения от должности. Например, совершение преступления, связанного с выполнением трудовых обязанностей; факты, затрудняющие ход расследования в связи с использованием лицами, имеющими соответствующий правовой статус, должностных обязанностей; и другие основания. В числе лиц, подлежащих отстранению от должности, зачастую в судебных решениях указываются работники, непосредственно подчиненные или подконтрольные подозреваемому или обвиняемому, а также другие лица, которые своими действиями могут затруднить ход расследования соответствующего преступления.
Статья: Учет и аудит наследственного фонда
(Конончук М.И.)
("Наследственное право", 2022, N 2)- если управление наследственным фондом производится ненадлежащим образом, вразрез с целями наследодателя и интересами бенефициаров, то управляющие могут быть отстранены от должности по решению суда. Доверительный управляющий несет личную ответственность за нарушение своих фидуциарных обязанностей. Поэтому доверительные управляющие должны четко убедиться в законности предоставляемых им полномочий с целью предотвращения привлечения их к ответственности за какие-либо нарушения;
(Конончук М.И.)
("Наследственное право", 2022, N 2)- если управление наследственным фондом производится ненадлежащим образом, вразрез с целями наследодателя и интересами бенефициаров, то управляющие могут быть отстранены от должности по решению суда. Доверительный управляющий несет личную ответственность за нарушение своих фидуциарных обязанностей. Поэтому доверительные управляющие должны четко убедиться в законности предоставляемых им полномочий с целью предотвращения привлечения их к ответственности за какие-либо нарушения;
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"16. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в течение 10 дней назначает временно исполняющего полномочия главы муниципального образования из числа лиц, которые на день назначения не имеют в соответствии с законодательством об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации ограничений пассивного избирательного права.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"16. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в течение 10 дней назначает временно исполняющего полномочия главы муниципального образования из числа лиц, которые на день назначения не имеют в соответствии с законодательством об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации ограничений пассивного избирательного права.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Не основан на законе также вывод судебных инстанций о том, что работодатель имеет право отстранять от работы педагогического работника исключительно в порядке, предусмотренном п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК РФ, согласно которому только суд правомочен принимать решения о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Не основан на законе также вывод судебных инстанций о том, что работодатель имеет право отстранять от работы педагогического работника исключительно в порядке, предусмотренном п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК РФ, согласно которому только суд правомочен принимать решения о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК РФ.
Статья: Увольнение сотрудника, который попал в СИЗО
(Натырова Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)До этого момента суд может вынести решение о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности, тогда в компанию поступит копия этого решения в соответствии со ст. 114 УПК РФ.
(Натырова Е.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)До этого момента суд может вынести решение о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности, тогда в компанию поступит копия этого решения в соответствии со ст. 114 УПК РФ.
Статья: Эволюция института судебного контроля за досудебным производством в Республике Молдова
(Верещагина А.В., Куманькова Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)В-третьих, в 2006 г. молдавский законодатель отказался от судебного порядка принятия решения о временном отстранении от должности. Судья по уголовному преследованию осуществляет только последующий судебный контроль, рассматривая жалобы временно отстраненных от должности лиц (ч. 3 ст. 200 УПК РМ, ред. 2006 г.). Нововведение имеет конструктивные недостатки: 1) предоставление работодателю права временно отстранять от должности противоречит норме о прерогативе суда ограничивать конституционные права, включая право на труд (ст. 43 Конституции РМ); 2) принимающая решение о временном отстранении от должности администрация учреждения не относится к участникам уголовно-процессуальных правоотношений; 3) решение администрацией принимается при наличии ходатайства прокурора, которое может быть удовлетворено или не удовлетворено. Но если судья по уголовному преследованию или суд при принятии судебного решения имеют доступ к материалам досудебного производства и отказ в принятии решения в интересах органа уголовного преследования основывается на оценке имеющихся доказательств, то администрация учреждения, повторимся, не будучи даже участником уголовно-процессуальных правоотношений, таким правом не обладает. Следовательно, отказ в удовлетворении ходатайства может быть произвольным усмотрением администрации учреждения.
(Верещагина А.В., Куманькова Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)В-третьих, в 2006 г. молдавский законодатель отказался от судебного порядка принятия решения о временном отстранении от должности. Судья по уголовному преследованию осуществляет только последующий судебный контроль, рассматривая жалобы временно отстраненных от должности лиц (ч. 3 ст. 200 УПК РМ, ред. 2006 г.). Нововведение имеет конструктивные недостатки: 1) предоставление работодателю права временно отстранять от должности противоречит норме о прерогативе суда ограничивать конституционные права, включая право на труд (ст. 43 Конституции РМ); 2) принимающая решение о временном отстранении от должности администрация учреждения не относится к участникам уголовно-процессуальных правоотношений; 3) решение администрацией принимается при наличии ходатайства прокурора, которое может быть удовлетворено или не удовлетворено. Но если судья по уголовному преследованию или суд при принятии судебного решения имеют доступ к материалам досудебного производства и отказ в принятии решения в интересах органа уголовного преследования основывается на оценке имеющихся доказательств, то администрация учреждения, повторимся, не будучи даже участником уголовно-процессуальных правоотношений, таким правом не обладает. Следовательно, отказ в удовлетворении ходатайства может быть произвольным усмотрением администрации учреждения.
Готовое решение: Как уволить работника за хищение имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Процедура отстранения работника нормативно не урегулирована. На практике отстранение оформляют приказом. Данный документ поможет зафиксировать факт исполнения работодателем требования об отстранении работника. Составьте его в произвольной форме, так как нормативно установленной нет. В нем укажите, в частности, данные работника (Ф.И.О., должность, структурное подразделение при наличии), основание отстранения (например, реквизиты постановления суда, который вынес такое решение), период.
(КонсультантПлюс, 2025)Процедура отстранения работника нормативно не урегулирована. На практике отстранение оформляют приказом. Данный документ поможет зафиксировать факт исполнения работодателем требования об отстранении работника. Составьте его в произвольной форме, так как нормативно установленной нет. В нем укажите, в частности, данные работника (Ф.И.О., должность, структурное подразделение при наличии), основание отстранения (например, реквизиты постановления суда, который вынес такое решение), период.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного обществаОценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, а именно: протокол общего собрания от 30.08.2011, расписку о получении документов от 20.09.2011, материалы регистрационного дела, суды установили, что решение об отстранении Новикова А.Н. от должности генерального директора общества "Экология и Технология" (ИНН: 6639016340, ОГРН: 1076639000790) принято на 30.08.2011, с заявлением о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ данное общество обратилось 20.09.2011, решение о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, принято 27.09.2011, сведения о новом генеральном директоре внесены в ЕГРЮЛ 27.09.2011.
Статья: Правовые отношения между религиозными объединениями и их служителями: трудовая или священная деятельность?
(Пибаев И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 6)В другом деле в 2008 году Верховный суд Чехии по делу об увольнении архиепископом Моравии администратора прихода - римско-католического священника высказался несколько иначе: "...хотя автономия церквей и религиозных обществ вытекает из статьи 16(2) Хартии основных прав и свобод [Чешской Республики] и не позволяет суду оценивать содержание решений или иных мер церквей и религиозных обществ, из этого не следует, что суд не будет обладать полномочиями по рассмотрению спора в случаях, в которых оцениваются обоснованность и эффективность этих решений. Невмешательство в дела церквей и религиозных обществ приведет не к прекращению разбирательства из-за отсутствия юрисдикции, а к возможному отклонению иска, поскольку автономия церквей и религиозных обществ не позволяет суду оценить, как указано выше, "фактическую точность" решения об отстранении от должности" <29>.
(Пибаев И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 6)В другом деле в 2008 году Верховный суд Чехии по делу об увольнении архиепископом Моравии администратора прихода - римско-католического священника высказался несколько иначе: "...хотя автономия церквей и религиозных обществ вытекает из статьи 16(2) Хартии основных прав и свобод [Чешской Республики] и не позволяет суду оценивать содержание решений или иных мер церквей и религиозных обществ, из этого не следует, что суд не будет обладать полномочиями по рассмотрению спора в случаях, в которых оцениваются обоснованность и эффективность этих решений. Невмешательство в дела церквей и религиозных обществ приведет не к прекращению разбирательства из-за отсутствия юрисдикции, а к возможному отклонению иска, поскольку автономия церквей и религиозных обществ не позволяет суду оценить, как указано выше, "фактическую точность" решения об отстранении от должности" <29>.
Статья: Постановление Европейского суда по делу "Гуменюк и другие против Украины" от 22 июля 2021 г., жалоба N 11423/19
(Боднарчук О.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 12)В отношении вышеупомянутых основополагающих аспектов Конвенции, затронутых в настоящем деле, а именно разделения властей в демократическом обществе, но также и принципов независимости судебной власти и несменяемости судей, нельзя не отметить определенную тенденцию, которая свидетельствует об увеличении числа подобных дел в Европейском суде в последнее время. Так, не следует забывать о деле "Билген против Турции" (Bilgen v. Turkey) <15>, в котором речь шла о переводе судьи без его согласия в суд низшей инстанции и об отсутствии возможности обжаловать это решение, о деле "Брода и Бояра против Польши" (Broda and Bojara v. Poland) <16>, в котором заявители были отстранены от должностей заместителей председателя суда вследствие судебной реформы также без возможности обжаловать данное решение, или же о 57 делах против Польши, находящихся на рассмотрении Европейского суда вследствие судебной реформы 2017 года <17>. Продолжая эту тенденцию, настоящее дело имеет совершенно другой масштаб, так как касается невозможности всех судей Верховного суда Украины исполнять свои полномочия в результате реформы судебной системы и отсутствия внутригосударственных средств правовой защиты для обжалования данной ситуации. Более того, не следует терять из вида тот факт, что один из заявителей, а именно Александр Волков, совсем недавно был заявителем в Европейском суде в ином деле, которое также касалось его отстранения от исполнения своих полномочий в Верховном суде Украины <18>. Придя к выводу о нарушении прав заявителя, Европейский суд указал властям государства-ответчика, что необходимо восстановить заявителя в его полномочиях <19>, что и было сделано в 2015 году <20>. Однако вследствие реформы 2016 года Александр Волков, среди прочих заявителей, вынужден был вернуться в Европейский суд в рамках настоящего дела.
(Боднарчук О.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 12)В отношении вышеупомянутых основополагающих аспектов Конвенции, затронутых в настоящем деле, а именно разделения властей в демократическом обществе, но также и принципов независимости судебной власти и несменяемости судей, нельзя не отметить определенную тенденцию, которая свидетельствует об увеличении числа подобных дел в Европейском суде в последнее время. Так, не следует забывать о деле "Билген против Турции" (Bilgen v. Turkey) <15>, в котором речь шла о переводе судьи без его согласия в суд низшей инстанции и об отсутствии возможности обжаловать это решение, о деле "Брода и Бояра против Польши" (Broda and Bojara v. Poland) <16>, в котором заявители были отстранены от должностей заместителей председателя суда вследствие судебной реформы также без возможности обжаловать данное решение, или же о 57 делах против Польши, находящихся на рассмотрении Европейского суда вследствие судебной реформы 2017 года <17>. Продолжая эту тенденцию, настоящее дело имеет совершенно другой масштаб, так как касается невозможности всех судей Верховного суда Украины исполнять свои полномочия в результате реформы судебной системы и отсутствия внутригосударственных средств правовой защиты для обжалования данной ситуации. Более того, не следует терять из вида тот факт, что один из заявителей, а именно Александр Волков, совсем недавно был заявителем в Европейском суде в ином деле, которое также касалось его отстранения от исполнения своих полномочий в Верховном суде Украины <18>. Придя к выводу о нарушении прав заявителя, Европейский суд указал властям государства-ответчика, что необходимо восстановить заявителя в его полномочиях <19>, что и было сделано в 2015 году <20>. Однако вследствие реформы 2016 года Александр Волков, среди прочих заявителей, вынужден был вернуться в Европейский суд в рамках настоящего дела.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Так, с момента введения процедуры наблюдения и утверждения временного управляющего органы управления должника - юридического лица осуществляют свои полномочия с ограничениями и под контролем временного управляющего. Решения о реорганизации, ликвидации юридического лица и ряд других вообще не могут быть приняты должником. В определенных случаях руководитель должника может быть отстранен от должности. Дееспособность должника - юридического лица может быть восстановлена полностью, если будет принят один из следующих судебных актов: решение об отказе в признании должника банкротом, определение об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве, определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения. В остальных случаях вводится следующая процедура (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), ведущая к дальнейшему ограничению дееспособности должника.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Так, с момента введения процедуры наблюдения и утверждения временного управляющего органы управления должника - юридического лица осуществляют свои полномочия с ограничениями и под контролем временного управляющего. Решения о реорганизации, ликвидации юридического лица и ряд других вообще не могут быть приняты должником. В определенных случаях руководитель должника может быть отстранен от должности. Дееспособность должника - юридического лица может быть восстановлена полностью, если будет принят один из следующих судебных актов: решение об отказе в признании должника банкротом, определение об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве, определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения. В остальных случаях вводится следующая процедура (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), ведущая к дальнейшему ограничению дееспособности должника.
Готовое решение: Как поступить работодателю, если работник находится под следствием, арестом, стражей
(КонсультантПлюс, 2025)Процедура отстранения работника нормативно не урегулирована. На практике отстранение оформляют приказом. Данный документ поможет зафиксировать факт исполнения работодателем требования об отстранении работника. Составьте его в произвольной форме, так как нормативно установленной нет. В нем укажите, в частности, данные работника (Ф.И.О., должность, структурное подразделение при наличии), основание отстранения (например, реквизиты постановления суда, который вынес такое решение), период.
(КонсультантПлюс, 2025)Процедура отстранения работника нормативно не урегулирована. На практике отстранение оформляют приказом. Данный документ поможет зафиксировать факт исполнения работодателем требования об отстранении работника. Составьте его в произвольной форме, так как нормативно установленной нет. В нем укажите, в частности, данные работника (Ф.И.О., должность, структурное подразделение при наличии), основание отстранения (например, реквизиты постановления суда, который вынес такое решение), период.
Статья: Основные процессуальные решения стадии возбуждения уголовного дела. Комментарий к ст. 145 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)К донесениям приобщать копии необходимых материалов, приказов об отстранении от должности, процессуальных документов, в том числе судебных решений <76>.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)К донесениям приобщать копии необходимых материалов, приказов об отстранении от должности, процессуальных документов, в том числе судебных решений <76>.
Статья: Полномочия ФССП нуждаются в корректировке
(Ендольцева А.В., Ендольцева Ю.В., Тутынин И.Б.)
("Мировой судья", 2021, N 4)Ранее мы указывали, что в действующем законодательстве в досудебном производстве исполнение решения суда о применении меры уголовно-процессуального принуждения - наложения ареста на имущество возлагается на следователя (дознавателя). Заметим, такое же решение, но в судебных стадиях исполняется судебными приставами. Считаем такое положение спорным. Исполнение решений, принятых судом на стадии предварительного расследования о наложении ареста на имущество и временном отстранении от должности следует полностью возложить на органы принудительного исполнения. Такое законодательное установление уменьшит предстоящую деятельность ФССП по исполнению приговора. Правильный первоначальный выбор количества подлежащего аресту имущества, верное установление его стоимости и способа сохранности, возможность проконтролировать выполнение вовлеченными лицами возложенных на них правоограничений - все это позволит сэкономить время и силы, повысить эффективность действия мер принуждения.
(Ендольцева А.В., Ендольцева Ю.В., Тутынин И.Б.)
("Мировой судья", 2021, N 4)Ранее мы указывали, что в действующем законодательстве в досудебном производстве исполнение решения суда о применении меры уголовно-процессуального принуждения - наложения ареста на имущество возлагается на следователя (дознавателя). Заметим, такое же решение, но в судебных стадиях исполняется судебными приставами. Считаем такое положение спорным. Исполнение решений, принятых судом на стадии предварительного расследования о наложении ареста на имущество и временном отстранении от должности следует полностью возложить на органы принудительного исполнения. Такое законодательное установление уменьшит предстоящую деятельность ФССП по исполнению приговора. Правильный первоначальный выбор количества подлежащего аресту имущества, верное установление его стоимости и способа сохранности, возможность проконтролировать выполнение вовлеченными лицами возложенных на них правоограничений - все это позволит сэкономить время и силы, повысить эффективность действия мер принуждения.