Отличие муниципального предприятия от муниципального учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие муниципального предприятия от муниципального учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бюджетные инвестиции как инструмент социально-экономического развития Российской Федерации
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности регламентируются ст. 79 БК РФ. Бюджетное законодательство содержит императивное требование, согласно которому объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями.
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 2)Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности регламентируются ст. 79 БК РФ. Бюджетное законодательство содержит императивное требование, согласно которому объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями.
Статья: Бухгалтерская (финансовая) отчетность санатория-профилактория - НКО
(Герасимова Н.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Ранее указанные стоимостные критерии составляли 400 млн и 60 млн руб. соответственно. И еще одно отличие: в расчете учитывалась выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), а не доходы.
(Герасимова Н.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Ранее указанные стоимостные критерии составляли 400 млн и 60 млн руб. соответственно. И еще одно отличие: в расчете учитывалась выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), а не доходы.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)§ 4. Государственные и муниципальные унитарные
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)§ 4. Государственные и муниципальные унитарные
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"Статья 9.1. Государственные, муниципальные учреждения
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"Статья 9.1. Государственные, муниципальные учреждения
Статья: Закупки у единственного поставщика в рамках Закона N 223-ФЗ
(Чагин К.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 2)<5> Постановление администрации Верхнекетского района от 17.05.2022 N 467 "Об утверждении Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципальных автономных учреждений, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий Верхнекетского района".
(Чагин К.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 2)<5> Постановление администрации Верхнекетского района от 17.05.2022 N 467 "Об утверждении Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципальных автономных учреждений, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий Верхнекетского района".
Статья: Отличие права хозяйственного ведения от права оперативного управления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, субъектами права хозяйственного ведения могут выступать только государственные или муниципальные унитарные предприятия, созданные собственником имущества (Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием), тогда как субъектом права оперативного управления являются учреждения (частные, автономные, бюджетные) или казенное предприятие (как специальный вид унитарного предприятия).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, субъектами права хозяйственного ведения могут выступать только государственные или муниципальные унитарные предприятия, созданные собственником имущества (Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием), тогда как субъектом права оперативного управления являются учреждения (частные, автономные, бюджетные) или казенное предприятие (как специальный вид унитарного предприятия).
Статья: Влияние цифровой трансформации на уголовную репрессию
(Жестеров П.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)В наши дни приоритет получила концепция цифрового правительства, которая уникально отличается тем, что, будучи всеобъемлющей концепцией и обладая рядом специфических аспектов, становится ключевым компонентом и стратегическим элементом политики государства, осуществляющего цифровую трансформацию. Как комплексное понятие, при его интеграции в конкретный орган публичной власти оно приобретает самое разнообразное наполнение в зависимости от разновидности властных полномочий, сосредоточенных в нем. Совершенно очевидно, что концепция цифрового правоохранительного органа по своему функциональному наполнению отличается от государственного оборонного предприятия или муниципального учреждения здравоохранения. Требуют своего дальнейшего изучения новые возможности, которые открываются с внедрением современных информационных технологий в органах публичной власти, задействованных в борьбе с преступностью и профилактике преступлений.
(Жестеров П.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)В наши дни приоритет получила концепция цифрового правительства, которая уникально отличается тем, что, будучи всеобъемлющей концепцией и обладая рядом специфических аспектов, становится ключевым компонентом и стратегическим элементом политики государства, осуществляющего цифровую трансформацию. Как комплексное понятие, при его интеграции в конкретный орган публичной власти оно приобретает самое разнообразное наполнение в зависимости от разновидности властных полномочий, сосредоточенных в нем. Совершенно очевидно, что концепция цифрового правоохранительного органа по своему функциональному наполнению отличается от государственного оборонного предприятия или муниципального учреждения здравоохранения. Требуют своего дальнейшего изучения новые возможности, которые открываются с внедрением современных информационных технологий в органах публичной власти, задействованных в борьбе с преступностью и профилактике преступлений.
Статья: Специализированная нефинансовая отчетность о деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства: анализ и проблемы
(Козменкова С.В., Алборов Р.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)Некоммерческими организациями являются, например, государственные, муниципальные учреждения, а типами - автономные, бюджетные и казенные учреждения.
(Козменкова С.В., Алборов Р.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)Некоммерческими организациями являются, например, государственные, муниципальные учреждения, а типами - автономные, бюджетные и казенные учреждения.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отличать муниципальный контроль в узком смысле слова от контрольных полномочий муниципалитета как собственника имущества (например, земельного участка), а также от контрольных полномочий за соблюдением обязанностей, в частности, при выполнении муниципального задания. Отношения, возникающие при осуществлении таких контрольных полномочий, регулируются гражданским законодательством. Органы местного самоуправления имеют статус учредителей подведомственных предприятий и организаций, на балансе которых находятся различные объекты, являющиеся объектами проверки (дороги местного значения, леса, здания и т.п.). Взаимодействие органов местного самоуправления с муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями (бюджетными, автономными, казенными) осуществляется в рамках частноправовых отношений. В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальное образование - собственник имущества муниципального унитарного предприятия осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (п. 10 ст. 20), контролирует выполнение утвержденных показателей экономической эффективности деятельности предприятия (п. 11 ст. 20). Для бюджетных муниципальных учреждений органы местного самоуправления утверждают обязательные для исполнения муниципальные задания.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отличать муниципальный контроль в узком смысле слова от контрольных полномочий муниципалитета как собственника имущества (например, земельного участка), а также от контрольных полномочий за соблюдением обязанностей, в частности, при выполнении муниципального задания. Отношения, возникающие при осуществлении таких контрольных полномочий, регулируются гражданским законодательством. Органы местного самоуправления имеют статус учредителей подведомственных предприятий и организаций, на балансе которых находятся различные объекты, являющиеся объектами проверки (дороги местного значения, леса, здания и т.п.). Взаимодействие органов местного самоуправления с муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями (бюджетными, автономными, казенными) осуществляется в рамках частноправовых отношений. В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальное образование - собственник имущества муниципального унитарного предприятия осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (п. 10 ст. 20), контролирует выполнение утвержденных показателей экономической эффективности деятельности предприятия (п. 11 ст. 20). Для бюджетных муниципальных учреждений органы местного самоуправления утверждают обязательные для исполнения муниципальные задания.
Статья: Методичка Минфина по оценке действий объекта контроля в целях выявления нарушений
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)В отличие от ст. 306.4 и 306.7 БК РФ, основанием предоставления средств из бюджета в контексте ст. 15.14 КоАП РФ могут являться не только договоры (соглашения) и правовые акты об их предоставлении, но и иные документы, например соглашение о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям и унитарным предприятиям.
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)В отличие от ст. 306.4 и 306.7 БК РФ, основанием предоставления средств из бюджета в контексте ст. 15.14 КоАП РФ могут являться не только договоры (соглашения) и правовые акты об их предоставлении, но и иные документы, например соглашение о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям и унитарным предприятиям.
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)На это следует обратить особое внимание: в ГК РФ юридические лица подразделяются на два вида: коммерческие и некоммерческие организации. При этом ГК РФ впервые в тот момент устанавливал исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций. Здесь уместно отметить, что в отличие от прежнего законодательства термин "предприятие" теперь применяется только к недвижимому имуществу, используемому для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ), либо вместе с добавлением определения "государственное унитарное" или "муниципальное унитарное" - для обозначения соответствующих государственных и муниципальных коммерческих организаций (ст. 113 - 115 ГК РФ).
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)На это следует обратить особое внимание: в ГК РФ юридические лица подразделяются на два вида: коммерческие и некоммерческие организации. При этом ГК РФ впервые в тот момент устанавливал исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций. Здесь уместно отметить, что в отличие от прежнего законодательства термин "предприятие" теперь применяется только к недвижимому имуществу, используемому для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ), либо вместе с добавлением определения "государственное унитарное" или "муниципальное унитарное" - для обозначения соответствующих государственных и муниципальных коммерческих организаций (ст. 113 - 115 ГК РФ).
Статья: Общие требования к бухотчетности по новому ФСБУ 4/2023. Что важно знать?
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 9)Термин "Организации государственного сектора" определен в п. 9 ст. 3 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" следующим образом: организации государственного сектора - государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 9)Термин "Организации государственного сектора" определен в п. 9 ст. 3 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" следующим образом: организации государственного сектора - государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.
Статья: К вопросу о единстве и дифференциации процессуальной формы административного судопроизводства
(Опалев Р.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)Кстати говоря, обращения в суд таких лиц не являются редкостью и для исковых производств, регулируемых ГПК РФ и АПК РФ. Одним из ярких примеров выступают обращения в суд прокуроров с исками о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований (ч. 1 ст. 52 АПК РФ).
(Опалев Р.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)Кстати говоря, обращения в суд таких лиц не являются редкостью и для исковых производств, регулируемых ГПК РФ и АПК РФ. Одним из ярких примеров выступают обращения в суд прокуроров с исками о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований (ч. 1 ст. 52 АПК РФ).
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Муниципальные унитарные предприятия относятся к заказчикам, которые осуществляют закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Однако они могут проводить закупки по Закону N 223-ФЗ в тех же случаях, что и государственные унитарные предприятия. Отличий или особенностей, действующих именно для муниципальных предприятий, нет.
(КонсультантПлюс, 2025)Муниципальные унитарные предприятия относятся к заказчикам, которые осуществляют закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Однако они могут проводить закупки по Закону N 223-ФЗ в тех же случаях, что и государственные унитарные предприятия. Отличий или особенностей, действующих именно для муниципальных предприятий, нет.