Отказ в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Услуги по передаче электрической энергии: Сетевая организация хочет понудить Потребителя услуг к заключению договора
(КонсультантПлюс, 2025)Потребитель услуг по передаче электрической энергии (владелец энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, энергосбытовая организация, гарантирующий поставщик и т.п.) (Потребитель услуг), по мнению Сетевой организации, необоснованно уклоняется от заключения договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
(КонсультантПлюс, 2025)Потребитель услуг по передаче электрической энергии (владелец энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, энергосбытовая организация, гарантирующий поставщик и т.п.) (Потребитель услуг), по мнению Сетевой организации, необоснованно уклоняется от заключения договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Ответственность сторон по договору энергоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)Как установлено судами... между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) заключен договор... оказания услуг по передаче электрической энергии.
(КонсультантПлюс, 2025)Как установлено судами... между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) заключен договор... оказания услуг по передаче электрической энергии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 30"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)Возражения сетевой организации состояли в том, что несогласование условия о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств ПАО "МТС" и, соответственно, отказ гарантирующему поставщику в заключении договора об оказании услуг по передаче электрической энергии обусловлены тем, что, по мнению сетевой организации, энергопринимающие устройства потребителя технологически не присоединены к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации. Сетевая организация отметила, что ни одно из мероприятий (технологическое присоединение, опосредованное технологическое присоединение, восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении) в отношении энергопринимающих устройств ПАО "МТС" не проводилось.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)Возражения сетевой организации состояли в том, что несогласование условия о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств ПАО "МТС" и, соответственно, отказ гарантирующему поставщику в заключении договора об оказании услуг по передаче электрической энергии обусловлены тем, что, по мнению сетевой организации, энергопринимающие устройства потребителя технологически не присоединены к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации. Сетевая организация отметила, что ни одно из мероприятий (технологическое присоединение, опосредованное технологическое присоединение, восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении) в отношении энергопринимающих устройств ПАО "МТС" не проводилось.
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Данное дело является дополнительным аргументом в пользу отказа от включения в договор о передаче электрической энергии условия о цене договора и признания этого условия в качестве существенного <1>, что объясняется публичным (п. 2 ст. 26 Закона об электроэнергетике), а также в ряде случаев обязательным характером договора (п. 1 ст. 9 Закона об электроэнергетике). Отсутствие установленного тарифа не должно являться основанием для отказа от заключения таких договоров. Это среди прочего может позволить избежать прекращения сетевой организацией предоставления услуг по передаче электрической энергии в связи, например, с отсутствием у нее сведений о наличии заключенного договора энергоснабжения, содержащего существенные условия договора о передаче электрической энергии, и договора о передаче электрической энергии согласно п. 124 Правил розничных рынков.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Данное дело является дополнительным аргументом в пользу отказа от включения в договор о передаче электрической энергии условия о цене договора и признания этого условия в качестве существенного <1>, что объясняется публичным (п. 2 ст. 26 Закона об электроэнергетике), а также в ряде случаев обязательным характером договора (п. 1 ст. 9 Закона об электроэнергетике). Отсутствие установленного тарифа не должно являться основанием для отказа от заключения таких договоров. Это среди прочего может позволить избежать прекращения сетевой организацией предоставления услуг по передаче электрической энергии в связи, например, с отсутствием у нее сведений о наличии заключенного договора энергоснабжения, содержащего существенные условия договора о передаче электрической энергии, и договора о передаче электрической энергии согласно п. 124 Правил розничных рынков.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Системообразующая территориальная сетевая организация не вправе отказать в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю электрической энергии (лицу, действующему в его интересах), если его энергопринимающие устройства (за исключением энергопринимающих устройств на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, границы которых не совпадают с границами субъекта Российской Федерации, в пределах которого такие системы находятся) в установленном порядке технологически присоединены (в том числе опосредованно через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или объекты электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался) к электрическим сетям территориальных сетевых организаций либо к единой национальной (общероссийской) электрической сети (в случаях, если в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Федерального закона этому потребителю не могут оказываться услуги по передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети) на территории субъекта Российской Федерации, в котором осуществляет свою деятельность системообразующая территориальная сетевая организация.
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Системообразующая территориальная сетевая организация не вправе отказать в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю электрической энергии (лицу, действующему в его интересах), если его энергопринимающие устройства (за исключением энергопринимающих устройств на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, границы которых не совпадают с границами субъекта Российской Федерации, в пределах которого такие системы находятся) в установленном порядке технологически присоединены (в том числе опосредованно через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или объекты электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался) к электрическим сетям территориальных сетевых организаций либо к единой национальной (общероссийской) электрической сети (в случаях, если в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Федерального закона этому потребителю не могут оказываться услуги по передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети) на территории субъекта Российской Федерации, в котором осуществляет свою деятельность системообразующая территориальная сетевая организация.
Федеральный закон от 13.07.2024 N 185-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"Системообразующая территориальная сетевая организация не вправе отказать в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю электрической энергии (лицу, действующему в его интересах), если его энергопринимающие устройства (за исключением энергопринимающих устройств на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, границы которых не совпадают с границами субъекта Российской Федерации, в пределах которого такие системы находятся) в установленном порядке технологически присоединены (в том числе опосредованно через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или объекты электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался) к электрическим сетям территориальных сетевых организаций либо к единой национальной (общероссийской) электрической сети (в случаях, если в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Федерального закона этому потребителю не могут оказываться услуги по передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети) на территории субъекта Российской Федерации, в котором осуществляет свою деятельность системообразующая территориальная сетевая организация.
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"Системообразующая территориальная сетевая организация не вправе отказать в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю электрической энергии (лицу, действующему в его интересах), если его энергопринимающие устройства (за исключением энергопринимающих устройств на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, границы которых не совпадают с границами субъекта Российской Федерации, в пределах которого такие системы находятся) в установленном порядке технологически присоединены (в том числе опосредованно через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или объекты электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался) к электрическим сетям территориальных сетевых организаций либо к единой национальной (общероссийской) электрической сети (в случаях, если в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Федерального закона этому потребителю не могут оказываться услуги по передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети) на территории субъекта Российской Федерации, в котором осуществляет свою деятельность системообразующая территориальная сетевая организация.
Статья: О вещности электроэнергии
(Акимов Л.Ю., Гаджиев Г.А.)
("Предпринимательское право", 2022, N 3)Основная фабула дела, по результатам рассмотрения которого было принято указанное выше решение Конституционного Суда РФ, заключалась в следующем.
(Акимов Л.Ю., Гаджиев Г.А.)
("Предпринимательское право", 2022, N 3)Основная фабула дела, по результатам рассмотрения которого было принято указанное выше решение Конституционного Суда РФ, заключалась в следующем.
Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Однако позиция о том, что собственник вправе свободно распоряжаться своим имуществом, подвергается некоторым ограничениям, как в случае с ограниченными вещными правами <207>. В частности, многое зависит от того, обладает ли собственник монопольным положением как владелец определенной инфраструктуры. В качестве примера можно привести упомянутую выше ст. 6 Закона о связи, согласно которой организации связи по договору с собственником зданий могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств и сооружений связи. Так, в одном из дел оператор связи полагал незаконным действия владельца опор линий электропередачи по отказу в заключении соответствующего договора. Суды же с требованиями истца не согласились, отметив, что данный владелец не является единственным хозяйствующим субъектом, который оказывает услуги по предоставлению в пользование опор линий электропередач в соответствующем регионе. Было установлено, что заявитель обращался по вопросу технической возможности размещения объектов связи в другую организацию, которая дала ему положительный ответ, а впоследствии даже были согласованы технические условия на размещение этих объектов связи. Кроме того, было установлено, что прокладка кабелей связи возможна как на опорах ЛЭП, так и на фасадах зданий, внутри зданий и сооружений, путем прокладки кабеля вдоль автомобильных дорог и т.д. Признав указанные способы организации линий связи взаимозаменяемыми, суды не признали данный договор публичным <208>.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)Однако позиция о том, что собственник вправе свободно распоряжаться своим имуществом, подвергается некоторым ограничениям, как в случае с ограниченными вещными правами <207>. В частности, многое зависит от того, обладает ли собственник монопольным положением как владелец определенной инфраструктуры. В качестве примера можно привести упомянутую выше ст. 6 Закона о связи, согласно которой организации связи по договору с собственником зданий могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств и сооружений связи. Так, в одном из дел оператор связи полагал незаконным действия владельца опор линий электропередачи по отказу в заключении соответствующего договора. Суды же с требованиями истца не согласились, отметив, что данный владелец не является единственным хозяйствующим субъектом, который оказывает услуги по предоставлению в пользование опор линий электропередач в соответствующем регионе. Было установлено, что заявитель обращался по вопросу технической возможности размещения объектов связи в другую организацию, которая дала ему положительный ответ, а впоследствии даже были согласованы технические условия на размещение этих объектов связи. Кроме того, было установлено, что прокладка кабелей связи возможна как на опорах ЛЭП, так и на фасадах зданий, внутри зданий и сооружений, путем прокладки кабеля вдоль автомобильных дорог и т.д. Признав указанные способы организации линий связи взаимозаменяемыми, суды не признали данный договор публичным <208>.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Является ли уведомление о прекращении договора аренды, заключенного или возобновленного на неопределенный срок, основанием для прекращения отношений и освобождения имущества
(КонсультантПлюс, 2025)При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования ЗАО "Авиастар-СП" о возврате асфальтированной площадки и отказали в удовлетворении требований ООО "ЗАМоК" об обязании заключить договор на оказание услуг по передаче электроэнергии..."
Является ли уведомление о прекращении договора аренды, заключенного или возобновленного на неопределенный срок, основанием для прекращения отношений и освобождения имущества
(КонсультантПлюс, 2025)При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования ЗАО "Авиастар-СП" о возврате асфальтированной площадки и отказали в удовлетворении требований ООО "ЗАМоК" об обязании заключить договор на оказание услуг по передаче электроэнергии..."
Статья: Понятие и правовая природа договора технологического присоединения к электрическим сетям
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии относится к категории публичных, что означает запрет со стороны ТСО отказывать в заключении договора при возможности оказать услуги.
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии относится к категории публичных, что означает запрет со стороны ТСО отказывать в заключении договора при возможности оказать услуги.
Статья: Влияние законодательных изменений о системообразующих территориальных сетевых организациях на моносетевые организации
(Кравцов А.М., Кораев К.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<13> Правила заключения, исполнения, изменения, расторжения договора о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, установленным Правительством Российской Федерации или его отказа от осуществления деятельности в качестве территориальной сетевой организации для оказания услуг по передаче электрической энергии либо технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2024 N 1229 (далее - Постановление Правительства РФ от 10.09.2024 N 1229) [электронный ресурс].
(Кравцов А.М., Кораев К.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<13> Правила заключения, исполнения, изменения, расторжения договора о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, установленным Правительством Российской Федерации или его отказа от осуществления деятельности в качестве территориальной сетевой организации для оказания услуг по передаче электрической энергии либо технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2024 N 1229 (далее - Постановление Правительства РФ от 10.09.2024 N 1229) [электронный ресурс].
Статья: Публичная оферта и публичный договор
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме этого, для вывода о наличии оснований для квалификации договора в качестве публичного следует учитывать требования законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок заключения соответствующих договоров (например, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861). В Определении Верховного Суда РФ от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833 по делу N А40-39666/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 19.01.2017 N 608-ПЭК16 отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ) отмечено, что правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в ч. 7, 8 ст. 15 которого указано на публичность договора теплоснабжения, заключенного с единой теплоснабжающей организацией, и перечислены существенные условия такого договора.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме этого, для вывода о наличии оснований для квалификации договора в качестве публичного следует учитывать требования законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок заключения соответствующих договоров (например, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861). В Определении Верховного Суда РФ от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833 по делу N А40-39666/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 19.01.2017 N 608-ПЭК16 отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ) отмечено, что правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в ч. 7, 8 ст. 15 которого указано на публичность договора теплоснабжения, заключенного с единой теплоснабжающей организацией, и перечислены существенные условия такого договора.