Освидетельствование на состояние наркотического опьянения
Подборка наиболее важных документов по запросу Освидетельствование на состояние наркотического опьянения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.20 "Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах" КоАП РФ"Как усматривается из материалов дела и установлено судьей, 02 апреля 2023 года в 11 часов 00 минут по адресу: адрес, выявлен гражданин В.И.В., который употребил наркотические вещества в общественном месте, а именно во дворе дома, без назначения врача. А именно в соответствии с актом медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения N К9-1382 от 02 апреля 2023 года, установлено, что в моче В.И.В. обнаружено: амфетамин, каннабиноиды, морфин, кодеин, метадон и его метаболит ЭДДП, производное N-метилэфедрон и его метаболиты, Альфа- PVP, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 27.12 "Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения" КоАП РФ"Ссылка в жалобе на то, что бумажные носители (чеки прибора) не удостоверены подписью понятых и лица, привлекаемого к административной ответственности, не влечет отмену судебных актов, поскольку действующее законодательство и положения статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не требуют присутствия понятых либо фиксации на видеозапись процесса медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а Порядком проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 933н (далее - Порядок N 933н), не предусмотрено фиксации результатов освидетельствования на печатном носителе подписью освидетельствуемого, как и обязательного приложения данных чеков к акту медицинского освидетельствования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О возможности привлечения водителей транспортных средств, отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, к административной ответственности за незаконное потребление наркотических средств
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)"Административное право и процесс", 2023, N 4
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)"Административное право и процесс", 2023, N 4
Ситуация: Как проходит освидетельствование на состояние алкогольного опьянения лиц, управляющих транспортными средствами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), которое проводится в установленных случаях соответствующими медицинскими организациями (далее - медицинское освидетельствование).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), которое проводится в установленных случаях соответствующими медицинскими организациями (далее - медицинское освидетельствование).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
(ред. от 04.11.2025)Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
Статья: Подтверждение состояния опьянения у работника
(Маслова А., Залюбовский К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 11)Выявление факта появления работника на рабочем месте в состоянии опьянения основывается на некоторых внешних проявлениях. В п. 6 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (утв. Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н) <3> к критериям, при наличии хотя бы одного из которых можно полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, относятся:
(Маслова А., Залюбовский К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 11)Выявление факта появления работника на рабочем месте в состоянии опьянения основывается на некоторых внешних проявлениях. В п. 6 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (утв. Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н) <3> к критериям, при наличии хотя бы одного из которых можно полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, относятся:
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)<2> См.: Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1092н "Об утверждении порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядка выдачи и формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, а также о признании утратившими силу отдельных приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс"; Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 834н (ред. от 02.11.2020) "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению" // СПС "КонсультантПлюс"; Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н (ред. от 25.03.2019) "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" // СПС "КонсультантПлюс".
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)<2> См.: Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1092н "Об утверждении порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядка выдачи и формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, а также о признании утратившими силу отдельных приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс"; Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 834н (ред. от 02.11.2020) "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению" // СПС "КонсультантПлюс"; Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н (ред. от 25.03.2019) "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: О некоторых вопросах признания смерти военнослужащего войск национальной гвардии Российской Федерации, находящейся в прямой причинной связи с приведением себя в состояние опьянения (алкогольного, наркотического или токсического), в сфере обязательного государственного страхования жизни и здоровья
(Наумов П.Ю., Мелентьев И.С., Утюганов А.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 8)При этом в соответствии с Приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" клинические признаки опьянения представляют собой совокупность изменений психической деятельности (неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции, заторможенность, сонливость или возбуждение, эмоциональная неустойчивость, ускорение или замедление темпа мышления), вегетативно-сосудистых реакций, нарушения двигательной сферы, в том числе двигательное возбуждение или заторможенность.
(Наумов П.Ю., Мелентьев И.С., Утюганов А.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 8)При этом в соответствии с Приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" клинические признаки опьянения представляют собой совокупность изменений психической деятельности (неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции, заторможенность, сонливость или возбуждение, эмоциональная неустойчивость, ускорение или замедление темпа мышления), вегетативно-сосудистых реакций, нарушения двигательной сферы, в том числе двигательное возбуждение или заторможенность.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Работодатель в случае выявления у работника признаков состояния опьянения должен выдать последнему направление на медицинское освидетельствование в соответствии с Порядком проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утв. Приказом Минздрава от 18.12.2015 N 933н.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Работодатель в случае выявления у работника признаков состояния опьянения должен выдать последнему направление на медицинское освидетельствование в соответствии с Порядком проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утв. Приказом Минздрава от 18.12.2015 N 933н.
Статья: К вопросу о невыполнении гражданами законных требований и распоряжений сотрудника полиции
(Строева О.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Так, отдельными нормами КоАП РФ предусмотрена ответственность за отказ выполнить требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии критериев, дающих уполномоченному должностному лицу полагать, что в организме присутствуют вещества, вызвавшие опьянение, по основаниям, предусмотренным п. 5 и 6 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического" <2>. Согласно ч. 1 ст. 6.9, ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ для определения наличия наркотических средств в организме и подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения требуется доставление лица в медицинское учреждение. В связи с чем отказ гражданина от прохождения медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения толкуется как неповиновение законному требованию сотрудника полиции, а само требование сотрудника полиции о его прохождении является законным и обоснованным. Схожая норма содержится и в ст. 12.26, ч. 4.2 ст. 20.8 КоАП РФ, предусматривающих ответственность для водителей транспортных средств и лиц, осуществляющих ношение огнестрельного оружия в состоянии опьянения (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии") <3>. Полагаем, что как таковой отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в рассмотренных правовых нормах является одной из форм невыполнения законного требования сотрудника полиции.
(Строева О.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Так, отдельными нормами КоАП РФ предусмотрена ответственность за отказ выполнить требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии критериев, дающих уполномоченному должностному лицу полагать, что в организме присутствуют вещества, вызвавшие опьянение, по основаниям, предусмотренным п. 5 и 6 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического" <2>. Согласно ч. 1 ст. 6.9, ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ для определения наличия наркотических средств в организме и подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения требуется доставление лица в медицинское учреждение. В связи с чем отказ гражданина от прохождения медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения толкуется как неповиновение законному требованию сотрудника полиции, а само требование сотрудника полиции о его прохождении является законным и обоснованным. Схожая норма содержится и в ст. 12.26, ч. 4.2 ст. 20.8 КоАП РФ, предусматривающих ответственность для водителей транспортных средств и лиц, осуществляющих ношение огнестрельного оружия в состоянии опьянения (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии") <3>. Полагаем, что как таковой отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в рассмотренных правовых нормах является одной из форм невыполнения законного требования сотрудника полиции.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Рапорт непосредственного руководителя (начальника) об обнаружении сотрудника, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, немедленно передается прямому руководителю (начальнику) для назначения служебной проверки. Рапорт должен содержать сведения о выявленных признаках алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения сотрудника: показания свидетелей, наличие акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) <1> лица либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), зафиксированный не менее чем двумя сотрудниками.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Рапорт непосредственного руководителя (начальника) об обнаружении сотрудника, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, немедленно передается прямому руководителю (начальнику) для назначения служебной проверки. Рапорт должен содержать сведения о выявленных признаках алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения сотрудника: показания свидетелей, наличие акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) <1> лица либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), зафиксированный не менее чем двумя сотрудниками.
Статья: Меры административно-процессуального принуждения, применяемые полицией в области дорожного движения
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 1)Обязательное медицинское освидетельствование можно рассматривать именно как меру административно-процессуального принуждения. Р.Ю. Кохан справедливо отмечает, что "медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения представляет собой категорию, которая охватывает группу мер административного принуждения" [9, с. 10]. Однако медицинское освидетельствование лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения, как меру административно-процессуального принуждения, направленную на получение доказательств, следует рассматривать значительно шире. Обозначенная мера административного принуждения должна касаться не только определения состояния опьянения, вызванного потреблением алкоголя или иных веществ. Данная мера должна затрагивать также проблему определения психического или физического состояния соответствующего лица. Как отметил В.Р. Кисин, при исследовании обстоятельств отдельных правонарушений и принятии законных решений по некоторым категориям административных дел требуется информация о физическом или психическом состоянии правонарушителя [8].
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 1)Обязательное медицинское освидетельствование можно рассматривать именно как меру административно-процессуального принуждения. Р.Ю. Кохан справедливо отмечает, что "медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения представляет собой категорию, которая охватывает группу мер административного принуждения" [9, с. 10]. Однако медицинское освидетельствование лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения, как меру административно-процессуального принуждения, направленную на получение доказательств, следует рассматривать значительно шире. Обозначенная мера административного принуждения должна касаться не только определения состояния опьянения, вызванного потреблением алкоголя или иных веществ. Данная мера должна затрагивать также проблему определения психического или физического состояния соответствующего лица. Как отметил В.Р. Кисин, при исследовании обстоятельств отдельных правонарушений и принятии законных решений по некоторым категориям административных дел требуется информация о физическом или психическом состоянии правонарушителя [8].
Статья: Об опыте практической реализации института экспертизы при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.9, частями 2, 3 статьи 20.20 КоАП России
(Кохан Р.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)<1> Газизов Д.А. Некоторые проблемы правового регулирования медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2015. N 1. С. 35 - 38; Евтеев С.П. О проблемах в организации медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), которые влекут за собой наступление юридически значимых последствий // Вестник ВИПК МВД России. 2016. N 3. С. 15 - 21.
(Кохан Р.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)<1> Газизов Д.А. Некоторые проблемы правового регулирования медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2015. N 1. С. 35 - 38; Евтеев С.П. О проблемах в организации медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), которые влекут за собой наступление юридически значимых последствий // Вестник ВИПК МВД России. 2016. N 3. С. 15 - 21.
Статья: Совершенствование административно-правовых мер в сфере предупреждения преступности лиц, злоупотребляющих наркотиками
(Гришко А.Я.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)<6> Дугенец А.С. Административно-правовые основы применения полицией медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения // Наркоконтроль. 2022. N 1. С. 29.
(Гришко А.Я.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)<6> Дугенец А.С. Административно-правовые основы применения полицией медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения // Наркоконтроль. 2022. N 1. С. 29.
Статья: Доказательства состояния алкогольного опьянения работника в случаях, когда медосвидетельствование не проводилось
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)В трудовом законодательстве нет указаний на то, каким образом такое "нерабочее" состояние сотрудника должно подтверждаться, если не проводится в установленном порядке медосвидетельствование. Напомним, что медосвидетельствование работника осуществляется на основании направления работодателя в порядке, утвержденном Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н "О Порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)", но работник вправе от него отказаться.
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 2)В трудовом законодательстве нет указаний на то, каким образом такое "нерабочее" состояние сотрудника должно подтверждаться, если не проводится в установленном порядке медосвидетельствование. Напомним, что медосвидетельствование работника осуществляется на основании направления работодателя в порядке, утвержденном Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н "О Порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)", но работник вправе от него отказаться.