Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях
Подборка наиболее важных документов по запросу Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Московского городского суда от 06.12.2024 по делу N 7-18724/2024 (УИД 77RS0020-02-2024-003421-24)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 8.14 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" за неуплату за размещение транспортного средства на платной городской парковке.
Решение: В удовлетворении требований отказано.Содержание ст. 16.6 КоАП г. Москвы, несмотря на ее наименование "Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в области благоустройства, совершенных с использованием транспортных средств", не свидетельствует о превышении субъектом Российской Федерации нормотворческих полномочий в области законодательства об административных правонарушениях, поскольку каких-либо особенностей не устанавливает. Отсылка к порядку рассмотрения дел, предусмотренному частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может расцениваться как несоответствие федеральному законодательству.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 8.14 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" за неуплату за размещение транспортного средства на платной городской парковке.
Решение: В удовлетворении требований отказано.Содержание ст. 16.6 КоАП г. Москвы, несмотря на ее наименование "Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в области благоустройства, совершенных с использованием транспортных средств", не свидетельствует о превышении субъектом Российской Федерации нормотворческих полномочий в области законодательства об административных правонарушениях, поскольку каких-либо особенностей не устанавливает. Отсылка к порядку рассмотрения дел, предусмотренному частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может расцениваться как несоответствие федеральному законодательству.
Решение Московского городского суда от 05.12.2024 по делу N 7-19215/2024 (УИД 77RS0016-02-2024-005976-40)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 8.14 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" за неуплату за размещение транспортного средства на платной городской парковке.
Решение: В удовлетворении требований отказано.Там же указано, что содержание статьи 16.6 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", несмотря на ее наименование "Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в области благоустройства, совершенных с использованием транспортных средств", не свидетельствует о превышении субъектом Российской Федерации нормотворческих полномочий в области законодательства об административных правонарушениях, поскольку каких-либо особенностей не устанавливает. Отсылка к порядку рассмотрения дел, предусмотренному частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может расцениваться как несоответствие федеральному законодательству.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 8.14 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" за неуплату за размещение транспортного средства на платной городской парковке.
Решение: В удовлетворении требований отказано.Там же указано, что содержание статьи 16.6 Закона адрес от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", несмотря на ее наименование "Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в области благоустройства, совершенных с использованием транспортных средств", не свидетельствует о превышении субъектом Российской Федерации нормотворческих полномочий в области законодательства об административных правонарушениях, поскольку каких-либо особенностей не устанавливает. Отсылка к порядку рассмотрения дел, предусмотренному частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может расцениваться как несоответствие федеральному законодательству.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)2. Процессуальные особенности рассмотрения
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)2. Процессуальные особенности рассмотрения
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце втором п. 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце втором п. 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В статье рассмотрены некоторые вопросы применения общей части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (принципы привлечения к административной ответственности, действие закона об административном правонарушении во времени, вина юридического лица, сроки давности привлечения к административной ответственности, особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях арбитражными судами), а также проанализированы положения Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ, вступившего в силу 6 апреля 2022 года.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В статье рассмотрены некоторые вопросы применения общей части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (принципы привлечения к административной ответственности, действие закона об административном правонарушении во времени, вина юридического лица, сроки давности привлечения к административной ответственности, особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях арбитражными судами), а также проанализированы положения Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ, вступившего в силу 6 апреля 2022 года.
Ситуация: Каков правовой статус иностранных граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При привлечении иностранного гражданина к административной ответственности есть некоторые особенности. Так, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина, его присутствие является обязательным. Также, например, в целях пресечения административного правонарушения возможно помещение иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения, в специальные учреждения либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов на срок до 90 суток со дня вынесения постановления об административном выдворении за пределы РФ. Данный срок может быть в установленном порядке продлен, но не более чем на 90 суток со дня вынесения судьей соответствующего определения (ч. 3 ст. 25.1, п. 12 ч. 1 ст. 27.1, ч. 1 ст. 27.19, ч. 1, 2, 16 ст. 27.19.1 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При привлечении иностранного гражданина к административной ответственности есть некоторые особенности. Так, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина, его присутствие является обязательным. Также, например, в целях пресечения административного правонарушения возможно помещение иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения, в специальные учреждения либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов на срок до 90 суток со дня вынесения постановления об административном выдворении за пределы РФ. Данный срок может быть в установленном порядке продлен, но не более чем на 90 суток со дня вынесения судьей соответствующего определения (ч. 3 ст. 25.1, п. 12 ч. 1 ст. 27.1, ч. 1 ст. 27.19, ч. 1, 2, 16 ст. 27.19.1 КоАП РФ).
Статья: О проблемах, возникающих при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях в части потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача
(Будникова А.Б.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.9, ч. 2, 3 ст. 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <7> (далее - КоАП РФ), обусловлены наличием административных наказаний в виде административного ареста и административного выдворения. Они выражаются в обязательном присутствии при рассмотрении дела наркопотребителя, а также в сокращенных сроках направления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дел (абз. 2 ч. 3 ст. 25.1, ч. 2 ст. 28.8, ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).
(Будникова А.Б.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.9, ч. 2, 3 ст. 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <7> (далее - КоАП РФ), обусловлены наличием административных наказаний в виде административного ареста и административного выдворения. Они выражаются в обязательном присутствии при рассмотрении дела наркопотребителя, а также в сокращенных сроках направления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дел (абз. 2 ч. 3 ст. 25.1, ч. 2 ст. 28.8, ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).
Статья: Упрощенный порядок производства по делам об административных правонарушениях при применении ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ и анализ судебной практики, складывающейся по результатам пересмотра постановлений о назначении административных наказаний
(Ландерсон (Тиунова) Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)<1> Андреев А.И. Обеспечение прав граждан при назначении административных наказаний: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 175 с.; Гуничев А.А. Квалификация и особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях, посягающих на безопасность дорожного движения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 178 с.; Головко В.В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в области дорожного движения: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. 404 с.; Казина Т.В. Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 226 с.; Комарова Н.В. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в органах внутренних дел, милиции: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. 249 с.
(Ландерсон (Тиунова) Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)<1> Андреев А.И. Обеспечение прав граждан при назначении административных наказаний: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 175 с.; Гуничев А.А. Квалификация и особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях, посягающих на безопасность дорожного движения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 178 с.; Головко В.В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в области дорожного движения: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. 404 с.; Казина Т.В. Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 226 с.; Комарова Н.В. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в органах внутренних дел, милиции: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. 249 с.
Статья: Проблемы определения субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях, структурированных в КоАП РФ и Кодексе города Москвы об административных правонарушениях в период пандемии коронавируса
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Кроме того, Закон N 6 города Москвы ввел новое правовое предписание, сформулированное в п. 1.1 ст. 16.6 КоАП города Москвы, регламентирующее особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях. В соответствии с п. 1.1 ст. 16.6 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 3.18.1 КоАП города Москвы, в случае фиксации этих административных правонарушений посредством технологий электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием системы городского видеонаблюдения, технических устройств и программного обеспечения, рассматриваются в порядке, установленном ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Кроме того, Закон N 6 города Москвы ввел новое правовое предписание, сформулированное в п. 1.1 ст. 16.6 КоАП города Москвы, регламентирующее особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях. В соответствии с п. 1.1 ст. 16.6 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 3.18.1 КоАП города Москвы, в случае фиксации этих административных правонарушений посредством технологий электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием системы городского видеонаблюдения, технических устройств и программного обеспечения, рассматриваются в порядке, установленном ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.
Статья: Определение компетентного суда при обращении за судебной защитой по делу об административном правонарушении
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 4)Единственной известной нам работой, в которой исследуется вопрос обеспечения доступа к правосудию, является написанная А.Н. Борисовым и И.Е. Махровым статья "Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах: сравнительный комментарий КоАП РФ и АПК РФ", где исследователи указали на то, что если дело об административном правонарушении неподведомственно арбитражному суду, то по общим правилам искового производства в арбитражном суде согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ производство по делу подлежит прекращению, о чем в соответствии с ч. 1 ст. 151 АПК РФ выносится определение [14, с. 13]. Таким образом, на сегодняшний день важнейшее право на судебную защиту лиц, обратившихся к судье, некомпетентному рассматривать жалобу (заявление) на постановление (решение) по делу об административном правонарушении, не обеспечено нормами административно-процессуального права. Такое положение не может быть признано верным в правовом, демократическом государстве, стремящимся совершенствовать обеспеченность граждан высококвалифицированной и доступной судебной защитой. Соответственно, требуется незамедлительное принятие мер по нормативному регулированию исследованной проблемы. Такие меры, безусловно, должны быть приняты в отношении норм КоАП РФ и АПК РФ.
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 4)Единственной известной нам работой, в которой исследуется вопрос обеспечения доступа к правосудию, является написанная А.Н. Борисовым и И.Е. Махровым статья "Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах: сравнительный комментарий КоАП РФ и АПК РФ", где исследователи указали на то, что если дело об административном правонарушении неподведомственно арбитражному суду, то по общим правилам искового производства в арбитражном суде согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ производство по делу подлежит прекращению, о чем в соответствии с ч. 1 ст. 151 АПК РФ выносится определение [14, с. 13]. Таким образом, на сегодняшний день важнейшее право на судебную защиту лиц, обратившихся к судье, некомпетентному рассматривать жалобу (заявление) на постановление (решение) по делу об административном правонарушении, не обеспечено нормами административно-процессуального права. Такое положение не может быть признано верным в правовом, демократическом государстве, стремящимся совершенствовать обеспеченность граждан высококвалифицированной и доступной судебной защитой. Соответственно, требуется незамедлительное принятие мер по нормативному регулированию исследованной проблемы. Такие меры, безусловно, должны быть приняты в отношении норм КоАП РФ и АПК РФ.