Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций
Подборка наиболее важных документов по запросу Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций
(Тетюев С.В.)
("Российская юстиция", 2016, N 3)ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
(Тетюев С.В.)
("Российская юстиция", 2016, N 3)ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. В гл. 32 КАС РФ определены особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей санкций с физических лиц. Право на обращение в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций, закрепленное в ст. 286, ранее не регламентировалось отдельными положениями ГПК РФ, а появилось только в КАС РФ по аналогии с положениями ст. 213 "Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций" АПК РФ. Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными в гл. 26 АПК РФ.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. В гл. 32 КАС РФ определены особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей санкций с физических лиц. Право на обращение в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций, закрепленное в ст. 286, ранее не регламентировалось отдельными положениями ГПК РФ, а появилось только в КАС РФ по аналогии с положениями ст. 213 "Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций" АПК РФ. Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными в гл. 26 АПК РФ.
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)<4> См.: Тетюев С.В. Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций // Рос. юстиция. 2016. N 3. С. 35.
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)<4> См.: Тетюев С.В. Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций // Рос. юстиция. 2016. N 3. С. 35.
Статья: Спор о праве и его отсутствие в производстве мировых судей
(Несвит Е.А.)
("Мировой судья", 2023, N 3)<25> Соловьев А.А. Особенности рассмотрения мировыми судьями административных дел в порядке приказного производства // Мировой судья. 2016. N 7. С. 31 - 40; Раздьяконов Е.С. Судебный приказ в арбитражном процессе: реальность и перспективы развития // Вестник гражданского процесса. 2017. N 6. С. 43 - 59; Соловьев А.А., Огнева К.О. Приказное производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций: новеллы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2018. N 1. С. 1 - 13.
(Несвит Е.А.)
("Мировой судья", 2023, N 3)<25> Соловьев А.А. Особенности рассмотрения мировыми судьями административных дел в порядке приказного производства // Мировой судья. 2016. N 7. С. 31 - 40; Раздьяконов Е.С. Судебный приказ в арбитражном процессе: реальность и перспективы развития // Вестник гражданского процесса. 2017. N 6. С. 43 - 59; Соловьев А.А., Огнева К.О. Приказное производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций: новеллы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2018. N 1. С. 1 - 13.
Статья: Меры судебного административного понуждения: основания, признаки и виды
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Административно-процессуальные порядки применения судебных мер административного понуждения предопределяют особенности производства в суде общей юрисдикции или арбитражном суде по делам об административно понуждаемых деликтах, которые в силу специфики КАС РФ и АПК РФ могут быть поделены на виды: общий, упрощенный, приказной и специальный. Применение судами административно-понудительных мер взыскания обязательных платежей и санкций в настоящее время достаточно полно процессуально урегулировано, поскольку предусмотрены специальный (гл. 32 КАС РФ, гл. 26 АПК РФ), приказной (гл. 11.1 КАС РФ, гл. 29.1 АПК РФ) и упрощенный (п. 3 ч. 1 ст. 291 гл. 33 КАС РФ, п. 1, 5 ч. 1 ст. 227 гл. 29 АПК РФ) порядки. Наряду с этим в соответствии с гл. 27, 27.1, 27.2 КАС РФ предусмотрен специальный порядок применения соответствующих мер судебного административного понуждения (приостановление деятельности или ликвидация политической партии, запрет деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, прекращение деятельности средств массовой информации и др.). Однако остальные виды мер судебного административного понуждения в настоящее время применяются судьями судов общей юрисдикции по общим правилам административного искового производства в соответствии со ст. 175 - 181, 227 КАС РФ <34>, а судьями арбитражных судов - по общим правилам искового производства в соответствии со ст. 167 - 170, 110 АПК РФ <35>. Вместе с тем проведенный анализ судебных решений судов общей юрисдикции по делам о применении мер понуждения к исполнению предписаний органов государственного жилищного надзора в силу п. 6 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ свидетельствует о том, что данные меры судебного административного понуждения применяются как по общим правилам административного искового производства в соответствии со ст. 175 - 180, 227 КАС РФ <36>, так и по общим правилам искового производства в соответствии со ст. 56, 194 - 199, 233 - 237 ГПК РФ <37>. Наряду с этим в судебных решениях о понуждении к исполнению предписаний, разрешаемых в порядке ГПК РФ, также устанавливается срок, в течение которого судом возлагается обязанность исполнить ранее предписанные и неисполненные требования контрольно-надзорного органа устранить выявленные нарушения <38>, на основании ст. 206 ГПК РФ, в которой предусмотрен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а именно в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Аналогичный срок устанавливается по данной категории дел о судебном административном понуждении, разрешаемых в порядке КАС РФ <39>. Однако в силу ст. 187 КАС РФ данный срок не установлен, а суд по общему правилу вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. В решениях судей арбитражных судов о понуждении к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов также устанавливается срок, равный одному месяцу, в течение которого подлежит исполнить возложенную судом обязанность <40>, либо иной срок <41>, поскольку в силу ч. 1 ст. 174 АПК РФ данный срок не конкретизирован.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Административно-процессуальные порядки применения судебных мер административного понуждения предопределяют особенности производства в суде общей юрисдикции или арбитражном суде по делам об административно понуждаемых деликтах, которые в силу специфики КАС РФ и АПК РФ могут быть поделены на виды: общий, упрощенный, приказной и специальный. Применение судами административно-понудительных мер взыскания обязательных платежей и санкций в настоящее время достаточно полно процессуально урегулировано, поскольку предусмотрены специальный (гл. 32 КАС РФ, гл. 26 АПК РФ), приказной (гл. 11.1 КАС РФ, гл. 29.1 АПК РФ) и упрощенный (п. 3 ч. 1 ст. 291 гл. 33 КАС РФ, п. 1, 5 ч. 1 ст. 227 гл. 29 АПК РФ) порядки. Наряду с этим в соответствии с гл. 27, 27.1, 27.2 КАС РФ предусмотрен специальный порядок применения соответствующих мер судебного административного понуждения (приостановление деятельности или ликвидация политической партии, запрет деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, прекращение деятельности средств массовой информации и др.). Однако остальные виды мер судебного административного понуждения в настоящее время применяются судьями судов общей юрисдикции по общим правилам административного искового производства в соответствии со ст. 175 - 181, 227 КАС РФ <34>, а судьями арбитражных судов - по общим правилам искового производства в соответствии со ст. 167 - 170, 110 АПК РФ <35>. Вместе с тем проведенный анализ судебных решений судов общей юрисдикции по делам о применении мер понуждения к исполнению предписаний органов государственного жилищного надзора в силу п. 6 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ свидетельствует о том, что данные меры судебного административного понуждения применяются как по общим правилам административного искового производства в соответствии со ст. 175 - 180, 227 КАС РФ <36>, так и по общим правилам искового производства в соответствии со ст. 56, 194 - 199, 233 - 237 ГПК РФ <37>. Наряду с этим в судебных решениях о понуждении к исполнению предписаний, разрешаемых в порядке ГПК РФ, также устанавливается срок, в течение которого судом возлагается обязанность исполнить ранее предписанные и неисполненные требования контрольно-надзорного органа устранить выявленные нарушения <38>, на основании ст. 206 ГПК РФ, в которой предусмотрен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а именно в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Аналогичный срок устанавливается по данной категории дел о судебном административном понуждении, разрешаемых в порядке КАС РФ <39>. Однако в силу ст. 187 КАС РФ данный срок не установлен, а суд по общему правилу вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. В решениях судей арбитражных судов о понуждении к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов также устанавливается срок, равный одному месяцу, в течение которого подлежит исполнить возложенную судом обязанность <40>, либо иной срок <41>, поскольку в силу ч. 1 ст. 174 АПК РФ данный срок не конкретизирован.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Вместе с тем нужно учитывать отдельные процессуальные особенности. Так, на основании ст. 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает требования о взыскании обязательных платежей и санкций посредством приказного производства (гл. 11.1 КАС РФ), которое не является аналогом "производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций" (гл. 32 КАС РФ). В этой связи ст. 287 КАС РФ предписывает судье при получении надлежащего административного искового заявления проверять сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном гл. 11.1 КАС РФ. Иначе административное исковое заявление оставляется без движения.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Вместе с тем нужно учитывать отдельные процессуальные особенности. Так, на основании ст. 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает требования о взыскании обязательных платежей и санкций посредством приказного производства (гл. 11.1 КАС РФ), которое не является аналогом "производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций" (гл. 32 КАС РФ). В этой связи ст. 287 КАС РФ предписывает судье при получении надлежащего административного искового заявления проверять сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном гл. 11.1 КАС РФ. Иначе административное исковое заявление оставляется без движения.
Статья: Обязательное представительство и доказывание в административном судопроизводстве
(Решетникова И.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)В плане применяемой юридической техники КАС РФ и АПК РФ (в плане регулирования процедуры рассмотрения дел из публично-правовых отношений) также существенно различаются. В АПК РФ 4 главы посвящены рассмотрению дел, возникающих из административных и публично-правовых отношений: 1) рассмотрение Судом по интеллектуальным правам дел об оспаривании нормативно-правовых актов и актов, содержащих разъяснение законодательства и обладающих нормативными свойствами; 2) рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; 3) рассмотрение административных дел об административной ответственности; 4) рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций. Аналогичным образом строилось регулирование рассмотрения дел из публичных правоотношений в ГПК РФ до принятия КАС РФ в 2015 г. Сегодня в КАС РФ раздел IV посвящен особенностям производства по отдельным категориям административных дел, в который входит 16 глав, некоторые из которых созвучны приведенной выше структуре АПК РФ, а другие посвящены более частным случаям. Сложно сказать, сколько было бы аналогичных глав в ГПК РФ, если отдельно регулировалась бы процедура рассмотрения различных категорий гражданских, семейных, жилищных, земельных и иных споров. Более того, в КАС РФ по каждой категории дел приводится определение предмета доказывания, что делается на основании специализированного законодательства: практически КАС приводит в таких нормах пересказ соответствующей нормы федерального закона. К примеру, ст. 275 КАС РФ повторяет соответствующие нормы Закона об оказании психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании от 2 июля 1992 г. N 3185-1. Хотя принцип определения предмета доказывания при рассмотрении дела строится на единых источниках: норме материально-правового законодательства и основаниях иска и возражениях на него. В связи с этим в процессуальном законе нет необходимости повторять нормы специализированных законов, которыми и определяется предмет доказывания, как это и сделано в ГПК РФ и АПК РФ. Тем более при использованном сегодня приеме юридической техники изменения специализированного закона будут неизбежно влечь за собой изменения КАС РФ, что не в состоянии обеспечить стабильность последнего.
(Решетникова И.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)В плане применяемой юридической техники КАС РФ и АПК РФ (в плане регулирования процедуры рассмотрения дел из публично-правовых отношений) также существенно различаются. В АПК РФ 4 главы посвящены рассмотрению дел, возникающих из административных и публично-правовых отношений: 1) рассмотрение Судом по интеллектуальным правам дел об оспаривании нормативно-правовых актов и актов, содержащих разъяснение законодательства и обладающих нормативными свойствами; 2) рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; 3) рассмотрение административных дел об административной ответственности; 4) рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций. Аналогичным образом строилось регулирование рассмотрения дел из публичных правоотношений в ГПК РФ до принятия КАС РФ в 2015 г. Сегодня в КАС РФ раздел IV посвящен особенностям производства по отдельным категориям административных дел, в который входит 16 глав, некоторые из которых созвучны приведенной выше структуре АПК РФ, а другие посвящены более частным случаям. Сложно сказать, сколько было бы аналогичных глав в ГПК РФ, если отдельно регулировалась бы процедура рассмотрения различных категорий гражданских, семейных, жилищных, земельных и иных споров. Более того, в КАС РФ по каждой категории дел приводится определение предмета доказывания, что делается на основании специализированного законодательства: практически КАС приводит в таких нормах пересказ соответствующей нормы федерального закона. К примеру, ст. 275 КАС РФ повторяет соответствующие нормы Закона об оказании психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании от 2 июля 1992 г. N 3185-1. Хотя принцип определения предмета доказывания при рассмотрении дела строится на единых источниках: норме материально-правового законодательства и основаниях иска и возражениях на него. В связи с этим в процессуальном законе нет необходимости повторять нормы специализированных законов, которыми и определяется предмет доказывания, как это и сделано в ГПК РФ и АПК РФ. Тем более при использованном сегодня приеме юридической техники изменения специализированного закона будут неизбежно влечь за собой изменения КАС РФ, что не в состоянии обеспечить стабильность последнего.
Статья: Сравнительная характеристика видов производств в гражданском, арбитражном, административном процессе, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях
(Демидова Л.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)Е. Родин отмечает, что по ряду административных дел КАС РФ предусматривает упрощенное (письменное) производство, особенность которого заключается в том, что дело рассматривается судом лишь на основании письменных доказательств без вызова сторон. Административное дело может быть рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, если все лица, участвующие в деле, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие либо ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного спора, а также по делам о взыскании обязательных платежей и санкций в пределах 20 тыс. руб.
(Демидова Л.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)Е. Родин отмечает, что по ряду административных дел КАС РФ предусматривает упрощенное (письменное) производство, особенность которого заключается в том, что дело рассматривается судом лишь на основании письменных доказательств без вызова сторон. Административное дело может быть рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, если все лица, участвующие в деле, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие либо ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного спора, а также по делам о взыскании обязательных платежей и санкций в пределах 20 тыс. руб.
Статья: О некоторых проблемах административного судопроизводства
(Михайлова Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Согласно ч. 2 ст. 246 ГПК, утратившей силу в связи с принятием КАС РФ, при рассмотрении дел публично-правового характера не применялись правила заочного производства. КАС РФ также не предусматривает возможности рассмотрения административного дела в порядке заочного производства, но при этом допускает его рассмотрение в упрощенном порядке (ч. 7 ст. 150). В ст. 229.1 АПК РФ закреплено, что в порядке приказного производства могут рассматриваться, среди прочих, требования о взыскании обязательных санкций и платежей (имеющие публично-правовую природу).
(Михайлова Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Согласно ч. 2 ст. 246 ГПК, утратившей силу в связи с принятием КАС РФ, при рассмотрении дел публично-правового характера не применялись правила заочного производства. КАС РФ также не предусматривает возможности рассмотрения административного дела в порядке заочного производства, но при этом допускает его рассмотрение в упрощенном порядке (ч. 7 ст. 150). В ст. 229.1 АПК РФ закреплено, что в порядке приказного производства могут рассматриваться, среди прочих, требования о взыскании обязательных санкций и платежей (имеющие публично-правовую природу).