Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде
Подборка наиболее важных документов по запросу Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционные ценности в практике Конституционного Суда Российской Федерации
(Безруков А.В., Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)<15> Постановление Конституционного Суда РФ от 23 июня 1992 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности правоприменительной практики по делам о восстановлении на работе, сложившейся на основании части четвертой статьи 90 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, части пятой статьи 211 КЗоТ Российской Федерации и пункта 271 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 года N 3 "О применении судами законодательства, регулирующего заключение, изменение и прекращение трудового договора" // СПС "КонсультантПлюс".
(Безруков А.В., Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)<15> Постановление Конституционного Суда РФ от 23 июня 1992 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности правоприменительной практики по делам о восстановлении на работе, сложившейся на основании части четвертой статьи 90 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, части пятой статьи 211 КЗоТ Российской Федерации и пункта 271 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 года N 3 "О применении судами законодательства, регулирующего заключение, изменение и прекращение трудового договора" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Конституционная свобода труда: исторический ракурс и новое видение
(Сагандыков М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Нельзя недооценивать значимость такого подхода для современного понимания свободы личности в целом и свободы труда в частности. Так, М.В. Лушникова и А.М. Лушников приводят <5> позицию Л.С. Таля, который в начале 20-го в. писал о том, что рабочей силе присущи все признаки личных благ человека, а потому необходимо обеспечить "охрану свободы труда" <6>. А в 1970 г. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде объявили свободу труда от эксплуатации основным условием подлинной свободы личности <7>. Одним из главных завоеваний Советского государства провозглашались освобождение личности трудящегося, уход от традиций сословно-родового строя и крепостного права. В этом смысле свобода труда - важнейшее завоевание, которое подчеркивало переход к общегражданскому, моносоциальному строю <8>.
(Сагандыков М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Нельзя недооценивать значимость такого подхода для современного понимания свободы личности в целом и свободы труда в частности. Так, М.В. Лушникова и А.М. Лушников приводят <5> позицию Л.С. Таля, который в начале 20-го в. писал о том, что рабочей силе присущи все признаки личных благ человека, а потому необходимо обеспечить "охрану свободы труда" <6>. А в 1970 г. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде объявили свободу труда от эксплуатации основным условием подлинной свободы личности <7>. Одним из главных завоеваний Советского государства провозглашались освобождение личности трудящегося, уход от традиций сословно-родового строя и крепостного права. В этом смысле свобода труда - важнейшее завоевание, которое подчеркивало переход к общегражданскому, моносоциальному строю <8>.
Нормативные акты
Указ Президиума ВС СССР от 24.09.1974 N 311-IX
(ред. от 04.04.1991)
"Об условиях труда временных рабочих и служащих"В связи с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде Президиум Верховного Совета ССР постановляет:
(ред. от 04.04.1991)
"Об условиях труда временных рабочих и служащих"В связи с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде Президиум Верховного Совета ССР постановляет:
Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20
(с изм. от 15.04.2004, с изм. от 26.01.2017)
"Об утверждении Инструкции о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день"16. С установлением Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде ежегодного отпуска продолжительностью не менее 15 рабочих дней общая продолжительность ежегодного отпуска с учетом дополнительного отпуска, предоставляемого рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим за работу в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, остается без изменений.
(с изм. от 15.04.2004, с изм. от 26.01.2017)
"Об утверждении Инструкции о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день"16. С установлением Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде ежегодного отпуска продолжительностью не менее 15 рабочих дней общая продолжительность ежегодного отпуска с учетом дополнительного отпуска, предоставляемого рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим за работу в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, остается без изменений.
"Актуальные проблемы правового регулирования труда в государственных корпорациях и корпоративных объединениях: монография"
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)3. Основы законодательства СССР и союзных республик о труде 1970 года // Ведомости ВС СССР. 1970. N 29. Ст. 265 (утратили силу).
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)3. Основы законодательства СССР и союзных республик о труде 1970 года // Ведомости ВС СССР. 1970. N 29. Ст. 265 (утратили силу).
Статья: Понимание свободы труда в советской и российской науке трудового права
(Ахметьянов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденных Законом СССР от 15 июля 1970 г. N 2-VIII <28>, декларировалось, что "гарантированная социалистическим строем свобода труда от эксплуатации - основное условие подлинной свободы личности". В преамбуле Кодекса законов о труде 1971 г. <29> также провозглашалось, что основу общественной организации труда в СССР составляет социалистическая собственность, открывшая эпоху свободного труда во имя лучшей жизни трудящегося человека. В соответствии со ст. 14 Конституции СССР 1977 г. <30> источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.
(Ахметьянов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденных Законом СССР от 15 июля 1970 г. N 2-VIII <28>, декларировалось, что "гарантированная социалистическим строем свобода труда от эксплуатации - основное условие подлинной свободы личности". В преамбуле Кодекса законов о труде 1971 г. <29> также провозглашалось, что основу общественной организации труда в СССР составляет социалистическая собственность, открывшая эпоху свободного труда во имя лучшей жизни трудящегося человека. В соответствии со ст. 14 Конституции СССР 1977 г. <30> источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.
Статья: К вопросу об эволюции института коллективного договора: исторические и сравнительно-правовые аспекты
(Кудрин А.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)Интересно заметить, что в дальнейшем отдельные главы, посвященные правовому регулированию коллективно-договорных отношений, были предусмотрены Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде от 15 июля 1970 г. (далее - Основы) (глава "Коллективный договор", ст. 6 - 7) и Кодексом законов о труде РСФСР 1971 г. (далее - КЗоТ РСФСР 1971 г.) (глава II "Коллективный договор", ст. 7 - 14) <16>, а также соответствующими кодексами законов о труде союзных республик.
(Кудрин А.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)Интересно заметить, что в дальнейшем отдельные главы, посвященные правовому регулированию коллективно-договорных отношений, были предусмотрены Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде от 15 июля 1970 г. (далее - Основы) (глава "Коллективный договор", ст. 6 - 7) и Кодексом законов о труде РСФСР 1971 г. (далее - КЗоТ РСФСР 1971 г.) (глава II "Коллективный договор", ст. 7 - 14) <16>, а также соответствующими кодексами законов о труде союзных республик.
Статья: Продвижение по работе: кадровое решение работодателя vs законный интерес работника
(Зорина О.О.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)В советский период законодательство также не закрепляло субъективного права работника на продвижение в работе. При этом в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (утв. Законом СССР от 15 июля 1970 г. N 2-VIII) (ред. от 22.05.1990) было закреплено положение о предоставлении преимуществ при продвижении по работе рабочим и служащим, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности. Указанное преимущество называлось среди возможных поощрений работников (ст. 55) <10>.
(Зорина О.О.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)В советский период законодательство также не закрепляло субъективного права работника на продвижение в работе. При этом в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (утв. Законом СССР от 15 июля 1970 г. N 2-VIII) (ред. от 22.05.1990) было закреплено положение о предоставлении преимуществ при продвижении по работе рабочим и служащим, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности. Указанное преимущество называлось среди возможных поощрений работников (ст. 55) <10>.
Статья: Коллективный договор в России: исторические аспекты и некоторые вопросы современности
(Кудрин А.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)В принятых в 1970 г. Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (далее - Основы) вопросу коллективного договора была посвящена гл. II (ст. 6 и 7). Основы, в отличие от КЗоТ РСФСР 1922 г., в ст. 6 не содержали легального понятия коллективного договора, определяя, что "коллективный договор распространяется на всех рабочих и служащих предприятия, организации независимо от того, состоят ли они членами профессионального союза". При этом ст. 7 Основ предусматривала, что коллективным договором устанавливаются взаимные обязательства администрации и коллектива рабочих и служащих по выполнению производственных планов, совершенствованию организации производства и труда, внедрению новой техники и повышению производительности труда, улучшению качества и снижению себестоимости продукции, развитию социалистического соревнования, укреплению производственной и трудовой дисциплины, повышению квалификации и подготовке кадров непосредственно на производстве <14>.
(Кудрин А.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)В принятых в 1970 г. Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (далее - Основы) вопросу коллективного договора была посвящена гл. II (ст. 6 и 7). Основы, в отличие от КЗоТ РСФСР 1922 г., в ст. 6 не содержали легального понятия коллективного договора, определяя, что "коллективный договор распространяется на всех рабочих и служащих предприятия, организации независимо от того, состоят ли они членами профессионального союза". При этом ст. 7 Основ предусматривала, что коллективным договором устанавливаются взаимные обязательства администрации и коллектива рабочих и служащих по выполнению производственных планов, совершенствованию организации производства и труда, внедрению новой техники и повышению производительности труда, улучшению качества и снижению себестоимости продукции, развитию социалистического соревнования, укреплению производственной и трудовой дисциплины, повышению квалификации и подготовке кадров непосредственно на производстве <14>.
Статья: Сравнительный анализ терминов, используемых при оценке условий труда
(Христофоров Н.Р.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 1)Впервые термин "аттестация рабочих мест" на законодательном уровне был установлен ст. 39 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970 г. <1> и ст. 102 КЗоТ РФ 1971 г. <2>, согласно которым "нормы труда подлежат обязательной замене новыми по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда", поскольку "внедрение новых технологий, проведение организационно-технических мероприятий, направленных на повышение производительности труда нуждалось в рационализации рабочих мест <3>.
(Христофоров Н.Р.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 1)Впервые термин "аттестация рабочих мест" на законодательном уровне был установлен ст. 39 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970 г. <1> и ст. 102 КЗоТ РФ 1971 г. <2>, согласно которым "нормы труда подлежат обязательной замене новыми по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда", поскольку "внедрение новых технологий, проведение организационно-технических мероприятий, направленных на повышение производительности труда нуждалось в рационализации рабочих мест <3>.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Данный акт применялся для признания неконституционными нормативных актов одновременно с положениями Конституции РФ (Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 г. N 26 (2-1) "О разрешительном порядке прописки граждан", Постановление КС РФ от 23 июня 1992 г. N 8-П "О проверке конституционности правоприменительной практики по делам о восстановлении на работе, сложившейся на основании части четвертой статьи 90 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, части пятой статьи 211 КЗоТ Российской Федерации и пункта 27.1 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 года N 3 "О применении судами законодательства, регулирующего заключение, изменение и прекращение трудового договора").
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Данный акт применялся для признания неконституционными нормативных актов одновременно с положениями Конституции РФ (Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 г. N 26 (2-1) "О разрешительном порядке прописки граждан", Постановление КС РФ от 23 июня 1992 г. N 8-П "О проверке конституционности правоприменительной практики по делам о восстановлении на работе, сложившейся на основании части четвертой статьи 90 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, части пятой статьи 211 КЗоТ Российской Федерации и пункта 27.1 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 года N 3 "О применении судами законодательства, регулирующего заключение, изменение и прекращение трудового договора").
Статья: Роль локального регулирования трудовых и социально-обеспечительных отношений: исторический экскурс
(Астраханцева Е.В., Гусева Т.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)Следует отметить, что в этот период вновь происходит усиление финансовой самостоятельности предприятий, а при распределении прибыли увеличивается материальное стимулирование работников <12>. Однако в рамках плановой экономики, а также жесткой регламентации управленческой деятельности работодателя это не приводит к возможности непосредственного согласования интересов именно сторон трудового отношения - работодателя и работников, что важно для развития локального регулирования социально-трудовых отношений. Хотя с формальной точки зрения законодательство, посвященное локальному регулированию, в том числе коллективно-договорному, постоянно развивалось. В главе 2 Основ законодательства СССР и союзных республик о труде (утверждены Законом СССР от 15 июля 1970 г. N 2-VIII) определялись стороны и содержание коллективного договора. С принятием Закона СССР от 17 июня 1983 г. N 9500-X "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" были определены полномочия трудовых коллективов (профсоюзных организаций), в том числе контрольные: при заключении коллективного договора, распределении и использовании фондов экономического стимулирования, улучшения социально-культурных, жилищно-бытовых условий работников.
(Астраханцева Е.В., Гусева Т.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)Следует отметить, что в этот период вновь происходит усиление финансовой самостоятельности предприятий, а при распределении прибыли увеличивается материальное стимулирование работников <12>. Однако в рамках плановой экономики, а также жесткой регламентации управленческой деятельности работодателя это не приводит к возможности непосредственного согласования интересов именно сторон трудового отношения - работодателя и работников, что важно для развития локального регулирования социально-трудовых отношений. Хотя с формальной точки зрения законодательство, посвященное локальному регулированию, в том числе коллективно-договорному, постоянно развивалось. В главе 2 Основ законодательства СССР и союзных республик о труде (утверждены Законом СССР от 15 июля 1970 г. N 2-VIII) определялись стороны и содержание коллективного договора. С принятием Закона СССР от 17 июня 1983 г. N 9500-X "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" были определены полномочия трудовых коллективов (профсоюзных организаций), в том числе контрольные: при заключении коллективного договора, распределении и использовании фондов экономического стимулирования, улучшения социально-культурных, жилищно-бытовых условий работников.
Статья: К вопросу о сторонах социального партнерства: исторические аспекты и современный этап развития
(Кудрин А.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)Важно отметить, что принятыми в дальнейшем Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде от 15 июля 1970 г. и Кодексом законов о труде РСФСР 1971 г. (далее - КЗоТ РСФСР 1971 г.) стороны коллективного договора определялись как "администрация" и "коллектив рабочих и служащих" (ст. 7 Основ). В свою очередь, ст. 7 КЗоТ РСФСР 1971 г. в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 называла в качестве сторон коллективного договора работодателя и работников на предприятии, в учреждении, организации <5>.
(Кудрин А.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)Важно отметить, что принятыми в дальнейшем Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде от 15 июля 1970 г. и Кодексом законов о труде РСФСР 1971 г. (далее - КЗоТ РСФСР 1971 г.) стороны коллективного договора определялись как "администрация" и "коллектив рабочих и служащих" (ст. 7 Основ). В свою очередь, ст. 7 КЗоТ РСФСР 1971 г. в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 называла в качестве сторон коллективного договора работодателя и работников на предприятии, в учреждении, организации <5>.
Статья: Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора: историко-правовой анализ
(Толкачев Н.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)15 июля 1970 г. был принят Закон СССР "Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде", который в ст. 90 устанавливал, что рабочие и служащие могут обращаться в комиссии по трудовым спорам <38> в любое время, без ограничения каким-либо давностным сроком, а по делам об увольнении - в районный (городской) народный суд в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении. Статья 90 также предусматривала сроки для обращения администрации в суд с требованиями о взыскании с работников материального ущерба. Аналогичная по содержанию норма затем получила закрепление в ст. 211 КЗоТ РСФСР 1971 г. Давностные сроки по трудовым спорам, за исключением тех, которые рассматривались непосредственно в суде, отсутствовали вплоть до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1983 г. N 9814-X "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР", которым был введен трехмесячный срок для обращения в КТС (затем изменения внесли и в КЗоТ РСФСР).
(Толкачев Н.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)15 июля 1970 г. был принят Закон СССР "Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде", который в ст. 90 устанавливал, что рабочие и служащие могут обращаться в комиссии по трудовым спорам <38> в любое время, без ограничения каким-либо давностным сроком, а по делам об увольнении - в районный (городской) народный суд в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении. Статья 90 также предусматривала сроки для обращения администрации в суд с требованиями о взыскании с работников материального ущерба. Аналогичная по содержанию норма затем получила закрепление в ст. 211 КЗоТ РСФСР 1971 г. Давностные сроки по трудовым спорам, за исключением тех, которые рассматривались непосредственно в суде, отсутствовали вплоть до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1983 г. N 9814-X "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР", которым был введен трехмесячный срок для обращения в КТС (затем изменения внесли и в КЗоТ РСФСР).