Основания для увольнения муниципального служащего в связи с утратой доверия
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для увольнения муниципального служащего в связи с утратой доверия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего по собственному желанию
(КонсультантПлюс, 2025)Основание увольнения "в связи с утратой доверия" изменяют по требованию муниципального служащего на "по собственному желанию", если не доказано, что он при заполнении справки о доходах имел намерение скрыть реально полученный им доход, и не установлены факты получения незаконных доходов (имущества)
(КонсультантПлюс, 2025)Основание увольнения "в связи с утратой доверия" изменяют по требованию муниципального служащего на "по собственному желанию", если не доказано, что он при заполнении справки о доходах имел намерение скрыть реально полученный им доход, и не установлены факты получения незаконных доходов (имущества)
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)1. Основания для признания увольнения незаконным
(КонсультантПлюс, 2025)1. Основания для признания увольнения незаконным
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые аспекты правового регулирования муниципальной службы в контексте интеграции новых субъектов Российской Федерации
(Годованик Е.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Данное отличие состоит в том, что выборные муниципальные должности (главным образом муниципальный депутат, глава представительного органа, избираемый глава местной администрации) имеют своим непосредственным источником прямое народовластие, осуществляемое либо непосредственно, либо через представительный орган муниципального образования, который всегда является исключительно избираемым населением. Наличие народного мандата, в свою очередь, означает возможность отзыва с выборной должности населением или представительным органом в связи с утратой доверия без каких-либо дополнительных оснований или объяснения причин, что является обязательным для увольнения муниципальных служащих, которые находятся в трудовых отношениях со своим нанимателем (муниципальным образованием), которые могут прекращаться только по основаниям и в процедурном порядке, четко предусмотренными действующим законодательством.
(Годованик Е.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Данное отличие состоит в том, что выборные муниципальные должности (главным образом муниципальный депутат, глава представительного органа, избираемый глава местной администрации) имеют своим непосредственным источником прямое народовластие, осуществляемое либо непосредственно, либо через представительный орган муниципального образования, который всегда является исключительно избираемым населением. Наличие народного мандата, в свою очередь, означает возможность отзыва с выборной должности населением или представительным органом в связи с утратой доверия без каких-либо дополнительных оснований или объяснения причин, что является обязательным для увольнения муниципальных служащих, которые находятся в трудовых отношениях со своим нанимателем (муниципальным образованием), которые могут прекращаться только по основаниям и в процедурном порядке, четко предусмотренными действующим законодательством.
Статья: Правоограничительные административно-правовые средства противодействия коррупции в сфере государственного управления
(Фадеева И.В., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Одним из поводов для увольнения государственного (муниципального) служащего и расторжения с ним трудового договора (контракта) в целях противодействия коррупции является совершение указанным служащим виновных действий, которые дают работодателю основание для утраты к нему доверия. В данном случае речь может идти как об умышленном виновном действии, так и о небрежном или халатном отношении к работе.
(Фадеева И.В., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Одним из поводов для увольнения государственного (муниципального) служащего и расторжения с ним трудового договора (контракта) в целях противодействия коррупции является совершение указанным служащим виновных действий, которые дают работодателю основание для утраты к нему доверия. В данном случае речь может идти как об умышленном виновном действии, так и о небрежном или халатном отношении к работе.
Нормативные акты
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Анализ норм действующего законодательства, содержащих понятие дисциплинарного проступка государственных и муниципальных служащих, позволяет сделать вывод о том, что применение дисциплинарных взысканий связывается с нарушением служебной дисциплины. Нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к государственным, муниципальным служащим различные виды дисциплинарных взысканий, и в частности, увольнение по соответствующему основанию "в связи с утратой доверия".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Анализ норм действующего законодательства, содержащих понятие дисциплинарного проступка государственных и муниципальных служащих, позволяет сделать вывод о том, что применение дисциплинарных взысканий связывается с нарушением служебной дисциплины. Нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к государственным, муниципальным служащим различные виды дисциплинарных взысканий, и в частности, увольнение по соответствующему основанию "в связи с утратой доверия".
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"2. Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"2. Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия (на примере Центрального федерального округа)
(Селивановская И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)Анализ правоприменительной практики показал, что на конец октября 2022 г. (согласно реестру лиц, уволенных в связи с утратой доверия) в Центральном федеральном округе было уволено 78 служащих. Предлагается рассмотреть результаты исследования оснований увольнения отдельных категорий лиц, уволенных с государственной и муниципальной службы.
(Селивановская И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)Анализ правоприменительной практики показал, что на конец октября 2022 г. (согласно реестру лиц, уволенных в связи с утратой доверия) в Центральном федеральном округе было уволено 78 служащих. Предлагается рассмотреть результаты исследования оснований увольнения отдельных категорий лиц, уволенных с государственной и муниципальной службы.
Статья: Представление недостоверных сведений о доходах - основание для увольнения госслужащего
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)Среди мер по профилактике коррупционных правонарушений предусмотрено установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)Среди мер по профилактике коррупционных правонарушений предусмотрено установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)46. Зыков А.П. Утрата доверия как основание увольнения сотрудника органов внутренних дел // Право и государство: теория и практика. 2019. N 12 (180). С. 294 - 296.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)46. Зыков А.П. Утрата доверия как основание увольнения сотрудника органов внутренних дел // Право и государство: теория и практика. 2019. N 12 (180). С. 294 - 296.
Статья: Проблемы законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)В частности, ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает необходимость увольнения государственного или муниципального служащего за невыполнение обязанности по уведомлению об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений <5>. Однако ч. 1 ст. 59.2 ФЗ о ГГС РФ подобного основания для увольнения в связи с утратой доверия не предусматривает. Минтруд России в письме от 21 марта 2016 г. N 18-2/10/П-1526 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения", основываясь на сложившейся практике, выражает позицию о том, что в упомянутом случае следует увольнять государственных служащих именно в связи с утратой доверия (п. 13 приложения N 1 к Обзору практики, приведенному в этом письме). Однако корректность подобного подхода при отсутствии в исчерпывающем перечне оснований для увольнения в связи с утратой доверия (ч. 1 ст. 59.2 ФЗ о ГГС РФ) прямого указания на данное правонарушение весьма сомнительна. Очевидна необходимость дополнения упомянутой нормы ФЗ о ГГС РФ. До этого момента увольнение в данном случае должно осуществляться непосредственно на основании положения ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О противодействии коррупции".
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)В частности, ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает необходимость увольнения государственного или муниципального служащего за невыполнение обязанности по уведомлению об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений <5>. Однако ч. 1 ст. 59.2 ФЗ о ГГС РФ подобного основания для увольнения в связи с утратой доверия не предусматривает. Минтруд России в письме от 21 марта 2016 г. N 18-2/10/П-1526 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения", основываясь на сложившейся практике, выражает позицию о том, что в упомянутом случае следует увольнять государственных служащих именно в связи с утратой доверия (п. 13 приложения N 1 к Обзору практики, приведенному в этом письме). Однако корректность подобного подхода при отсутствии в исчерпывающем перечне оснований для увольнения в связи с утратой доверия (ч. 1 ст. 59.2 ФЗ о ГГС РФ) прямого указания на данное правонарушение весьма сомнительна. Очевидна необходимость дополнения упомянутой нормы ФЗ о ГГС РФ. До этого момента увольнение в данном случае должно осуществляться непосредственно на основании положения ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О противодействии коррупции".
Статья: К проблеме увольнения по утрате доверия с государственной службы
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)До сих пор непонятно, как оценивать малозначительное коррупционное правонарушение, что значит предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах и расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Насколько они должны быть неполными и недостоверными и почему именно так следует расценивать данную ситуацию? Есть письмо Минтруда от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции". В нем представлены типичные или понятные обоснования для применения дисциплинарного взыскания, основанием действия которых являются коррупционные правонарушения. Однако всех вопросов данный документ не решает, огромного количества спорных служебных ситуаций, касающихся обозначенной проблемы, в Обзоре просто нет. Как видится, в деле применения такого дисциплинарного взыскания, как увольнение в связи с утратой доверия, достаточно много "серых" моментов, субъективных оценок оснований для применения обозначенного взыскания, что является недопустимым.
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)До сих пор непонятно, как оценивать малозначительное коррупционное правонарушение, что значит предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах и расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Насколько они должны быть неполными и недостоверными и почему именно так следует расценивать данную ситуацию? Есть письмо Минтруда от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции". В нем представлены типичные или понятные обоснования для применения дисциплинарного взыскания, основанием действия которых являются коррупционные правонарушения. Однако всех вопросов данный документ не решает, огромного количества спорных служебных ситуаций, касающихся обозначенной проблемы, в Обзоре просто нет. Как видится, в деле применения такого дисциплинарного взыскания, как увольнение в связи с утратой доверия, достаточно много "серых" моментов, субъективных оценок оснований для применения обозначенного взыскания, что является недопустимым.
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия как мера дисциплинарной ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)<14> См.: Поплавская В. Анализ судебной практики по вопросам привлечения государственных (муниципальных) служащих к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия за нарушения требований законодательства о противодействии коррупции // Административное право. 2019. N 4. С. 73 - 78.
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)<14> См.: Поплавская В. Анализ судебной практики по вопросам привлечения государственных (муниципальных) служащих к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия за нарушения требований законодательства о противодействии коррупции // Административное право. 2019. N 4. С. 73 - 78.
Статья: Виды коррупционных правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ, обобщая практику рассмотрения дел по спорам, связанным с привлечением государственных служащих к ответственности за совершение коррупционных проступков (абз. 13 разд. 1 Обзора практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)), указал, что нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к государственным служащим различные виды дисциплинарных взысканий, в частности, увольнение по соответствующему основанию - "в связи с утратой доверия".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ, обобщая практику рассмотрения дел по спорам, связанным с привлечением государственных служащих к ответственности за совершение коррупционных проступков (абз. 13 разд. 1 Обзора практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)), указал, что нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к государственным служащим различные виды дисциплинарных взысканий, в частности, увольнение по соответствующему основанию - "в связи с утратой доверия".
Статья: Непредставление справки о доходах является правонарушением
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Среди мер по профилактике коррупционных правонарушений предусмотрено установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к нему в случаях неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Среди мер по профилактике коррупционных правонарушений предусмотрено установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к нему в случаях неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Статья: Увольнение работников, совершивших коррупционные правонарушения: сравнительно-правовой анализ оснований и механизма расторжения трудовых договоров
(Русецкий А.Е., Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Ключевые слова: коррупционное правонарушение, дисциплинарный проступок, государственный (муниципальный) служащий, расторжение трудового договора по инициативе работодателя, утрата доверия.
(Русецкий А.Е., Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Ключевые слова: коррупционное правонарушение, дисциплинарный проступок, государственный (муниципальный) служащий, расторжение трудового договора по инициативе работодателя, утрата доверия.
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия на государственной и муниципальной службе
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Таким образом, наибольшее количество уволенных лиц наблюдается в категории муниципальных служащих. Предлагается провести анализ этих данных.
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Таким образом, наибольшее количество уволенных лиц наблюдается в категории муниципальных служащих. Предлагается провести анализ этих данных.