Односторонний отказ от исполнения договора ресурсоснабжения
Подборка наиболее важных документов по запросу Односторонний отказ от исполнения договора ресурсоснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 157.2 "Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами" ЖК РФ"Из анализа положений частей 2 - 5 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что для признания правомерным одностороннего отказа от исполнения договора ресурсоснабжающей организацией необходимо одновременное наличие нескольких условий: наличие у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения; указанная задолженность должна быть признана должником или подтверждена вступившим в законную силу судебным актом; ресурсоснабжающей организацией должен быть соблюден порядок уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 157 "Размер платы за коммунальные услуги" ЖК РФ"Право ресурсоснабжающей организации на односторонний отказ от договора, учитывая диспозицию части 2 статьи 157 ЖК РФ, возникает лишь при наличии у лица на момент направления уведомления уже вступившего в законную силу судебного акта, фиксирующую долг, превышающий две среднемесячные величины обязательств по оплате."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы защиты прав собственников многоквартирных домов, оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами (финансово-правовой аспект)
(Миронов В.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Законопроектом предлагалось дополнить ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ п. 7.2, которым предусматривается правило о том, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора ресурсоснабжения, заключенного между лицом, УК и РСО, осуществляющей поставку коммунального ресурса на приготовление горячей воды, допускается заключение прямого договора между собственниками помещений в МКД и РСО о предоставлении холодного водоснабжения на цели горячего водоснабжения или электро-, газо-, теплоснабжения на цели горячего водоснабжения.
(Миронов В.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Законопроектом предлагалось дополнить ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ п. 7.2, которым предусматривается правило о том, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора ресурсоснабжения, заключенного между лицом, УК и РСО, осуществляющей поставку коммунального ресурса на приготовление горячей воды, допускается заключение прямого договора между собственниками помещений в МКД и РСО о предоставлении холодного водоснабжения на цели горячего водоснабжения или электро-, газо-, теплоснабжения на цели горячего водоснабжения.
Статья: Спор о понуждении к заключению договора (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Однако Ответчик уклоняется от заключения Договора с Истцом, что подтверждается письмом о возврате заявления о предоставлении муниципальной услуги/уведомлением о расторжении предварительного договора в одностороннем порядке/отказом ресурсоснабжающей организации в заключении прямого договора ресурсоснабжения/другими документами.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Однако Ответчик уклоняется от заключения Договора с Истцом, что подтверждается письмом о возврате заявления о предоставлении муниципальной услуги/уведомлением о расторжении предварительного договора в одностороннем порядке/отказом ресурсоснабжающей организации в заключении прямого договора ресурсоснабжения/другими документами.
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенных с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при наличии у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта. Среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на двенадцать. В случае, если договор ресурсоснабжения, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнялись менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения или договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на количество месяцев их действия.
(ред. от 04.11.2025)2. Ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенных с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при наличии у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта. Среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на двенадцать. В случае, если договор ресурсоснабжения, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнялись менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения или договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на количество месяцев их действия.
Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124
(ред. от 29.08.2024)
"О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами"
(вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями")з(3)) обязанность исполнителя в случае прекращения действия договора ресурсоснабжения или одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от договора ресурсоснабжения с исполнителем в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги в жилых помещениях многоквартирного дома предоставить ресурсоснабжающей организации в течение 5 рабочих дней со дня расторжения договора следующие сведения:
(ред. от 29.08.2024)
"О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами"
(вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями")з(3)) обязанность исполнителя в случае прекращения действия договора ресурсоснабжения или одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от договора ресурсоснабжения с исполнителем в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги в жилых помещениях многоквартирного дома предоставить ресурсоснабжающей организации в течение 5 рабочих дней со дня расторжения договора следующие сведения:
Статья: Преимущества и недостатки прямых договоров ресурсоснабжения в многоквартирных домах
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)Наконец, с апреля 2018 г. прямые договоры ресурсоснабжения стали возможны и относительно жилых помещений в многоквартирных домах <8>. В соответствии со ст. 157.2 ЖК РФ прямые договоры предоставления коммунальных услуг могут быть заключены по инициативе собственников помещений в многоквартирном доме или ресурсоснабжающей организации. Лицо, управляющее многоквартирным домом, таким правом не наделено. Если собственники помещений в многоквартирном доме могут не аргументировать свой выбор схемы предоставления коммунальных услуг, то реализация такой инициативы со стороны ресурсоснабжающей организации обусловлена специальными предпосылками: односторонний отказ ресурсоснабжающей организации от исполнения договора поставки коммунальных ресурсов возможен при наличии у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, существенной величины задолженности перед ресурсоснабжающей организацией.
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)Наконец, с апреля 2018 г. прямые договоры ресурсоснабжения стали возможны и относительно жилых помещений в многоквартирных домах <8>. В соответствии со ст. 157.2 ЖК РФ прямые договоры предоставления коммунальных услуг могут быть заключены по инициативе собственников помещений в многоквартирном доме или ресурсоснабжающей организации. Лицо, управляющее многоквартирным домом, таким правом не наделено. Если собственники помещений в многоквартирном доме могут не аргументировать свой выбор схемы предоставления коммунальных услуг, то реализация такой инициативы со стороны ресурсоснабжающей организации обусловлена специальными предпосылками: односторонний отказ ресурсоснабжающей организации от исполнения договора поставки коммунальных ресурсов возможен при наличии у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, существенной величины задолженности перед ресурсоснабжающей организацией.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2, 3. В ч. 2 комментируемой статьи говорится об условиях, при которых ресурсоснабжающая организация или региональный оператор могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенных с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2, 3. В ч. 2 комментируемой статьи говорится об условиях, при которых ресурсоснабжающая организация или региональный оператор могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенных с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.