Обжалование решения кассационной инстанции
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование решения кассационной инстанции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Включение имущества, долга в наследственную массу в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Довод частной жалобы [истца, К. - ред.] об обжаловании решения суда в суд кассационной инстанции не является основанием к отмене определения суда и отказу в отмене обеспечительных мер..."
(КонсультантПлюс, 2025)Довод частной жалобы [истца, К. - ред.] об обжаловании решения суда в суд кассационной инстанции не является основанием к отмене определения суда и отказу в отмене обеспечительных мер..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Установив указанные обстоятельства... суды пришли к выводу о законности оспариваемых решения и предписания.
(КонсультантПлюс, 2025)Установив указанные обстоятельства... суды пришли к выводу о законности оспариваемых решения и предписания.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как составить и подать кассационную жалобу по ГПК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)6. Как по ГПК РФ обжаловать определение, вынесенное по результатам рассмотрения по существу кассационной жалобы (представления)
(КонсультантПлюс, 2025)6. Как по ГПК РФ обжаловать определение, вынесенное по результатам рассмотрения по существу кассационной жалобы (представления)
Статья: Подача жалобы в Верховный Суд РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, обжалование постановления арбитражного суда кассационной инстанции, вынесенное по результатам рассмотрения кассационной жалобы, возможно путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ; по результатам рассмотрения кассационной жалобы выносится определение, которое может быть обжаловано в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, обжалование постановления арбитражного суда кассационной инстанции, вынесенное по результатам рассмотрения кассационной жалобы, возможно путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ; по результатам рассмотрения кассационной жалобы выносится определение, которое может быть обжаловано в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.
Нормативные акты
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй статьи 390.4 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим параграфом, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
(ред. от 31.07.2025)1. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй статьи 390.4 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим параграфом, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)2. Кассационные жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации подаются на вступившие в законную силу:
(ред. от 01.04.2025)2. Кассационные жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации подаются на вступившие в законную силу:
Статья: Обжалование решения арбитражного суда
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сроки обжалования решения арбитражного суда
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сроки обжалования решения арбитражного суда
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Доступность правосудия обеспечивается многочисленными административно-процессуальными институтами, входящими в систему административного судопроизводства. Речь идет не только о беспрепятственном и свободном выборе административным истцом способа защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, предъявлении административного искового заявления, но и об использовании правозащитного юридического потенциала, содержащегося в многочисленных административно-правовых институтах. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждое заинтересованное лицо обладает гарантированным правом на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также правом на обращение в суд (в предусмотренных законодательством случаях) в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов. Часть 4.1 ст. 45 КАС РФ определяет, что при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, может быть предоставлен доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. На законодателя возлагается обязанность мониторинга судебной практики по административным делам с целью выявления случаев, когда для граждан осложняется доступ к судебной защите и создаются препятствия доступности правосудия (например, дискуссионным остается вопрос о профессиональном представительстве по административному делу, ибо в условиях ограниченных возможностей по выбору представителя в суде по административному делу это может стать препятствием для обеспечения доступности правосудия). Таким образом, доступность административного правосудия представляет собой отправную точку в порядке административного судопроизводства; однако все стадии и этапы судебного процесса должны содержать процессуальные механизмы, направленные на поддержку этого принципиального положения об установлении полноценных гарантий для участия в рассмотрении дела. Доступность правосудия имеет сложную процессуально-обеспечительную структуру, ибо нормы КАС РФ гарантируют беспрепятственную возможность реализации административно-процессуальной правосубъектности гражданина на всех стадиях административного судопроизводства; доступность административного правосудия реализуется при подготовке административного дела к судебному разбирательству, рассмотрении и разрешении административного дела, использовании права апелляционного обжалования решения суда, обращении в суд кассационной инстанции или в суд, наделенный полномочием по пересмотру судебного акта, приведении в исполнение вступивших в силу судебных актов. К обеспечению доступности правосудия относятся и обеспечивающие его финансовые и организационно-правовые механизмы, направленные на расширение возможностей обращения в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Например, в гл. 10 КАС РФ предусматриваются возможность в соответствии с законодательством о налогах и сборах предоставления льгот по уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Доступность правосудия обеспечивается многочисленными административно-процессуальными институтами, входящими в систему административного судопроизводства. Речь идет не только о беспрепятственном и свободном выборе административным истцом способа защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, предъявлении административного искового заявления, но и об использовании правозащитного юридического потенциала, содержащегося в многочисленных административно-правовых институтах. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждое заинтересованное лицо обладает гарантированным правом на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также правом на обращение в суд (в предусмотренных законодательством случаях) в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов. Часть 4.1 ст. 45 КАС РФ определяет, что при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, может быть предоставлен доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. На законодателя возлагается обязанность мониторинга судебной практики по административным делам с целью выявления случаев, когда для граждан осложняется доступ к судебной защите и создаются препятствия доступности правосудия (например, дискуссионным остается вопрос о профессиональном представительстве по административному делу, ибо в условиях ограниченных возможностей по выбору представителя в суде по административному делу это может стать препятствием для обеспечения доступности правосудия). Таким образом, доступность административного правосудия представляет собой отправную точку в порядке административного судопроизводства; однако все стадии и этапы судебного процесса должны содержать процессуальные механизмы, направленные на поддержку этого принципиального положения об установлении полноценных гарантий для участия в рассмотрении дела. Доступность правосудия имеет сложную процессуально-обеспечительную структуру, ибо нормы КАС РФ гарантируют беспрепятственную возможность реализации административно-процессуальной правосубъектности гражданина на всех стадиях административного судопроизводства; доступность административного правосудия реализуется при подготовке административного дела к судебному разбирательству, рассмотрении и разрешении административного дела, использовании права апелляционного обжалования решения суда, обращении в суд кассационной инстанции или в суд, наделенный полномочием по пересмотру судебного акта, приведении в исполнение вступивших в силу судебных актов. К обеспечению доступности правосудия относятся и обеспечивающие его финансовые и организационно-правовые механизмы, направленные на расширение возможностей обращения в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Например, в гл. 10 КАС РФ предусматриваются возможность в соответствии с законодательством о налогах и сборах предоставления льгот по уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Был установлен только кассационный порядок обжалования приговоров и решений судов. Кассационными инстанциями являлись уездные и столичные съезды местных судей. Предварительное следствие возлагалось на местных судей. Обвинителем или защитником по уголовным делам, а также поверенным по гражданским делам мог выступать любой гражданин, пользующийся политическими правами.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Был установлен только кассационный порядок обжалования приговоров и решений судов. Кассационными инстанциями являлись уездные и столичные съезды местных судей. Предварительное следствие возлагалось на местных судей. Обвинителем или защитником по уголовным делам, а также поверенным по гражданским делам мог выступать любой гражданин, пользующийся политическими правами.
Статья: Сокращаем дистанционного работника: какие вакансии предлагать?
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 5)Пример 2. В данном примере в трудовом договоре местом работы дистанционного сотрудника было указано место его жительства. После увольнения по сокращению штата работник обратился в суд, указав на многочисленные нарушения процедуры увольнения, в т.ч. на то, что ему не были предложены вакансии в других структурных подразделениях организации. Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал. Но апелляция с этим не согласилась и, признав увольнение незаконным, взыскала с работодателя заработную плату за время вынужденного прогула в размере более 1 млн рублей. Работодатель попытался оспорить это решение в кассационной инстанции, сославшись на то, что у него не было обязанности предлагать 17 других вакансий, находящихся не по месту жительства работника. Но суд отклонил данный довод и оставил решение апелляции без изменения.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 5)Пример 2. В данном примере в трудовом договоре местом работы дистанционного сотрудника было указано место его жительства. После увольнения по сокращению штата работник обратился в суд, указав на многочисленные нарушения процедуры увольнения, в т.ч. на то, что ему не были предложены вакансии в других структурных подразделениях организации. Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал. Но апелляция с этим не согласилась и, признав увольнение незаконным, взыскала с работодателя заработную плату за время вынужденного прогула в размере более 1 млн рублей. Работодатель попытался оспорить это решение в кассационной инстанции, сославшись на то, что у него не было обязанности предлагать 17 других вакансий, находящихся не по месту жительства работника. Но суд отклонил данный довод и оставил решение апелляции без изменения.
Статья: Некоторые проблемы, связанные с правом кассационного обжалования в арбитражном процессе, или К вопросу об исчерпании иных установленных законом способов обжалования судебных актов
(Казиханова С.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 3)В п. 4 ПП ВС РФ N 13 указано, вынесение каких судебных актов арбитражного суда апелляционной инстанции не свидетельствует об исчерпании апелляционного обжалования и не влечет возникновения права на подачу кассационной жалобы в отношении обжалованного в суд апелляционной инстанции судебного акта <6>. Тем не менее на практике встречаются ошибочные обращения лиц с кассационными жалобами на судебные акты, в отношении которых апелляционная проверка не проводилась. Так, к примеру, Арбитражный суд Московского округа прекратил производство по кассационной жалобе на решение Арбитражного суда г. Москвы "в связи с нарушением принципа последовательного обжалования судебных актов". Апелляционное производство было прекращено ввиду отсутствия у заявителя права на апелляционное обжалование судебного решения. Суд кассационной инстанции, согласившись с этим выводом, указал, что обжалуемое решение не было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции. И судебного акта, которым было бы отказано в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, не выносилось <7>. В другом деле в апелляционном порядке, а затем и в кассационном порядке обжаловалось определение об оставлении искового заявления без движения, которое по АПК РФ обжалованию не подлежит. Суд апелляционной инстанции принял к производству апелляционную жалобу и прекратил производство по ней. Так же поступил и суд кассационной инстанции, сославшись на то, что кассационная жалоба была подана на судебный акт, который не был обжалован в арбитражный суд апелляционной инстанции <8>. Правда, заметим, что в этих случаях для прекращения производства по кассационной жалобе достаточно было бы сослаться на то, что судебный акт обжалуется лицом, не имеющим права на подачу кассационной жалобы (как в первом примере), или не является объектом кассационного обжалования (как во втором примере).
(Казиханова С.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 3)В п. 4 ПП ВС РФ N 13 указано, вынесение каких судебных актов арбитражного суда апелляционной инстанции не свидетельствует об исчерпании апелляционного обжалования и не влечет возникновения права на подачу кассационной жалобы в отношении обжалованного в суд апелляционной инстанции судебного акта <6>. Тем не менее на практике встречаются ошибочные обращения лиц с кассационными жалобами на судебные акты, в отношении которых апелляционная проверка не проводилась. Так, к примеру, Арбитражный суд Московского округа прекратил производство по кассационной жалобе на решение Арбитражного суда г. Москвы "в связи с нарушением принципа последовательного обжалования судебных актов". Апелляционное производство было прекращено ввиду отсутствия у заявителя права на апелляционное обжалование судебного решения. Суд кассационной инстанции, согласившись с этим выводом, указал, что обжалуемое решение не было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции. И судебного акта, которым было бы отказано в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, не выносилось <7>. В другом деле в апелляционном порядке, а затем и в кассационном порядке обжаловалось определение об оставлении искового заявления без движения, которое по АПК РФ обжалованию не подлежит. Суд апелляционной инстанции принял к производству апелляционную жалобу и прекратил производство по ней. Так же поступил и суд кассационной инстанции, сославшись на то, что кассационная жалоба была подана на судебный акт, который не был обжалован в арбитражный суд апелляционной инстанции <8>. Правда, заметим, что в этих случаях для прекращения производства по кассационной жалобе достаточно было бы сослаться на то, что судебный акт обжалуется лицом, не имеющим права на подачу кассационной жалобы (как в первом примере), или не является объектом кассационного обжалования (как во втором примере).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Судами кассационной инстанции для обжалования решений по делам о присуждении компенсации являются:
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Судами кассационной инстанции для обжалования решений по делам о присуждении компенсации являются:
Статья: Подходы арбитражных судов к назначению патентно-технической экспертизы при разрешении патентных споров
(Залесов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Вместе с тем, помимо дел о нарушении патента, Суд по интеллектуальным правам также рассматривает споры о действительности патента - либо в рамках дел об оспаривании решений Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент), принятых по результатам рассмотрения Роспатентом возражений против выдачи патента, либо в порядке искового производства, если оспаривается действительность патента в связи с неправильным указанием автора или патентообладателя (часть 4 статьи 34 АПК). В данных спорах СИП, выступая в качестве суда первой инстанции, вправе назначить патентно-техническую экспертизу. Для данной категории патентных споров законом не предусмотрен апелляционный порядок обжалования решений, а судом кассационной инстанции для них выступает Президиум СИП.
(Залесов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Вместе с тем, помимо дел о нарушении патента, Суд по интеллектуальным правам также рассматривает споры о действительности патента - либо в рамках дел об оспаривании решений Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент), принятых по результатам рассмотрения Роспатентом возражений против выдачи патента, либо в порядке искового производства, если оспаривается действительность патента в связи с неправильным указанием автора или патентообладателя (часть 4 статьи 34 АПК). В данных спорах СИП, выступая в качестве суда первой инстанции, вправе назначить патентно-техническую экспертизу. Для данной категории патентных споров законом не предусмотрен апелляционный порядок обжалования решений, а судом кассационной инстанции для них выступает Президиум СИП.
Статья: Самозанятые - анализ проблем при работе с ними
(Зеленая У.)
("Трудовое право", 2024, N 8)Не установив наличия совокупности признаков, свидетельствующих о подмене фактических трудовых отношений гражданско-правовыми, суды первой и апелляционной инстанций признали, что спорные выплаты не подлежали обложению страховыми взносами, придя к выводу о самостоятельности физического лица в своей деятельности и оказании им услуг (работ) по гражданско-правовому договору, а не выполнении трудовой функции, признали оспариваемое решение инспекции недействительным. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
(Зеленая У.)
("Трудовое право", 2024, N 8)Не установив наличия совокупности признаков, свидетельствующих о подмене фактических трудовых отношений гражданско-правовыми, суды первой и апелляционной инстанций признали, что спорные выплаты не подлежали обложению страховыми взносами, придя к выводу о самостоятельности физического лица в своей деятельности и оказании им услуг (работ) по гражданско-правовому договору, а не выполнении трудовой функции, признали оспариваемое решение инспекции недействительным. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.