Обязанности работодателя при дистанционной работе

Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанности работодателя при дистанционной работе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовое регулирование охраны труда в Республике Казахстан: обязанности работника и работодателя
(Жумабаева А.Б. кызы)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 1)
Законом РК от 1 июля 2021 г. N 61-VII <8> внесены изменения и дополнения в ТК РК по вопросам совершенствования правового регулирования дистанционной работы. Нововведения коснулись обязанностей работодателя обеспечить работника необходимым оборудованием (компьютером, оргтехникой, Интернетом) и т.п., то есть создать ему необходимые условия труда. Работодатель обеспечивает работника необходимым оборудованием, объектами информатизации в соответствии с законодательством РК об информатизации, услугами связи и иными средствами (п. 4 ст. 138 ТК РК). Тем не менее когда дело касается материальной ответственности, то вышеуказанная обязанность на работодателя не распространяется. Согласно п. 6 ст. 123 ТК РК работодатель обязан создать работникам необходимые условия для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества. Однако положения п. 6 ст. 123 ТК РК не распространяются на дистанционных работников. Содержание вышеуказанной нормы может быть истолковано неоднозначно. С одной стороны, действительно, поскольку рабочее место при дистанционной работе ограничено личным пространством работника, то он несет все риски, связанные с эксплуатацией вверенного ему имущества, с учетом обязательного инструктажа по технике безопасности и других обязанностей работодателя по охране труда дистанционных работников. Работодатель не может воздействовать или контролировать рабочий процесс работника при дистанционном формате с точки зрения охраны и безопасности труда. Между работником и работодателем на основании принципа свободы труда предусмотрено заключение дополнительных соглашений, в которых они могут обговорить любые условия труда, необходимые дистанционному работнику для нормальной работы. С другой стороны, ТК РК не закрепляет понятий нормальной работы, необходимых условий нормальной работы. Под этими понятиями могут скрываться любые необходимые условия, в том числе обязанность работодателя обеспечить дистанционного работника тем же компьютером, офисной мебелью, оргтехникой и т.п. Кроме того, к необходимым условиям нормальной работы относится также обязанность работодателя проводить обучение, инструктирование, проверку знаний работников по вопросам безопасности и охраны труда, обеспечивать документами по безопасному ведению производственного процесса и работ за счет собственных средств. Такая обязанность корреспондирует с правом работника, в том числе дистанционного работника, на безопасные условия труда, как гарантии нормальной работы. В таком случае нераспространение положений п. 6 ст. 123 ТК РК на дистанционных работников в части обеспечения необходимых условий для нормальной работы противоречит положениям ст. 23, 138, 182 ТК РК, принципам трудового законодательства об обеспечении права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, приоритете жизни и здоровья работника. Кроме того, рассматриваемое положение противоречит сущности трудового договора, согласно которому работодатель обязуется обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РК. Целесообразным считаем внести изменение и дополнение в п. 6 ст. 123 ТК РК, уточнив его следующим образом: "Положение настоящего пункта в части обеспечения полной сохранности вверенного работнику имущества не распространяется на дистанционную работу, за исключением комбинированной дистанционной работы".
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)
Кроме того, учитывая явные трудности в реализации дистанционными работниками права на объединение в профессиональные союзы, целесообразно включить в ТК РФ прямые нормы об особенностях реализации такого права. Такие нормы должны предусматривать, что дистанционные работники имеют право на создание профсоюзов и иных представительных органов работников, ведение коллективных переговоров с целью подготовки проектов, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений, на участие в управлении организацией и в разрешении трудовых споров, также на реализацию иных прав в области социального партнерства в сфере труда наравне с иными работниками. Должна быть установлена обязанность работодателя проинформировать дистанционного работника в письменной форме о наличии всех первичных профсоюзных организаций, действующих у данного работодателя, о праве дистанционного работника вступить в указанные первичные профсоюзные организации, а также о контактных данных представителей первичных профсоюзных организаций.