ОбрАзование земельных участков из земель лесного фонда
Подборка наиболее важных документов по запросу ОбрАзование земельных участков из земель лесного фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Территория (земли) муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)1. Отнесение земель к собственности муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)1. Отнесение земель к собственности муниципального образования
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Оспаривание решений и действий (бездействия) органов власти: Административный истец не согласен с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)образуемый в соответствии со схемой участок из земель лесного фонда превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в правилах землепользования соответствующего муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)образуемый в соответствии со схемой участок из земель лесного фонда превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в правилах землепользования соответствующего муниципального образования
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Постановление Европейского суда по делу "Гаврилова и другие против Российской Федерации" от 16 марта 2021 г., жалоба N 2625/17
(Боднарчук О.В.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 4)Ключевые слова: Европейский суд по правам человека, защита собственности, прекращение права собственности в судебном порядке, имущественные права добросовестного приобретателя, ошибки государственных органов/публично-правовых образований, общие меры, принятые по делу "Гладышева против Российской Федерации", земельные участки, земли лесного фонда.
(Боднарчук О.В.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 4)Ключевые слова: Европейский суд по правам человека, защита собственности, прекращение права собственности в судебном порядке, имущественные права добросовестного приобретателя, ошибки государственных органов/публично-правовых образований, общие меры, принятые по делу "Гладышева против Российской Федерации", земельные участки, земли лесного фонда.
Статья: О необходимости внесения изменений в Закон о "лесной амнистии" в части порядка предоставления земельных участков собственникам построек
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вторая проблема состоит в том, что затруднено образование земельного участка в результате раздела исходного (материнского) земельного участка в силу следующего. Учитывая, что речь идет о формировании лесного участка, исходным по отношению к формируемому является лесной участок (при условии, что он постановлен на государственный кадастровый учет и имеет границы) или земли лесного фонда, из которых лесной участок не сформирован и соответственно, границы которому в рамках законодательства о государственном кадастровом учете не установлены. Это является безусловным препятствием для реализации процедуры "лесной амнистии" и в первом, и во втором случае. При образовании застроенного лесного участка путем раздела существующего лесного участка требуются два межевых плана: на исходный и на образуемый участки. Стоимость кадастровых работ в обоих случаях будет достаточно высокой, так как площадь лесных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, нередко исчисляется сотнями гектаров. И для реализации задуманного придется оплатить работы кадастровому инженеру. Дешевыми данные работы не будут.
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вторая проблема состоит в том, что затруднено образование земельного участка в результате раздела исходного (материнского) земельного участка в силу следующего. Учитывая, что речь идет о формировании лесного участка, исходным по отношению к формируемому является лесной участок (при условии, что он постановлен на государственный кадастровый учет и имеет границы) или земли лесного фонда, из которых лесной участок не сформирован и соответственно, границы которому в рамках законодательства о государственном кадастровом учете не установлены. Это является безусловным препятствием для реализации процедуры "лесной амнистии" и в первом, и во втором случае. При образовании застроенного лесного участка путем раздела существующего лесного участка требуются два межевых плана: на исходный и на образуемый участки. Стоимость кадастровых работ в обоих случаях будет достаточно высокой, так как площадь лесных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, нередко исчисляется сотнями гектаров. И для реализации задуманного придется оплатить работы кадастровому инженеру. Дешевыми данные работы не будут.
Нормативные акты
"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России)О возможности образования земельного участка из состава земель лесного фонда в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
(утв. Минэкономразвития России)О возможности образования земельного участка из состава земель лесного фонда в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2023 года"не исключают возможности в случае несоблюдения требования о таком согласовании признать в судебном порядке решение представительного органа муниципального образования об утверждении генерального плана не действующим в указанной части, причем, если с утверждения соответствующего генерального плана прошло более года, суд должен разрешать вопрос о неправомерности утверждения генерального плана в части включения земель (земельных участков из земель) лесного фонда в границы населенного пункта вариативно в отношении отдельных таких территорий на основе баланса права на благоприятную окружающую среду и правомочий Российской Федерации в сфере организации рационального использования лесов, с одной стороны, и прав частных лиц, включая право частной собственности, право на осуществление предпринимательской деятельности, право на жилище, а также потребностей социально-экономического развития муниципального образования (и конкретного населенного пункта), с другой стороны, при соблюдении нормативных требований к границам населенных пунктов.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)ВРИ в отношении таких участков согласно п. 7 ст. 36 ГрК РФ определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земель или земельных участков из состава земель лесного фонда, земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий (за исключением территорий населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий), определяется соответственно лесохозяйственным регламентом, положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с лесным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)ВРИ в отношении таких участков согласно п. 7 ст. 36 ГрК РФ определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земель или земельных участков из состава земель лесного фонда, земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий (за исключением территорий населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий), определяется соответственно лесохозяйственным регламентом, положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с лесным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Статья: Проблемные вопросы, связанные с использованием земель лесного фонда
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)- изменение категории земель населенных пунктов, к которой отнесен земельный участок, предоставленный из земель лесного фонда, в связи с установлением границ населенного пункта;
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)- изменение категории земель населенных пунктов, к которой отнесен земельный участок, предоставленный из земель лесного фонда, в связи с установлением границ населенного пункта;
Статья: Право публичной собственности на животный мир (конституционно-правовой и гражданско-правовой аспекты)
(Галов В.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)Вместе с тем иные виды природных ресурсов в значительной степени ограничены в обороте, поскольку нормативно установлена их принадлежность Российской Федерации. Так, в силу статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в федеральной собственности (кроме прудов и обводненных карьеров, которые могут находиться в муниципальной и частной собственности, если они расположены на земельном участке муниципального образования, гражданина или юридического лица) <1>.
(Галов В.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)Вместе с тем иные виды природных ресурсов в значительной степени ограничены в обороте, поскольку нормативно установлена их принадлежность Российской Федерации. Так, в силу статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в федеральной собственности (кроме прудов и обводненных карьеров, которые могут находиться в муниципальной и частной собственности, если они расположены на земельном участке муниципального образования, гражданина или юридического лица) <1>.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Правоприменительная практика нередко оперирует термином "многоконтурный земельный участок". Такие участки формировались в составе земель различных категорий, в том числе лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и образовывались для размещения линейных объектов и иных случаях, при этом Земельный кодекс РФ и другие положения земельного законодательства не содержат норм о понятии многоконтурного участка, порядке его образования, особенностях правового режима и условиях участия в обороте. В соответствии с ЗК РФ объектами земельных отношений являются земля как природный объект и ресурс, земельные участки и части земельных участков, но открытым остается вопрос: какое место в данном ряду занимает многоконтурный участок?
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Правоприменительная практика нередко оперирует термином "многоконтурный земельный участок". Такие участки формировались в составе земель различных категорий, в том числе лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и образовывались для размещения линейных объектов и иных случаях, при этом Земельный кодекс РФ и другие положения земельного законодательства не содержат норм о понятии многоконтурного участка, порядке его образования, особенностях правового режима и условиях участия в обороте. В соответствии с ЗК РФ объектами земельных отношений являются земля как природный объект и ресурс, земельные участки и части земельных участков, но открытым остается вопрос: какое место в данном ряду занимает многоконтурный участок?
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения: 1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; 2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; 3) земельные участки из состава земель лесного фонда; 4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда; 5) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения: 1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; 2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; 3) земельные участки из состава земель лесного фонда; 4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда; 5) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Статья: Разграничение объектов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля как способ устранения правовой неопределенности
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Согласно п. 1 ст. 100 ЗК РФ к особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций). С целью сохранения особо ценных земель предлагается проводить в отношении данной подкатегории земель исключительно федеральный государственный земельный надзор.
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Согласно п. 1 ст. 100 ЗК РФ к особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций). С целью сохранения особо ценных земель предлагается проводить в отношении данной подкатегории земель исключительно федеральный государственный земельный надзор.
Статья: Правовой режим земельных участков, включенных в границу населенного пункта из состава земель сельскохозяйственного назначения
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов являются переводом таких земель или земельных участков из других категорий в земли населенных пунктов. Как следует из статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), по общему правилу границы населенных пунктов устанавливаются или изменяются генеральным планом поселения, муниципального округа, городского округа (далее - муниципальное образование).
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов являются переводом таких земель или земельных участков из других категорий в земли населенных пунктов. Как следует из статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), по общему правилу границы населенных пунктов устанавливаются или изменяются генеральным планом поселения, муниципального округа, городского округа (далее - муниципальное образование).