Обеспечение детей-сирот жилыми помещения по месту их фактического проживания
Подборка наиболее важных документов по запросу Обеспечение детей-сирот жилыми помещения по месту их фактического проживания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение" Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей""При этом смена места жительства истцом после достижения совершеннолетия, а именно переезд Ц.А. из Омской области в г. Москву, где он исходя из доводов его искового заявления фактически проживает с февраля 2022 г. по настоящее время, выполняя требования законодательства Российской Федерации о регистрации по месту жительства, не является основанием для отказа в реализации гарантированного ему как лицу из числа детей-сирот, достигшему возраста 23 лет, до фактического обеспечения его жилым помещением, пунктами 1, 3, 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по новому месту жительства из жилищного фонда г. Москвы органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации с включением в Список г. Москвы, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документ о месте фактического проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот на день обращения с заявлением (в случае обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения ребенку-сироте или лицу из числа детей-сирот, не проживающему на день обращения в жилом помещении, являющемся его местом жительства);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документ о месте фактического проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот на день обращения с заявлением (в случае обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения ребенку-сироте или лицу из числа детей-сирот, не проживающему на день обращения в жилом помещении, являющемся его местом жительства);
Статья: Прописка и регистрация (цивилистический аспект)
(Гонгало Б.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)В первый из указанных Законов предлагается ввести ст. 6.2, в которой, в частности, установить, что регистрация по месту жительства гражданина Российской Федерации, являющегося лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, на период до фактического обеспечения его жилым помещением осуществляется по адресу места нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой это лицо находилось под надзором до достижения совершеннолетия вне зависимости от продолжительности периода пребывания под надзором.
(Гонгало Б.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)В первый из указанных Законов предлагается ввести ст. 6.2, в которой, в частности, установить, что регистрация по месту жительства гражданина Российской Федерации, являющегося лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, на период до фактического обеспечения его жилым помещением осуществляется по адресу места нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой это лицо находилось под надзором до достижения совершеннолетия вне зависимости от продолжительности периода пребывания под надзором.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
<Письмо> Минпросвещения России от 28.10.2024 N АБ-3122/07
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями по вопросам реализации жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для специалистов органов опеки и попечительства")Поскольку предоставляемое жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа призвано обеспечивать жилищную потребность лиц указанной категории, предоставление такого жилого помещения вне места фактического проживания лица из числа детей-сирот, удаленного от места его работы и проживания, не отвечает целям реализации государственной гарантии решения жилищного вопроса детей-сирот и лиц из их числа.
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями по вопросам реализации жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для специалистов органов опеки и попечительства")Поскольку предоставляемое жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа призвано обеспечивать жилищную потребность лиц указанной категории, предоставление такого жилого помещения вне места фактического проживания лица из числа детей-сирот, удаленного от места его работы и проживания, не отвечает целям реализации государственной гарантии решения жилищного вопроса детей-сирот и лиц из их числа.
Статья: Право ребенка-сироты на жилье: проблемы реализации и защиты
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)В связи с этим разные финансовые возможности субъектов РФ, на территории которых проживают такие дети, не должны быть основанием для отказа в предоставлении им жилого помещения, равно как и изменение нормативно-правовых актов не может служить основанием для отказа в предоставлении жилья. Иначе единое право на жилье, гарантированное законом в отношении указанной категории детей, будет различаться в зависимости от места их фактического проживания, что приведет на практике к неравенству их правового положения и различным злоупотреблениям при предоставлении жилья.
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)В связи с этим разные финансовые возможности субъектов РФ, на территории которых проживают такие дети, не должны быть основанием для отказа в предоставлении им жилого помещения, равно как и изменение нормативно-правовых актов не может служить основанием для отказа в предоставлении жилья. Иначе единое право на жилье, гарантированное законом в отношении указанной категории детей, будет различаться в зависимости от места их фактического проживания, что приведет на практике к неравенству их правового положения и различным злоупотреблениям при предоставлении жилья.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Оценка реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2023 году и истекшем периоде 2024 года"
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)С 2023 года дети-сироты, не обеспеченные жилыми помещениями, вправе <18> зарегистрироваться по месту жительства по адресу местной администрации или (при наличии) территориального органа местной администрации муниципального образования, на территории которого они фактически проживают в субъекте Российской Федерации. Данным правом воспользовались 3,6 тыс. человек в 61 регионе <19>. Данная мера позволяет детям-сиротам получить жилье там, где они имеют работу и возможность самореализации.
(Штогрин С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)С 2023 года дети-сироты, не обеспеченные жилыми помещениями, вправе <18> зарегистрироваться по месту жительства по адресу местной администрации или (при наличии) территориального органа местной администрации муниципального образования, на территории которого они фактически проживают в субъекте Российской Федерации. Данным правом воспользовались 3,6 тыс. человек в 61 регионе <19>. Данная мера позволяет детям-сиротам получить жилье там, где они имеют работу и возможность самореализации.
Статья: Актуальные изменения, внесенные в институт регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2023, N 9)Постановлением Правительства РФ от 15.11.2022 N 2069 <4> предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 18 лет либо приобретшие полную дееспособность до достижения совершеннолетия, не обеспеченные жилыми помещениями, до фактического предоставления им таких помещений или до исключения их из списка подлежат обеспечению жилыми помещениями, регистрируются по месту жительства по адресу местной администрации или территориального органа местной администрации (при его наличии) муниципального образования, на территории которого они проживают, в субъекте Российской Федерации, где они включены в список.
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2023, N 9)Постановлением Правительства РФ от 15.11.2022 N 2069 <4> предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 18 лет либо приобретшие полную дееспособность до достижения совершеннолетия, не обеспеченные жилыми помещениями, до фактического предоставления им таких помещений или до исключения их из списка подлежат обеспечению жилыми помещениями, регистрируются по месту жительства по адресу местной администрации или территориального органа местной администрации (при его наличии) муниципального образования, на территории которого они проживают, в субъекте Российской Федерации, где они включены в список.
Ситуация: Как определяется место жительства гражданина?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа по достижении 18 лет (приобретении полной дееспособности до достижения совершеннолетия) вправе до фактического предоставления им жилых помещений по их заявлению зарегистрироваться по месту жительства по адресу местной администрации (территориального органа местной администрации (при его наличии)) муниципального образования, на территории которого они проживают, в субъекте РФ, где они включены в соответствующий список (п. п. 3, 10 ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ; п. 23(1) Правил N 713).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа по достижении 18 лет (приобретении полной дееспособности до достижения совершеннолетия) вправе до фактического предоставления им жилых помещений по их заявлению зарегистрироваться по месту жительства по адресу местной администрации (территориального органа местной администрации (при его наличии)) муниципального образования, на территории которого они проживают, в субъекте РФ, где они включены в соответствующий список (п. п. 3, 10 ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ; п. 23(1) Правил N 713).