Объединение земельных участков находящихся в государственной и частной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Объединение земельных участков находящихся в государственной и частной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.28 "Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" ЗК РФЗемельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в целях исключения возможности увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурентных процедур.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.28 "Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" ЗК РФЗемельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности в целях исключения возможности увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурентных процедур.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процедура перераспределения земельного участка и правило "эстоппель"
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 8)В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены ст. 39.28 ЗК РФ.
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 8)В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены ст. 39.28 ЗК РФ.
Статья: Правосубъектность органа публичной власти в отношениях публичной собственности
(Кононов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)В римском праве принадлежность вещи определенному лицу была признаком права собственности. Такая принадлежность была двух видов: публичной и частной, соответственно, было и деление вещей. В доктрине римского права отмечали: считается, что публичные вещи принадлежат только объединению людей и никому из них <2>. Истоки права собственности были заложены при создании Рима, когда государство и его институты получили земли <3>, часть земель была в частном наследственном обладании индивидов. В этот период (и несколько позднее в Законах XII таблиц <4>) для описания принадлежности вещей не использовался термин dominium. Первоначально публичное обладание вещами описывалось не специальным термином, а путем перечисления прав <5>. При введении указанного термина он обозначал права на вещи и лишь в конце республиканского периода (с I в. н.э.) стал обозначать собственность. Расширение территории Римского государства, связанное с завоеванием соседних земель, привело к расширению публичного обладания вещами, земля в провинциях принадлежала государству. В описываемый период в понимании государства еще не выделялись аспекты властного образования и субъекта частных прав. Российские ученые полагают, что до второй половины республики участие государства в правовых отношениях оставалось в сфере публичного права <6>. Отметим, что в сфере публичного права находилось частное пользование публичным имуществом. Отношения, связанные с переходом прав на имущество между частным лицом и государством, не были в сфере частного права. Приведенное преобладание публичного права в отношениях собственности существовало, когда не было разработано правовое понятие права собственности (dominium). После формирования понятия правосубъектность государства изменилась, оно начинает участвовать в частноправовых отношениях определенным имуществом <7>. Обладание государством рабами было в сфере частного права. Но к государству не применялся термин "лицо", который был исключительно частноправовым понятием, поэтому в гражданском праве отсутствовало представление о публично-правовой личности, союзные образования как субъекты права были только в публичном праве. Представление о государстве как лице в частных отношениях сформировалось в императорский период, когда было разработано учение о едином понятии собственности и исчез дуализм собственности <8>. Римское государство в частной сфере не было юридическим лицом, его частноправовая правосубъектность формировалась независимо от представлений о юридических лицах. Гай признавал, что право существует для людей, последние являются действительным субъектом права. Однако потребность защиты имущественных интересов публичных образований привела к формированию гражданской правосубъектности государства и муниципий. Внутренние публичные отношения в этих образованиях не имели существенного значения для внешних имущественных отношений. Ученые полагали, что на одну часть публичного имущества было распространено право частной собственности государства, такое имущество стало res privatae государства. Другая часть осталась для общественного пользования (публичные дороги, реки, бани и т.д.), оно сохранило первоначальное правовое положение, и им мог пользоваться каждый человек в пределах его назначения <9>. Пока публичное имущество находилось в таком пользовании, оно не могло быть объектом права собственности и частноправовых отношений.
(Кононов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)В римском праве принадлежность вещи определенному лицу была признаком права собственности. Такая принадлежность была двух видов: публичной и частной, соответственно, было и деление вещей. В доктрине римского права отмечали: считается, что публичные вещи принадлежат только объединению людей и никому из них <2>. Истоки права собственности были заложены при создании Рима, когда государство и его институты получили земли <3>, часть земель была в частном наследственном обладании индивидов. В этот период (и несколько позднее в Законах XII таблиц <4>) для описания принадлежности вещей не использовался термин dominium. Первоначально публичное обладание вещами описывалось не специальным термином, а путем перечисления прав <5>. При введении указанного термина он обозначал права на вещи и лишь в конце республиканского периода (с I в. н.э.) стал обозначать собственность. Расширение территории Римского государства, связанное с завоеванием соседних земель, привело к расширению публичного обладания вещами, земля в провинциях принадлежала государству. В описываемый период в понимании государства еще не выделялись аспекты властного образования и субъекта частных прав. Российские ученые полагают, что до второй половины республики участие государства в правовых отношениях оставалось в сфере публичного права <6>. Отметим, что в сфере публичного права находилось частное пользование публичным имуществом. Отношения, связанные с переходом прав на имущество между частным лицом и государством, не были в сфере частного права. Приведенное преобладание публичного права в отношениях собственности существовало, когда не было разработано правовое понятие права собственности (dominium). После формирования понятия правосубъектность государства изменилась, оно начинает участвовать в частноправовых отношениях определенным имуществом <7>. Обладание государством рабами было в сфере частного права. Но к государству не применялся термин "лицо", который был исключительно частноправовым понятием, поэтому в гражданском праве отсутствовало представление о публично-правовой личности, союзные образования как субъекты права были только в публичном праве. Представление о государстве как лице в частных отношениях сформировалось в императорский период, когда было разработано учение о едином понятии собственности и исчез дуализм собственности <8>. Римское государство в частной сфере не было юридическим лицом, его частноправовая правосубъектность формировалась независимо от представлений о юридических лицах. Гай признавал, что право существует для людей, последние являются действительным субъектом права. Однако потребность защиты имущественных интересов публичных образований привела к формированию гражданской правосубъектности государства и муниципий. Внутренние публичные отношения в этих образованиях не имели существенного значения для внешних имущественных отношений. Ученые полагали, что на одну часть публичного имущества было распространено право частной собственности государства, такое имущество стало res privatae государства. Другая часть осталась для общественного пользования (публичные дороги, реки, бани и т.д.), оно сохранило первоначальное правовое положение, и им мог пользоваться каждый человек в пределах его назначения <9>. Пока публичное имущество находилось в таком пользовании, оно не могло быть объектом права собственности и частноправовых отношений.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 8-П
"По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы"Заявитель полагает, что названные нормы Земельного кодекса Российской Федерации по своему содержанию противоречат статьям 2, 4 (часть 3), 7 (часть 1), 9 (часть 1), 15 (часть 1), 19 (часть 2), 36 (часть 1) и 67 (часть 1) Конституции Российской Федерации, и приводит в обоснование своей позиции следующие доводы: земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в данном случае к таким народам относятся только народы Российской Федерации; закон не может ограничивать и перераспределять эту основу, право на нее в пользу лиц, не относящихся к народам Российской Федерации; из Конституции Российской Федерации следует, что субъектом права частной собственности на землю могут быть только российские граждане и их объединения; предоставление иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права собственности на землю умаляет (ограничивает) территориальную основу жизни и деятельности народов Российской Федерации, создает возможность отторжения земли иностранному государству посредством сделок или предъявления территориальных претензий к Российской Федерации, может привести к нарушению суверенитета Российской Федерации.
"По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы"Заявитель полагает, что названные нормы Земельного кодекса Российской Федерации по своему содержанию противоречат статьям 2, 4 (часть 3), 7 (часть 1), 9 (часть 1), 15 (часть 1), 19 (часть 2), 36 (часть 1) и 67 (часть 1) Конституции Российской Федерации, и приводит в обоснование своей позиции следующие доводы: земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в данном случае к таким народам относятся только народы Российской Федерации; закон не может ограничивать и перераспределять эту основу, право на нее в пользу лиц, не относящихся к народам Российской Федерации; из Конституции Российской Федерации следует, что субъектом права частной собственности на землю могут быть только российские граждане и их объединения; предоставление иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права собственности на землю умаляет (ограничивает) территориальную основу жизни и деятельности народов Российской Федерации, создает возможность отторжения земли иностранному государству посредством сделок или предъявления территориальных претензий к Российской Федерации, может привести к нарушению суверенитета Российской Федерации.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
Ситуация: Как гражданину подать документы на регистрацию прав на недвижимое имущество в электронной форме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка (земельных участков), образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка (земельных участков), образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Публичный сервитут устанавливается для обеспечения государственных или муниципальных нужд, может быть установлен как на частные земли, так и на земли, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданные в срочное или бессрочное пользование. В законе установлен ограниченный перечень таких нужд. Публичный сервитут может быть установлен в следующих целях (п. 4 ст. 23 ЗК РФ):
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)Публичный сервитут устанавливается для обеспечения государственных или муниципальных нужд, может быть установлен как на частные земли, так и на земли, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданные в срочное или бессрочное пользование. В законе установлен ограниченный перечень таких нужд. Публичный сервитут может быть установлен в следующих целях (п. 4 ст. 23 ЗК РФ):
Статья: Гаражно-строительный кооператив
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом нормы Закона о гаражных объединениях, регламентирующие права собственников на общее имущество, распространяются на отношения собственности в гаражном кооперативе при условии полностью выплаченного паевого взноса хотя бы одним членом данного кооператива. Член гаражного кооператива, в полном объеме выплативший паевой взнос, одновременно с правом собственности на гараж либо машино-место или нежилое помещение приобретает долю в праве общей собственности на общее имущество в границах территории гаражного назначения или в гаражном комплексе (ч. 12 ст. 34 Закона о гаражных объединениях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом нормы Закона о гаражных объединениях, регламентирующие права собственников на общее имущество, распространяются на отношения собственности в гаражном кооперативе при условии полностью выплаченного паевого взноса хотя бы одним членом данного кооператива. Член гаражного кооператива, в полном объеме выплативший паевой взнос, одновременно с правом собственности на гараж либо машино-место или нежилое помещение приобретает долю в праве общей собственности на общее имущество в границах территории гаражного назначения или в гаражном комплексе (ч. 12 ст. 34 Закона о гаражных объединениях).
Статья: Гарантии достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Договоры купли-продажи, аренды земельных участков подлежали регистрации в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4196-1 "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" <13>, п. 2 Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности (1992 г.) <14>.
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Договоры купли-продажи, аренды земельных участков подлежали регистрации в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4196-1 "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" <13>, п. 2 Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности (1992 г.) <14>.
Готовое решение: Как организации зарегистрировать (оформить) право собственности на вновь образованный земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)- соглашение об образовании общей долевой собственности или совместной собственности, если объединяются участки, которые принадлежат вам и другим лицам;
(КонсультантПлюс, 2025)- соглашение об образовании общей долевой собственности или совместной собственности, если объединяются участки, которые принадлежат вам и другим лицам;
Статья: К вопросам о единстве прав на земельный участок и строения на нем и защите права частной собственности на землю средствами прокурорского надзора
(Соловьев А.А.)
("Российский судья", 2021, N 6)В советское время вся земля находилась в государственной собственности, право частной собственности на дома появилось раньше права частной собственности на землю. В итоге исторически сложилось, что земля как объект - отдельно, а то, что находится на ней сверху, - отдельно, в связи с чем получается два разных недвижимых объекта. Насколько это выгодно собственникам объектов и правильно с правовой точки зрения?
(Соловьев А.А.)
("Российский судья", 2021, N 6)В советское время вся земля находилась в государственной собственности, право частной собственности на дома появилось раньше права частной собственности на землю. В итоге исторически сложилось, что земля как объект - отдельно, а то, что находится на ней сверху, - отдельно, в связи с чем получается два разных недвижимых объекта. Насколько это выгодно собственникам объектов и правильно с правовой точки зрения?
Статья: К вопросу о признании права на земельный участок
(Анисимов А.П., Резванова Л.А., Смиренская Е.В.)
("Современное право", 2023, N 3)Несмотря на наличие точных и четких законодательных формулировок, применение процедуры приобретательной давности к земельным участкам как объектам недвижимости порождает ряд проблем в судебной практике, поскольку в ЗК РФ приобретательная давность никак не упоминается, а использование участка без надлежащих правовых оснований можно квалифицировать как самовольное занятие земельного участка (за это ст. 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность). ГК РФ оставляет открытым и вопрос о том, в рамках каких форм собственности действует институт приобретательной давности. Должна ли идти речь только о государственных и муниципальных землях [10], или и о частных землях тоже [4]? Дело в том, что бесхозяйных земельных участков не бывает - действует презумпция государственной собственности на них, установленная в п. 2 ст. 214 ГК РФ. И даже если земельный участок не находится в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной или частной собственности, он все равно находится в неразграниченной государственной собственности, т.е. не является бесхозяйным. С учетом формулировок ст. 8 Конституции РФ и сложившейся судебной практики можно утверждать, что все формы собственности на землю равны, и земельный участок в рамках любой из них может перейти к лицу в силу приобретательной давности. Тем не менее следует заметить, что в федеральной, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть только те земельные участки, которые необходимы соответствующим уровням публичной власти для решения стоящих перед ними задач. Соответственно, даже если находящийся в федеральной собственности земельный участок (например, для нужд обороны) в течение длительного времени не используется, частная собственность в силу приобретательной давности на него возникнуть не сможет, поскольку он ограничен в обороте. Поэтому в частную собственность по процедуре приобретательной давности могут перейти только земельные участки из состава неразграниченной государственной собственности, которые свободны в обороте.
(Анисимов А.П., Резванова Л.А., Смиренская Е.В.)
("Современное право", 2023, N 3)Несмотря на наличие точных и четких законодательных формулировок, применение процедуры приобретательной давности к земельным участкам как объектам недвижимости порождает ряд проблем в судебной практике, поскольку в ЗК РФ приобретательная давность никак не упоминается, а использование участка без надлежащих правовых оснований можно квалифицировать как самовольное занятие земельного участка (за это ст. 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность). ГК РФ оставляет открытым и вопрос о том, в рамках каких форм собственности действует институт приобретательной давности. Должна ли идти речь только о государственных и муниципальных землях [10], или и о частных землях тоже [4]? Дело в том, что бесхозяйных земельных участков не бывает - действует презумпция государственной собственности на них, установленная в п. 2 ст. 214 ГК РФ. И даже если земельный участок не находится в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной или частной собственности, он все равно находится в неразграниченной государственной собственности, т.е. не является бесхозяйным. С учетом формулировок ст. 8 Конституции РФ и сложившейся судебной практики можно утверждать, что все формы собственности на землю равны, и земельный участок в рамках любой из них может перейти к лицу в силу приобретательной давности. Тем не менее следует заметить, что в федеральной, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть только те земельные участки, которые необходимы соответствующим уровням публичной власти для решения стоящих перед ними задач. Соответственно, даже если находящийся в федеральной собственности земельный участок (например, для нужд обороны) в течение длительного времени не используется, частная собственность в силу приобретательной давности на него возникнуть не сможет, поскольку он ограничен в обороте. Поэтому в частную собственность по процедуре приобретательной давности могут перейти только земельные участки из состава неразграниченной государственной собственности, которые свободны в обороте.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Особой разновидностью долевой собственности в отечественном правопорядке стала долевая собственность на земельные участки сельскохозяйственного назначения, образовавшаяся в результате приватизации земель сельскохозяйственного назначения, закрепленных за бывшими колхозами (формально являвшимися частными собственниками - кооперативами) и совхозами, которая осуществлялась путем передачи этих земель в малопонятную "коллективно-долевую или коллективно-совместную собственность" их бывших членов (работников). Дело в том, что объектом приватизации здесь стали не недвижимые вещи (земельные участки), а массив разнородных земель, "объединенных" сугубо формальным признаком: принадлежностью к землям бывшего колхоза или совхоза. Эти "земли" ранее юридически являлись частью единого государственного земельного фонда, а в ходе приватизации подлежали не разделу в натуре, а передаче в общую собственность бывших членов колхозов и (или) работников совхозов, которые получали на них "земельные доли (паи)". Владельцы таких долей рассматривались как "собственники определенной части площади сельскохозяйственных угодий" <426>, но при этом могли лишь предполагать, какой конкретно земельный участок (по местоположению, характеру угодий и стоимости) может быть объектом их права, ибо вместо выделения земельных участков хотя бы в пользование таким сособственникам им было предложено сдавать свои "земельные доли" в "аренду", причем в "многостороннюю", что противоречило не только нормам гражданского права, но и здравому смыслу (ибо предметом аренды в традиционном понимании может стать только индивидуально-определенная и непотребляемая вещь, а не право).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Особой разновидностью долевой собственности в отечественном правопорядке стала долевая собственность на земельные участки сельскохозяйственного назначения, образовавшаяся в результате приватизации земель сельскохозяйственного назначения, закрепленных за бывшими колхозами (формально являвшимися частными собственниками - кооперативами) и совхозами, которая осуществлялась путем передачи этих земель в малопонятную "коллективно-долевую или коллективно-совместную собственность" их бывших членов (работников). Дело в том, что объектом приватизации здесь стали не недвижимые вещи (земельные участки), а массив разнородных земель, "объединенных" сугубо формальным признаком: принадлежностью к землям бывшего колхоза или совхоза. Эти "земли" ранее юридически являлись частью единого государственного земельного фонда, а в ходе приватизации подлежали не разделу в натуре, а передаче в общую собственность бывших членов колхозов и (или) работников совхозов, которые получали на них "земельные доли (паи)". Владельцы таких долей рассматривались как "собственники определенной части площади сельскохозяйственных угодий" <426>, но при этом могли лишь предполагать, какой конкретно земельный участок (по местоположению, характеру угодий и стоимости) может быть объектом их права, ибо вместо выделения земельных участков хотя бы в пользование таким сособственникам им было предложено сдавать свои "земельные доли" в "аренду", причем в "многостороннюю", что противоречило не только нормам гражданского права, но и здравому смыслу (ибо предметом аренды в традиционном понимании может стать только индивидуально-определенная и непотребляемая вещь, а не право).
Статья: Юридическая техника закрепления принципов земельного права в законодательстве государств постсоветского пространства
(Демичев А.А., Илюхина В.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)- земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации). При этом в ст. 36 Конституции Российской Федерации конкретизируется право частной собственности на землю - уточняется, что соответствующим правом могут обладать граждане и их объединения, а "владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц". Также в ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации содержится норма, которая касается собственности в целом, но распространяет свое действие и на собственность на землю. При этом гарантируется, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда", а "принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения". Такого рода гарантии являются общераспространенной мировой практикой, однако проблема их реализации сохраняет как теоретическую, так и практическую актуальность во многих странах <7>.
(Демичев А.А., Илюхина В.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)- земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации). При этом в ст. 36 Конституции Российской Федерации конкретизируется право частной собственности на землю - уточняется, что соответствующим правом могут обладать граждане и их объединения, а "владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц". Также в ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации содержится норма, которая касается собственности в целом, но распространяет свое действие и на собственность на землю. При этом гарантируется, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда", а "принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения". Такого рода гарантии являются общераспространенной мировой практикой, однако проблема их реализации сохраняет как теоретическую, так и практическую актуальность во многих странах <7>.
Статья: О практических проблемах "лесной амнистии" при реализации процедуры на дачных участках
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)В генеральных планах субъектов Российской Федерации появляются функциональные лесные зоны, которым, в свою очередь, соответствуют в Правилах землепользования и застройки территориальные лесные зоны, границы которых устанавливаются в Едином государственном реестре недвижимости, порождая наложение земель гослесфонда на земельные участки, находящиеся в частной собственности.
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)В генеральных планах субъектов Российской Федерации появляются функциональные лесные зоны, которым, в свою очередь, соответствуют в Правилах землепользования и застройки территориальные лесные зоны, границы которых устанавливаются в Едином государственном реестре недвижимости, порождая наложение земель гослесфонда на земельные участки, находящиеся в частной собственности.