Объединение земельных участков находящихся в государственной и частной собственности



Подборка наиболее важных документов по запросу Объединение земельных участков находящихся в государственной и частной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.28 "Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" ЗК РФЗемельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в целях исключения возможности увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурентных процедур.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.28 "Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" ЗК РФЗемельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности в целях исключения возможности увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурентных процедур.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Процедура перераспределения земельного участка и правило "эстоппель"
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 8)
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены ст. 39.28 ЗК РФ.
Статья: Правосубъектность органа публичной власти в отношениях публичной собственности
(Кононов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)
В римском праве принадлежность вещи определенному лицу была признаком права собственности. Такая принадлежность была двух видов: публичной и частной, соответственно, было и деление вещей. В доктрине римского права отмечали: считается, что публичные вещи принадлежат только объединению людей и никому из них <2>. Истоки права собственности были заложены при создании Рима, когда государство и его институты получили земли <3>, часть земель была в частном наследственном обладании индивидов. В этот период (и несколько позднее в Законах XII таблиц <4>) для описания принадлежности вещей не использовался термин dominium. Первоначально публичное обладание вещами описывалось не специальным термином, а путем перечисления прав <5>. При введении указанного термина он обозначал права на вещи и лишь в конце республиканского периода (с I в. н.э.) стал обозначать собственность. Расширение территории Римского государства, связанное с завоеванием соседних земель, привело к расширению публичного обладания вещами, земля в провинциях принадлежала государству. В описываемый период в понимании государства еще не выделялись аспекты властного образования и субъекта частных прав. Российские ученые полагают, что до второй половины республики участие государства в правовых отношениях оставалось в сфере публичного права <6>. Отметим, что в сфере публичного права находилось частное пользование публичным имуществом. Отношения, связанные с переходом прав на имущество между частным лицом и государством, не были в сфере частного права. Приведенное преобладание публичного права в отношениях собственности существовало, когда не было разработано правовое понятие права собственности (dominium). После формирования понятия правосубъектность государства изменилась, оно начинает участвовать в частноправовых отношениях определенным имуществом <7>. Обладание государством рабами было в сфере частного права. Но к государству не применялся термин "лицо", который был исключительно частноправовым понятием, поэтому в гражданском праве отсутствовало представление о публично-правовой личности, союзные образования как субъекты права были только в публичном праве. Представление о государстве как лице в частных отношениях сформировалось в императорский период, когда было разработано учение о едином понятии собственности и исчез дуализм собственности <8>. Римское государство в частной сфере не было юридическим лицом, его частноправовая правосубъектность формировалась независимо от представлений о юридических лицах. Гай признавал, что право существует для людей, последние являются действительным субъектом права. Однако потребность защиты имущественных интересов публичных образований привела к формированию гражданской правосубъектности государства и муниципий. Внутренние публичные отношения в этих образованиях не имели существенного значения для внешних имущественных отношений. Ученые полагали, что на одну часть публичного имущества было распространено право частной собственности государства, такое имущество стало res privatae государства. Другая часть осталась для общественного пользования (публичные дороги, реки, бани и т.д.), оно сохранило первоначальное правовое положение, и им мог пользоваться каждый человек в пределах его назначения <9>. Пока публичное имущество находилось в таком пользовании, оно не могло быть объектом права собственности и частноправовых отношений.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 8-П
"По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы"
Заявитель полагает, что названные нормы Земельного кодекса Российской Федерации по своему содержанию противоречат статьям 2, 4 (часть 3), 7 (часть 1), 9 (часть 1), 15 (часть 1), 19 (часть 2), 36 (часть 1) и 67 (часть 1) Конституции Российской Федерации, и приводит в обоснование своей позиции следующие доводы: земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в данном случае к таким народам относятся только народы Российской Федерации; закон не может ограничивать и перераспределять эту основу, право на нее в пользу лиц, не относящихся к народам Российской Федерации; из Конституции Российской Федерации следует, что субъектом права частной собственности на землю могут быть только российские граждане и их объединения; предоставление иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права собственности на землю умаляет (ограничивает) территориальную основу жизни и деятельности народов Российской Федерации, создает возможность отторжения земли иностранному государству посредством сделок или предъявления территориальных претензий к Российской Федерации, может привести к нарушению суверенитета Российской Федерации.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)
3) заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
показать больше документов