Нпд аренда
Подборка наиболее важных документов по запросу Нпд аренда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Налог на самозанятых: основные правила
(Издательство "Главная книга", 2026)Виды деятельности самозанятых: НПД можно платить с доходов по ГПД - от выполнения работ и оказания услуг, сдачи в аренду собственной или чужой квартиры и другого жилья, автомобилей и другого движимого имущества, продажи собственной продукции, оказания услуг общепита. Водители, бухгалтеры, юристы, оказывающие услуги по ГПД, могут быть самозанятыми (Письмо Минфина от 08.09.2021 N 03-11-11/72631).
(Издательство "Главная книга", 2026)Виды деятельности самозанятых: НПД можно платить с доходов по ГПД - от выполнения работ и оказания услуг, сдачи в аренду собственной или чужой квартиры и другого жилья, автомобилей и другого движимого имущества, продажи собственной продукции, оказания услуг общепита. Водители, бухгалтеры, юристы, оказывающие услуги по ГПД, могут быть самозанятыми (Письмо Минфина от 08.09.2021 N 03-11-11/72631).
Вопрос: О праве на применение НПД в отношении деятельности по сдаче в аренду нежилых помещений.
(Письмо Минфина России от 22.02.2024 N 03-11-11/15618)Вопрос: О праве на применение НПД в отношении деятельности по сдаче в аренду нежилых помещений.
(Письмо Минфина России от 22.02.2024 N 03-11-11/15618)Вопрос: О праве на применение НПД в отношении деятельности по сдаче в аренду нежилых помещений.
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: НДФЛ: Налоговый орган доначислил НДФЛ (штраф, пени): налог не удержан и не уплачен с выплаченной физлицу (не ИП) арендной платы
(КонсультантПлюс, 2026)Например, когда физлицо уплатило налог на профессиональный доход (НПД) со спорных выплат, но они не относятся к объекту налогообложения НПД, т.к. предоставленное в аренду жилое помещение использовалось организацией в целях, не отвечающих назначению жилого помещения
(КонсультантПлюс, 2026)Например, когда физлицо уплатило налог на профессиональный доход (НПД) со спорных выплат, но они не относятся к объекту налогообложения НПД, т.к. предоставленное в аренду жилое помещение использовалось организацией в целях, не отвечающих назначению жилого помещения
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 226 "Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Между обществом (арендатором) и физическим лицом (арендодателем), являющимся плательщиком налога на профессиональный доход, заключен договор аренды квартиры под офис. Физическое лицо уплатило налог на профессиональный доход с полученных доходов по договору аренды. Налоговый орган отметил, что физическое лицо неправомерно применило специальный налоговый режим в виде НПД, поскольку квартира сдавалась в аренду не как жилое помещение, а как офис с целью регистрации в нем юридического лица и использования в хозяйственной деятельности, следовательно, при выплате физическому лицу арендной платы должен был удерживаться НДФЛ. Суд поддержал позицию налогового органа и отметил, что в соответствии с буквальным толкованием п. 3 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" физическое лицо вправе применять специальный налоговый режим в виде НПД в отношении доходов, получаемых им от сдачи в аренду только жилого помещения, но не от сдачи в аренду иного недвижимого имущества. Поскольку предоставленное в аренду жилое помещение использовалось организацией в целях, не отвечающих назначению жилого помещения, налоговый орган правомерно доначислил НДФЛ. Суд отметил, что при установлении действительного размера налоговой обязанности (размера недоимки по налогу и пени) должны быть учтены суммы уплаченного физическим лицом налога на профессиональный доход.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Между обществом (арендатором) и физическим лицом (арендодателем), являющимся плательщиком налога на профессиональный доход, заключен договор аренды квартиры под офис. Физическое лицо уплатило налог на профессиональный доход с полученных доходов по договору аренды. Налоговый орган отметил, что физическое лицо неправомерно применило специальный налоговый режим в виде НПД, поскольку квартира сдавалась в аренду не как жилое помещение, а как офис с целью регистрации в нем юридического лица и использования в хозяйственной деятельности, следовательно, при выплате физическому лицу арендной платы должен был удерживаться НДФЛ. Суд поддержал позицию налогового органа и отметил, что в соответствии с буквальным толкованием п. 3 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" физическое лицо вправе применять специальный налоговый режим в виде НПД в отношении доходов, получаемых им от сдачи в аренду только жилого помещения, но не от сдачи в аренду иного недвижимого имущества. Поскольку предоставленное в аренду жилое помещение использовалось организацией в целях, не отвечающих назначению жилого помещения, налоговый орган правомерно доначислил НДФЛ. Суд отметил, что при установлении действительного размера налоговой обязанности (размера недоимки по налогу и пени) должны быть учтены суммы уплаченного физическим лицом налога на профессиональный доход.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ
(ред. от 04.08.2026)
"О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"2. Для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы:
(ред. от 04.08.2026)
"О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"2. Для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы:
Вопрос: О регистрации в качестве ИП, а также уплате НДФЛ и НПД при сдаче физлицом в аренду коммерческих транспортных средств.
(Письмо Минфина России от 19.07.2024 N 03-11-11/67581)Вместе с тем отмечаем, что в отношении доходов от сдачи в аренду коммерческих транспортных средств налогоплательщик может применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - НПД).
(Письмо Минфина России от 19.07.2024 N 03-11-11/67581)Вместе с тем отмечаем, что в отношении доходов от сдачи в аренду коммерческих транспортных средств налогоплательщик может применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - НПД).
Готовое решение: Как учесть командировочные расходы при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2026)Какие документы подтверждают расходы командированного работника на аренду жилья у самозанятого в целях налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2026)Какие документы подтверждают расходы командированного работника на аренду жилья у самозанятого в целях налога на прибыль
Статья: Ответственность в сфере перевозок легковым такси
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Например, другой судья Девятого арбитражного апелляционного суда пришел к противоположному, более традиционному решению <45>. Он отметил, что, несмотря на заключенные договоры аренды транспортного средства (один из которых вместе с актом передачи транспортного средства, по мнению суда, был составлен фиктивно), транспортное средство использовалось арендатором-водителем, не являющимся плательщиком НПД ни в дату заключения договора, ни в дату совершения ДТП, причем использовалось не для его личных целей, а по поручению собственника транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, т.е. в качестве такси. При этом в протоколе ДПС водитель был определен как сотрудник ООО - собственника транспортного средства, основным видом деятельности которого является деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем. Судья пришел к выводу, что при таких обстоятельствах арендатор-водитель не может считаться владельцем источника повышенной опасности и, соответственно, нести ответственность за причиненный в ДТП вред. Стоит подчеркнуть, что в обоих случаях речь шла о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП имуществу третьих лиц, и что гражданская ответственность владельцев транспортных средств в момент совершения ДТП застрахована на была.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Например, другой судья Девятого арбитражного апелляционного суда пришел к противоположному, более традиционному решению <45>. Он отметил, что, несмотря на заключенные договоры аренды транспортного средства (один из которых вместе с актом передачи транспортного средства, по мнению суда, был составлен фиктивно), транспортное средство использовалось арендатором-водителем, не являющимся плательщиком НПД ни в дату заключения договора, ни в дату совершения ДТП, причем использовалось не для его личных целей, а по поручению собственника транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, т.е. в качестве такси. При этом в протоколе ДПС водитель был определен как сотрудник ООО - собственника транспортного средства, основным видом деятельности которого является деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем. Судья пришел к выводу, что при таких обстоятельствах арендатор-водитель не может считаться владельцем источника повышенной опасности и, соответственно, нести ответственность за причиненный в ДТП вред. Стоит подчеркнуть, что в обоих случаях речь шла о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП имуществу третьих лиц, и что гражданская ответственность владельцев транспортных средств в момент совершения ДТП застрахована на была.
Статья: Определение (установление) арендной платы
(Березин Д.А.)
("Нотариус", 2025, N 1)Постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 809-ПП (ред. от 31.05.2023) "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" (далее - Постановление Правительства Москвы N 809-ПП) с 1 января 2023 г. установлена ставка арендной платы в размере 5 500 рублей за кв. м в год субъектам малого предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона о защите конкуренции.
(Березин Д.А.)
("Нотариус", 2025, N 1)Постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 809-ПП (ред. от 31.05.2023) "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" (далее - Постановление Правительства Москвы N 809-ПП) с 1 января 2023 г. установлена ставка арендной платы в размере 5 500 рублей за кв. м в год субъектам малого предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона о защите конкуренции.
Вопрос: О применении НПД при сдаче в аренду (субаренду) жилого помещения.
(Письмо Минфина России от 09.03.2023 N 03-11-11/19781)Вопрос: О применении НПД при сдаче в аренду (субаренду) жилого помещения.
(Письмо Минфина России от 09.03.2023 N 03-11-11/19781)Вопрос: О применении НПД при сдаче в аренду (субаренду) жилого помещения.
Готовое решение: Как облагаются НДФЛ выплаты по гражданско-правовым договорам до 31 декабря 2024 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2024)При решении вопроса о том, облагать или нет НДФЛ выплаты по договорам аренды у физлица, нужно выяснить, является физлицо-арендодатель ИП или плательщиком налога на профессиональный доход в отношении выплачиваемого дохода. Если арендодатель - ИП, то он сам уплачивает НДФЛ (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 227 НК РФ). Если он самозанятый, то освобожден от уплаты этого налога (ч. 8 ст. 2 Закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ). Если приведенных обстоятельств нет, то вы должны удержать НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 208, п. п. 1, 2 ст. 226 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2024)При решении вопроса о том, облагать или нет НДФЛ выплаты по договорам аренды у физлица, нужно выяснить, является физлицо-арендодатель ИП или плательщиком налога на профессиональный доход в отношении выплачиваемого дохода. Если арендодатель - ИП, то он сам уплачивает НДФЛ (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 227 НК РФ). Если он самозанятый, то освобожден от уплаты этого налога (ч. 8 ст. 2 Закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ). Если приведенных обстоятельств нет, то вы должны удержать НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 208, п. п. 1, 2 ст. 226 НК РФ).
Готовое решение: Налогообложение у арендатора операций по договору аренды транспортного средства с экипажем
(КонсультантПлюс, 2026)2.9. НПД у арендатора-ИП при аренде ТС с экипажем у физлица - не ИП
(КонсультантПлюс, 2026)2.9. НПД у арендатора-ИП при аренде ТС с экипажем у физлица - не ИП
Статья: Сдача в аренду жилых помещений может не подпадать под НПД
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 9)Единственный учредитель компании, также являющийся ее директором, имел в собственности трехэтажное жилое здание, расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования "для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов)". В качестве самозанятого он сдал в аренду своей компании несколько помещений в этом здании и с полученного от аренды дохода уплатил НПД.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 9)Единственный учредитель компании, также являющийся ее директором, имел в собственности трехэтажное жилое здание, расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования "для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов)". В качестве самозанятого он сдал в аренду своей компании несколько помещений в этом здании и с полученного от аренды дохода уплатил НПД.