Неиспользование земельного участка для жилищного строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Неиспользование земельного участка для жилищного строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Земельный налог: Налоговый орган доначислил земельный налог без применения льготной ставки в отношении земли под индивидуальное жилищное строительство
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Налогоплательщик не использует и не планирует использовать землю для индивидуального жилищного строительства по целевому назначению
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Налогоплательщик не использует и не планирует использовать землю для индивидуального жилищного строительства по целевому назначению
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В соответствии с решением представительного органа муниципального образования ставка 0,3% установлена, в том числе, в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства. Данная ставка не дифференцирована в зависимости от использования либо неиспользования участка в предпринимательской деятельности. Следовательно, возможно применение ставки 0,3% в отношении земельных участков, фактически не используемых для жилищного строительства.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В соответствии с решением представительного органа муниципального образования ставка 0,3% установлена, в том числе, в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства. Данная ставка не дифференцирована в зависимости от использования либо неиспользования участка в предпринимательской деятельности. Следовательно, возможно применение ставки 0,3% в отношении земельных участков, фактически не используемых для жилищного строительства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изъятие не используемых по целевому назначению земельных участков
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 3)Так, например, И.Е.В. обратилась в суд с жалобой на вынесенное постановление по делу об административном правонарушении, которым И.Е.В. была привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.8 Кодекса от административных нарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного строительства. По ее мнению, срок, предусмотренный ст. 284 ГК РФ, подлежит исчислению с момента принятия решения о переводе территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами, в которой находится ее земельный участок, в зону коммерческого назначения и изменения разрешенного использования для размещения на нем объекта общественного питания (кафе).
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2021, N 3)Так, например, И.Е.В. обратилась в суд с жалобой на вынесенное постановление по делу об административном правонарушении, которым И.Е.В. была привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.8 Кодекса от административных нарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного строительства. По ее мнению, срок, предусмотренный ст. 284 ГК РФ, подлежит исчислению с момента принятия решения о переводе территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами, в которой находится ее земельный участок, в зону коммерческого назначения и изменения разрешенного использования для размещения на нем объекта общественного питания (кафе).
Статья: Спорные вопросы по налогообложению земли и недвижимости: на что нужно обратить внимание
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 16)Мнения судов разошлись. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали инспекцию. При этом они руководствовались положениями ст. 387 - 391, 394 НК РФ и основывались на том, что спорные земельные участки не использовались по назначению (для жилищного строительства), не предназначались для удовлетворения личных (бытовых) нужд граждан, а использовались для получения прибыли от их продажи.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 16)Мнения судов разошлись. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали инспекцию. При этом они руководствовались положениями ст. 387 - 391, 394 НК РФ и основывались на том, что спорные земельные участки не использовались по назначению (для жилищного строительства), не предназначались для удовлетворения личных (бытовых) нужд граждан, а использовались для получения прибыли от их продажи.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, -
(ред. от 04.11.2025)3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, -
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следующим проблемным вопросом является отграничение предмета и объектов муниципального земельного контроля от государственного земельного надзора. Положение п. 1 ч. 2 ст. 71 о предмете государственного земельного надзора идентично положению ч. 2 ст. 72 о предмете муниципального земельного контроля. Анализ ч. 1 ст. 71, содержание которой неоднократно менялось при увеличении количества правонарушений в сфере земельных отношений <1>, свидетельствует о недостаточной проработке вопроса разграничения полномочий контрольных и надзорных органов. Предмет государственного земельного надзора конкретизирован в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. N 1, причем с определением обязательных требований, земельный контроль за соблюдением которых осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), их территориальные органы (п. 5, 7, 9). Однако и муниципальный земельный контроль касается, в частности, недопущения самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, использования земельных участков не по целевому назначению, неиспользование сельскохозяйственных земель или земель под индивидуальное жилищное строительство.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следующим проблемным вопросом является отграничение предмета и объектов муниципального земельного контроля от государственного земельного надзора. Положение п. 1 ч. 2 ст. 71 о предмете государственного земельного надзора идентично положению ч. 2 ст. 72 о предмете муниципального земельного контроля. Анализ ч. 1 ст. 71, содержание которой неоднократно менялось при увеличении количества правонарушений в сфере земельных отношений <1>, свидетельствует о недостаточной проработке вопроса разграничения полномочий контрольных и надзорных органов. Предмет государственного земельного надзора конкретизирован в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. N 1, причем с определением обязательных требований, земельный контроль за соблюдением которых осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), их территориальные органы (п. 5, 7, 9). Однако и муниципальный земельный контроль касается, в частности, недопущения самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, использования земельных участков не по целевому назначению, неиспользование сельскохозяйственных земель или земель под индивидуальное жилищное строительство.
Ситуация: Когда могут изъять земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Признаки неиспользования по целевому назначению земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков применяются по истечении установленного срока освоения земельного участка. Например, для земельных участков из состава земель населенных пунктов, правовой режим которых предусматривает строительство и эксплуатацию зданий, сооружений, к таким признакам относятся загрязнение более чем 50% площади участка отходами производства и потребления (в том числе коммунальными отходами) и невыполнение работ по освобождению участка от таких отходов в течение года и более со дня выявления указанного обстоятельства. Признаком неиспользования по целевому назначению земельного участка для индивидуального жилищного строительства является, в частности, отсутствие на нем в течение семи и более лет индивидуального жилого дома, право на который зарегистрировано в соответствии с законом (за исключением определенных случаев) (п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.05.2025 N 826; пп. "а", "в" п. 1 Признаков, утв. Постановлением Правительства РФ N 826).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Признаки неиспользования по целевому назначению земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков применяются по истечении установленного срока освоения земельного участка. Например, для земельных участков из состава земель населенных пунктов, правовой режим которых предусматривает строительство и эксплуатацию зданий, сооружений, к таким признакам относятся загрязнение более чем 50% площади участка отходами производства и потребления (в том числе коммунальными отходами) и невыполнение работ по освобождению участка от таких отходов в течение года и более со дня выявления указанного обстоятельства. Признаком неиспользования по целевому назначению земельного участка для индивидуального жилищного строительства является, в частности, отсутствие на нем в течение семи и более лет индивидуального жилого дома, право на который зарегистрировано в соответствии с законом (за исключением определенных случаев) (п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.05.2025 N 826; пп. "а", "в" п. 1 Признаков, утв. Постановлением Правительства РФ N 826).
Статья: Застраивать или не застраивать земельный участок? Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2024 года N 50-П
(Краснова Т.С.)
("Закон", 2025, N 3)В статье анализируется Постановление Конституционного Суда РФ, явившееся итогом проверки Судом ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ на соответствие Конституции РФ. Автор исследует вопрос о наличии (отсутствии) у собственника земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, обязанности использовать участок и о возможных неблагоприятных последствиях нарушения такой обязанности de lege lata et de lege ferenda. На основании проведенного анализа автор заключает, что, несмотря на продолжающуюся в доктрине многолетнюю дискуссию по обозначенному вопросу, Конституционный Суд РФ и российский законодатель предполагают, что такая обязанность у собственника земельного участка имеется. Следовательно, после реформы земельного законодательства, с 1 марта 2025 года, при неиспользовании земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, появляются все основания не только для привлечения собственника участка к административной ответственности, но и для изъятия участка.
(Краснова Т.С.)
("Закон", 2025, N 3)В статье анализируется Постановление Конституционного Суда РФ, явившееся итогом проверки Судом ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ на соответствие Конституции РФ. Автор исследует вопрос о наличии (отсутствии) у собственника земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, обязанности использовать участок и о возможных неблагоприятных последствиях нарушения такой обязанности de lege lata et de lege ferenda. На основании проведенного анализа автор заключает, что, несмотря на продолжающуюся в доктрине многолетнюю дискуссию по обозначенному вопросу, Конституционный Суд РФ и российский законодатель предполагают, что такая обязанность у собственника земельного участка имеется. Следовательно, после реформы земельного законодательства, с 1 марта 2025 года, при неиспользовании земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, появляются все основания не только для привлечения собственника участка к административной ответственности, но и для изъятия участка.
Статья: В России с сентября заработают критерии для изъятия заброшенных участков
(Гребенюк А., Шапенко В.)
("Жилищное право", 2025, N 8)Указанная норма устанавливает меру ответственности в виде штрафа за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
(Гребенюк А., Шапенко В.)
("Жилищное право", 2025, N 8)Указанная норма устанавливает меру ответственности в виде штрафа за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 8)(-) 1. По мнению налогоплательщика, сам по себе факт наличия у него статуса коммерческой организации не является доказательством использования земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, не по целевому назначению (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 8)(-) 1. По мнению налогоплательщика, сам по себе факт наличия у него статуса коммерческой организации не является доказательством использования земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, не по целевому назначению (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
Статья: В России официально утвердили признаки неосвоенной земли
(Маняхина Н., Могилина М.)
("Жилищное право", 2025, N 6)Утверждение признаков неиспользования земельных участков позволит обеспечить возможность применения ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ по делам о привлечении к административной ответственности за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного законом срока предусмотрена законом. На это обстоятельство прямо указал Конституционный Суд РФ по делу о проверке конституционности ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ в связи с жалобами граждан А.В. Баевой и И.В. Филькова, который обратил внимание на то, что применение ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ фактически заблокировано в связи с тем, что до 01.03.2025 отсутствовали основания для возбуждения дела об административном правонарушении, выразившемся в неиспользовании земельного участка в установленный законом срок. Кроме того, обеспечение возможности применения ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ является одной из причин принятия Федерального закона от 08.08.2024 N 307-ФЗ.
(Маняхина Н., Могилина М.)
("Жилищное право", 2025, N 6)Утверждение признаков неиспользования земельных участков позволит обеспечить возможность применения ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ по делам о привлечении к административной ответственности за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного законом срока предусмотрена законом. На это обстоятельство прямо указал Конституционный Суд РФ по делу о проверке конституционности ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ в связи с жалобами граждан А.В. Баевой и И.В. Филькова, который обратил внимание на то, что применение ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ фактически заблокировано в связи с тем, что до 01.03.2025 отсутствовали основания для возбуждения дела об административном правонарушении, выразившемся в неиспользовании земельного участка в установленный законом срок. Кроме того, обеспечение возможности применения ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ является одной из причин принятия Федерального закона от 08.08.2024 N 307-ФЗ.