Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщику правомерно доначислен земельный налог по общей налоговой ставке в связи с нецелевым использованием земель сельскохозяйственного назначения.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщику правомерно доначислен земельный налог по общей налоговой ставке в связи с нецелевым использованием земель сельскохозяйственного назначения.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 46 "Основания прекращения аренды земельного участка" ЗК РФ"Суд области также правомерно указал, что согласно статье 46 ЗК РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством; аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 ЗК РФ, в том числе, при использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за нецелевое использование земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)За нецелевое использование земель сельскохозназначения специальную ответственность законодательство не устанавливает. За такое нарушение вас могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. В отношении земель сельхозназначения особая ответственность предусмотрена за неиспользование по целевому назначению земельных участков, оборот которых регулируется Законом об обороте земель сельхозназначения.
(КонсультантПлюс, 2025)За нецелевое использование земель сельскохозназначения специальную ответственность законодательство не устанавливает. За такое нарушение вас могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. В отношении земель сельхозназначения особая ответственность предусмотрена за неиспользование по целевому назначению земельных участков, оборот которых регулируется Законом об обороте земель сельхозназначения.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 2. По мнению ИФНС, налогоплательщику правомерно доначислен земельный налог по общей налоговой ставке в связи с нецелевым использованием земель сельскохозяйственного назначения.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 2. По мнению ИФНС, налогоплательщику правомерно доначислен земельный налог по общей налоговой ставке в связи с нецелевым использованием земель сельскохозяйственного назначения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"Статья 6. Изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"Статья 6. Изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, -
(ред. от 04.11.2025)1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, -
Статья: Освоение или изъятие? Риски и возможности для владельцев садовых участков после внесения изменений в земельное законодательство
(Назаров М.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)Норма права, вызвавшая бурную дискуссию, объединяет положения ст. 85.1 ЗК РФ, ст. 284 и 285 ГК РФ, может быть сформулирована следующим образом: "Земельный участок подлежит изъятию у собственника, если он не используется по целевому назначению (например, для сельского хозяйства, строительства) в течение трех лет, за исключением времени, необходимого для его освоения, или если его использование нарушает законодательство Российской Федерации, включая нецелевое использование, снижение плодородия сельхозземель или причинение вреда окружающей среде". Освоение земельного участка должно быть начато не позднее трех лет с момента приобретения прав на него и завершено в установленные сроки, иначе участок может быть изъят.
(Назаров М.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)Норма права, вызвавшая бурную дискуссию, объединяет положения ст. 85.1 ЗК РФ, ст. 284 и 285 ГК РФ, может быть сформулирована следующим образом: "Земельный участок подлежит изъятию у собственника, если он не используется по целевому назначению (например, для сельского хозяйства, строительства) в течение трех лет, за исключением времени, необходимого для его освоения, или если его использование нарушает законодательство Российской Федерации, включая нецелевое использование, снижение плодородия сельхозземель или причинение вреда окружающей среде". Освоение земельного участка должно быть начато не позднее трех лет с момента приобретения прав на него и завершено в установленные сроки, иначе участок может быть изъят.
Ситуация: Когда могут изъять земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также земельный участок может быть изъят у собственника, если он используется с нарушением требований законодательства РФ, в частности используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, а также в случае, если на земельном участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, обязанными произвести ее снос или приведение в соответствие с установленными требованиями, не выполнены соответствующие обязанности (ст. 285 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также земельный участок может быть изъят у собственника, если он используется с нарушением требований законодательства РФ, в частности используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, а также в случае, если на земельном участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, обязанными произвести ее снос или приведение в соответствие с установленными требованиями, не выполнены соответствующие обязанности (ст. 285 ГК РФ).
Статья: Правовое регулирование цифровизации контрольно-надзорной деятельности в сфере природопользования
(Иксанов Р.А., Владимиров И.А., Токолов А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)В практике контрольно-надзорной деятельности возникают ситуации, когда в разных информационных системах содержится противоречивая информация. Это также является проблемой контрольно-надзорной деятельности. Бумажный сбор и обработка информации снижают эффективность контрольно-надзорной деятельности. Решением проблемы видится переход к повсеместному внедрению цифровых технологий, информационных технологий контрольно-надзорной деятельности. Ситуация, когда одни контрольно-надзорные органы применяют информационные технологии, другие работают на бумаге, влияет на эффективность взаимодействия. Недостаточная цифровая зрелость обусловливает запрос работников контрольно-надзорных органов на обучение в работе с информационными системами в КНД. Решение проблем контрольно-надзорной деятельности видим в осуществлении перехода к проведению большинства внеплановых проверок на основании индикаторов риска. Считаем необходимым установить меры ответственности за неправильный ввод данных должностными лицами контрольно-надзорных органов. Следует изучать положительный, в том числе и зарубежный, опыт внедрения технологии искусственного интеллекта, технологии компьютерного зрения, технологии интернета вещей в контрольно-надзорную деятельность. В частности, Е.В. Гриценко отмечает, что цифровизацию нужно рассматривать как этап информатизации, связанный с использованием искусственного интеллекта <11>. В Российской Федерации частными компаниями разработаны компьютерные программы, предназначенные для распознавания свыше 150 видов сорняков на сельскохозяйственных землях, эта система способна распознавать засорение сорными растениями земель сельскохозяйственного назначения при помощи беспилотных летательных аппаратов, которые осматривают поля, выявляют сорные растения. Данные наработки могут быть использованы контрольно-надзорными органами при выявлении признаков нецелевого использования или неиспользования земель сельскохозяйственного назначения. Еще одним положительным опытом внедрения информационных систем является разработанная система мониторинга промышленных отходов, когда на предприятии, осуществляющем выброс вредных веществ в атмосферный воздух, на дымоходные трубы устанавливается контрольно-измерительное оборудование, данные датчиков которого передаются в режиме реального времени прямо в контрольно-надзорные органы. В информационных системах КНД часто используется программное обеспечение иностранного происхождения, существует зависимость от иностранного программного обеспечения. Это ограничивает развитие отечественных цифровых решений в области контрольно-надзорной деятельности. Также актуальным и острым вопросом остается необходимость обеспечения информационной безопасности, безопасности персональных данных подконтрольных лиц при использовании информационных систем в контрольно-надзорной деятельности.
(Иксанов Р.А., Владимиров И.А., Токолов А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)В практике контрольно-надзорной деятельности возникают ситуации, когда в разных информационных системах содержится противоречивая информация. Это также является проблемой контрольно-надзорной деятельности. Бумажный сбор и обработка информации снижают эффективность контрольно-надзорной деятельности. Решением проблемы видится переход к повсеместному внедрению цифровых технологий, информационных технологий контрольно-надзорной деятельности. Ситуация, когда одни контрольно-надзорные органы применяют информационные технологии, другие работают на бумаге, влияет на эффективность взаимодействия. Недостаточная цифровая зрелость обусловливает запрос работников контрольно-надзорных органов на обучение в работе с информационными системами в КНД. Решение проблем контрольно-надзорной деятельности видим в осуществлении перехода к проведению большинства внеплановых проверок на основании индикаторов риска. Считаем необходимым установить меры ответственности за неправильный ввод данных должностными лицами контрольно-надзорных органов. Следует изучать положительный, в том числе и зарубежный, опыт внедрения технологии искусственного интеллекта, технологии компьютерного зрения, технологии интернета вещей в контрольно-надзорную деятельность. В частности, Е.В. Гриценко отмечает, что цифровизацию нужно рассматривать как этап информатизации, связанный с использованием искусственного интеллекта <11>. В Российской Федерации частными компаниями разработаны компьютерные программы, предназначенные для распознавания свыше 150 видов сорняков на сельскохозяйственных землях, эта система способна распознавать засорение сорными растениями земель сельскохозяйственного назначения при помощи беспилотных летательных аппаратов, которые осматривают поля, выявляют сорные растения. Данные наработки могут быть использованы контрольно-надзорными органами при выявлении признаков нецелевого использования или неиспользования земель сельскохозяйственного назначения. Еще одним положительным опытом внедрения информационных систем является разработанная система мониторинга промышленных отходов, когда на предприятии, осуществляющем выброс вредных веществ в атмосферный воздух, на дымоходные трубы устанавливается контрольно-измерительное оборудование, данные датчиков которого передаются в режиме реального времени прямо в контрольно-надзорные органы. В информационных системах КНД часто используется программное обеспечение иностранного происхождения, существует зависимость от иностранного программного обеспечения. Это ограничивает развитие отечественных цифровых решений в области контрольно-надзорной деятельности. Также актуальным и острым вопросом остается необходимость обеспечения информационной безопасности, безопасности персональных данных подконтрольных лиц при использовании информационных систем в контрольно-надзорной деятельности.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следующим проблемным вопросом является отграничение предмета и объектов муниципального земельного контроля от государственного земельного надзора. Положение п. 1 ч. 2 ст. 71 о предмете государственного земельного надзора идентично положению ч. 2 ст. 72 о предмете муниципального земельного контроля. Анализ ч. 1 ст. 71, содержание которой неоднократно менялось при увеличении количества правонарушений в сфере земельных отношений <1>, свидетельствует о недостаточной проработке вопроса разграничения полномочий контрольных и надзорных органов. Предмет государственного земельного надзора конкретизирован в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. N 1, причем с определением обязательных требований, земельный контроль за соблюдением которых осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), их территориальные органы (п. 5, 7, 9). Однако и муниципальный земельный контроль касается, в частности, недопущения самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, использования земельных участков не по целевому назначению, неиспользование сельскохозяйственных земель или земель под индивидуальное жилищное строительство.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следующим проблемным вопросом является отграничение предмета и объектов муниципального земельного контроля от государственного земельного надзора. Положение п. 1 ч. 2 ст. 71 о предмете государственного земельного надзора идентично положению ч. 2 ст. 72 о предмете муниципального земельного контроля. Анализ ч. 1 ст. 71, содержание которой неоднократно менялось при увеличении количества правонарушений в сфере земельных отношений <1>, свидетельствует о недостаточной проработке вопроса разграничения полномочий контрольных и надзорных органов. Предмет государственного земельного надзора конкретизирован в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. N 1, причем с определением обязательных требований, земельный контроль за соблюдением которых осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), их территориальные органы (п. 5, 7, 9). Однако и муниципальный земельный контроль касается, в частности, недопущения самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, использования земельных участков не по целевому назначению, неиспользование сельскохозяйственных земель или земель под индивидуальное жилищное строительство.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вносятся также в качестве дополнительных сведения о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации. В данном случае речь идет о том, что нецелевое использование участка из земель сельскохозяйственного назначения стало причиной судебного разбирательства, и это обстоятельство должно быть известно органам регистрации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вносятся также в качестве дополнительных сведения о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации. В данном случае речь идет о том, что нецелевое использование участка из земель сельскохозяйственного назначения стало причиной судебного разбирательства, и это обстоятельство должно быть известно органам регистрации.
Статья: Эколого-правовой аспект развития возобновляемой энергетики в сельском хозяйстве
(Киселев А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Принципиальное значение при использовании земель сельскохозяйственного назначения для тех или иных целей имеет принцип сохранения целевого использования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения <11>. В связи с этим необходимо соблюдать баланс публичных и частных интересов при нецелевом использовании земель сельскохозяйственного назначения.
(Киселев А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Принципиальное значение при использовании земель сельскохозяйственного назначения для тех или иных целей имеет принцип сохранения целевого использования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения <11>. В связи с этим необходимо соблюдать баланс публичных и частных интересов при нецелевом использовании земель сельскохозяйственного назначения.