Не является уполномоченным органом по разъяснению
Подборка наиболее важных документов по запросу Не является уполномоченным органом по разъяснению (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 102 "Налоговая тайна" НК РФ"Правильно применив нормы права и разъяснения к ним, исходя из того, что передача уполномоченным органом арбитражному суду доказательств не является разглашением сведений, составляющих налоговую тайну, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных уполномоченным органом ходатайств о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за непредставление резидентом форм учета и отчетности по валютным операциям
(КонсультантПлюс, 2025)Таможня, расположенная не по месту нахождения уполномоченного банка, в который в установленный срок должна была быть подана справка о подтверждающих документах, не является уполномоченным органом по рассмотрению дела об административном правонарушении по ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Таможня, расположенная не по месту нахождения уполномоченного банка, в который в установленный срок должна была быть подана справка о подтверждающих документах, не является уполномоченным органом по рассмотрению дела об административном правонарушении по ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разъяснения ВС РФ о надлежащей процедуре рассмотрения дел в антимонопольных органах и их применение судами
(Смола А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)Проникновение правил, учрежденных для судебного процесса, в процесс административный, неизбежно возникающий при рассмотрении административных дел уполномоченными органами, не является официальным, не обозначается разработчиками правовых норм и разъяснений как некий тренд.
(Смола А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)Проникновение правил, учрежденных для судебного процесса, в процесс административный, неизбежно возникающий при рассмотрении административных дел уполномоченными органами, не является официальным, не обозначается разработчиками правовых норм и разъяснений как некий тренд.
Вопрос: Об обязанности по уплате установленных налогов и сборов и о принятии решения об их отмене в РФ.
(Письмо Минфина России от 28.08.2024 N 03-02-08/81808)Размещаемые с сентября 2018 года в информационно-телекоммуникационной сети Интернет публикации, в которых указывается об отмене Кодексом всех федеральных, региональных и местных налогов и сборов, страховых взносов, не соответствуют действительности и не являются официальными разъяснениями уполномоченного органа.
(Письмо Минфина России от 28.08.2024 N 03-02-08/81808)Размещаемые с сентября 2018 года в информационно-телекоммуникационной сети Интернет публикации, в которых указывается об отмене Кодексом всех федеральных, региональных и местных налогов и сборов, страховых взносов, не соответствуют действительности и не являются официальными разъяснениями уполномоченного органа.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Суд установил, что "роль полиции состояла в том, чтобы составить "протокол об административном правонарушении" и передать его в суд. Нельзя сказать, что на этом этапе разбирательства полиция выступала в качестве "органа правосудия", участвующего в "предъявлении обвинения в уголовном преступлении"... [Н]ельзя сказать, что должностное лицо, ответственное за составление протокола об административном правонарушении или другого протокола, связанного с делом... рассматривалось как сторона разбирательства. Отмечается, что этот сотрудник не может подавать ходатайства в суд первой инстанции, что является неотъемлемой чертой справедливого судебного разбирательства; а также не может обжаловать решение, вынесенное судом. Однако он может быть вызван для предоставления разъяснений... Таким образом... рассматриваемый сотрудник полиции не являлся "органом власти, представляющим обвинение" или "стороной обвинения", то есть не был должностным лицом, уполномоченным выступать против лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, а также представлять и защищать обвинение от лица государства перед судьей. Следовательно... в этом деле, возбужденном в соответствии с КоАП РФ, действительно не было стороны обвинения" (пункты 62, 64 - 65 постановления).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Суд установил, что "роль полиции состояла в том, чтобы составить "протокол об административном правонарушении" и передать его в суд. Нельзя сказать, что на этом этапе разбирательства полиция выступала в качестве "органа правосудия", участвующего в "предъявлении обвинения в уголовном преступлении"... [Н]ельзя сказать, что должностное лицо, ответственное за составление протокола об административном правонарушении или другого протокола, связанного с делом... рассматривалось как сторона разбирательства. Отмечается, что этот сотрудник не может подавать ходатайства в суд первой инстанции, что является неотъемлемой чертой справедливого судебного разбирательства; а также не может обжаловать решение, вынесенное судом. Однако он может быть вызван для предоставления разъяснений... Таким образом... рассматриваемый сотрудник полиции не являлся "органом власти, представляющим обвинение" или "стороной обвинения", то есть не был должностным лицом, уполномоченным выступать против лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, а также представлять и защищать обвинение от лица государства перед судьей. Следовательно... в этом деле, возбужденном в соответствии с КоАП РФ, действительно не было стороны обвинения" (пункты 62, 64 - 65 постановления).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза"С учетом положений пункта 5 части 1 статьи 254 Закона о таможенном регулировании начисление пеней может быть признано необоснованным, если суд установит, что декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям уполномоченного федерального органа исполнительной власти о применении таможенного законодательства, данным ему либо неопределенному кругу лиц, письменным консультациям, полученным декларантом от наделенных соответствующей компетенцией должностных лиц таможенных органов (статья 264 Закона о таможенном регулировании).
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза"С учетом положений пункта 5 части 1 статьи 254 Закона о таможенном регулировании начисление пеней может быть признано необоснованным, если суд установит, что декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям уполномоченного федерального органа исполнительной власти о применении таможенного законодательства, данным ему либо неопределенному кругу лиц, письменным консультациям, полученным декларантом от наделенных соответствующей компетенцией должностных лиц таможенных органов (статья 264 Закона о таможенном регулировании).
Вопрос: О налоге на прибыль с доходов иностранной организации от выполнения работ (оказания услуг) в РФ взаимозависимому лицу, оказания услуг по организации доставки товаров (услуг транспортной экспедиции).
(Письмо Минфина России от 14.12.2023 N 03-08-05/120980)Вместе с тем по вопросу о порядке заполнения налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов сообщаем, что согласно пункту 4 статьи 310 Кодекса налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 Кодекса, предоставляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(Письмо Минфина России от 14.12.2023 N 03-08-05/120980)Вместе с тем по вопросу о порядке заполнения налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов сообщаем, что согласно пункту 4 статьи 310 Кодекса налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 Кодекса, предоставляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Статья: Проблемы совершенствования законодательства о выполнении проектных и изыскательских работ
(Свит Ю.П., Капинус Н.И., Кононыхин С.А., Ишин А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Отдельные положения, которые были внесены ранее в ГрК РФ, не являются абсолютно новыми и содержались ранее в подзаконных нормативных правовых актах, также в разъяснениях, даваемых уполномоченными государственными органами (Минрегион РФ, Минстрой РФ, ФАС РФ). В частности, положения о рабочей документации содержатся в Постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" <10>, Приказе Росстандарта от 23 июня 2020 г. N 282-ст "ГОСТ Р 21.101-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" <11>. В письме Минрегиона РФ от 29 сентября 2009 г. N 31901-ИП/08 "О составе и порядке разработки проектной и рабочей документации" <12> разъяснялось, что рабочая документация может разрабатываться как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после ее подготовки. При этом объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываться в задании на проектирование.
(Свит Ю.П., Капинус Н.И., Кононыхин С.А., Ишин А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Отдельные положения, которые были внесены ранее в ГрК РФ, не являются абсолютно новыми и содержались ранее в подзаконных нормативных правовых актах, также в разъяснениях, даваемых уполномоченными государственными органами (Минрегион РФ, Минстрой РФ, ФАС РФ). В частности, положения о рабочей документации содержатся в Постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" <10>, Приказе Росстандарта от 23 июня 2020 г. N 282-ст "ГОСТ Р 21.101-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" <11>. В письме Минрегиона РФ от 29 сентября 2009 г. N 31901-ИП/08 "О составе и порядке разработки проектной и рабочей документации" <12> разъяснялось, что рабочая документация может разрабатываться как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после ее подготовки. При этом объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываться в задании на проектирование.
Статья: Внесудебное расторжение брака в международном частном праве Европейского союза
(Тариканов Д.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 5)Предложение второе признает в качестве решений в том числе соглашения, которые подтверждены судом после содержательной проверки. Предложение третье гласит, что иные соглашения, которые приобретают юридическую силу в участвующем в Регламенте государстве их происхождения на основании формального участия публичной власти, подлежат исполнению в других государствах-участниках в соответствии с правилами об аутентичных актах и соглашениях. И наконец, предложения четвертое - шестое разъясняют: "Настоящий Регламент не должен допускать свободную циркуляцию простых частных соглашений. Однако соглашения, не являющиеся ни решениями, ни аутентичными актами, но зарегистрированные уполномоченным на это органом государственной власти, должны циркулировать. Такими органами государственной власти могут быть нотариусы, удостоверяющие соглашения, даже если они осуществляют свою деятельность как представители свободной профессии".
(Тариканов Д.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 5)Предложение второе признает в качестве решений в том числе соглашения, которые подтверждены судом после содержательной проверки. Предложение третье гласит, что иные соглашения, которые приобретают юридическую силу в участвующем в Регламенте государстве их происхождения на основании формального участия публичной власти, подлежат исполнению в других государствах-участниках в соответствии с правилами об аутентичных актах и соглашениях. И наконец, предложения четвертое - шестое разъясняют: "Настоящий Регламент не должен допускать свободную циркуляцию простых частных соглашений. Однако соглашения, не являющиеся ни решениями, ни аутентичными актами, но зарегистрированные уполномоченным на это органом государственной власти, должны циркулировать. Такими органами государственной власти могут быть нотариусы, удостоверяющие соглашения, даже если они осуществляют свою деятельность как представители свободной профессии".
Вопрос: О разъяснении положений законодательства в части отмены налогов (сборов, страховых взносов), а также об обязанности по их уплате и последствиях ее неисполнения.
(Письмо Минфина России от 08.02.2024 N 03-02-08/10559)Размещаемые с сентября 2018 года в информационно-телекоммуникационной сети Интернет публикации, в которых указывается об отмене Кодексом всех федеральных, региональных и местных налогов и сборов, страховых взносов, не соответствуют действительности и не являются официальными разъяснениями уполномоченного органа.
(Письмо Минфина России от 08.02.2024 N 03-02-08/10559)Размещаемые с сентября 2018 года в информационно-телекоммуникационной сети Интернет публикации, в которых указывается об отмене Кодексом всех федеральных, региональных и местных налогов и сборов, страховых взносов, не соответствуют действительности и не являются официальными разъяснениями уполномоченного органа.
Статья: О гарантиях правомерных интересов частных лиц в условиях полисемии права
(Арапов Н.А., Савиных В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)Действующее законодательство предусматривает возможность информирования контрольно-надзорными органами контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по их соблюдению <63>. Однако такое информирование не является адресным и предоставляется по тем вопросам, которые определяются самим контрольно-надзорным органом, а не тем, которые вызывают затруднения у конкретных контролируемых лиц. Обязанность уполномоченного органа дать адресные разъяснения предусмотрена только в отношении отдельных видов контроля: налогового <64>, таможенного <65>, антимонопольного <66>, за использованием контрольно-кассовой техники <67> и осуществлением иностранных инвестиций <68>, в области защиты прав потребителей <69>, использования инсайдерской информации <70> и социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний <71>. В то же время законодательство не содержит общего положения, которое наделяло бы контролируемое лицо правом обратиться в уполномоченный орган за предоставлением письменных разъяснений по вопросам применения соответствующего законодательства <72>.
(Арапов Н.А., Савиных В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)Действующее законодательство предусматривает возможность информирования контрольно-надзорными органами контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по их соблюдению <63>. Однако такое информирование не является адресным и предоставляется по тем вопросам, которые определяются самим контрольно-надзорным органом, а не тем, которые вызывают затруднения у конкретных контролируемых лиц. Обязанность уполномоченного органа дать адресные разъяснения предусмотрена только в отношении отдельных видов контроля: налогового <64>, таможенного <65>, антимонопольного <66>, за использованием контрольно-кассовой техники <67> и осуществлением иностранных инвестиций <68>, в области защиты прав потребителей <69>, использования инсайдерской информации <70> и социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний <71>. В то же время законодательство не содержит общего положения, которое наделяло бы контролируемое лицо правом обратиться в уполномоченный орган за предоставлением письменных разъяснений по вопросам применения соответствующего законодательства <72>.
Готовое решение: Какие обстоятельства исключают налоговую ответственность
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что на практике болезнь не является гарантией освобождения от ответственности, но вы можете использовать это в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность;
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что на практике болезнь не является гарантией освобождения от ответственности, но вы можете использовать это в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность;
Готовое решение: Что делать, если вы получили постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, если прокурор вынес постановление с нарушением указанных сроков, это не будет основанием для возвращения постановления прокурору на этапе принятия его судьей, органом или должностным лицом, уполномоченными рассматривать дело. Также это не является основанием для прекращения производства по делу, если они примут его к рассмотрению. Это связано с тем, что согласно разъяснению Верховного Суда РФ само по себе несоблюдение срока составления является несущественным недостатком протокола об административном правонарушении. С учетом того, что сроки составления постановления идентичны срокам составления протокола, можно сделать вывод о применимости разъяснений Верховного Суда РФ и к постановлению прокурора (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, Постановление Верховного Суда РФ от 17.05.2021 N 81-АД21-6-К8).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, если прокурор вынес постановление с нарушением указанных сроков, это не будет основанием для возвращения постановления прокурору на этапе принятия его судьей, органом или должностным лицом, уполномоченными рассматривать дело. Также это не является основанием для прекращения производства по делу, если они примут его к рассмотрению. Это связано с тем, что согласно разъяснению Верховного Суда РФ само по себе несоблюдение срока составления является несущественным недостатком протокола об административном правонарушении. С учетом того, что сроки составления постановления идентичны срокам составления протокола, можно сделать вывод о применимости разъяснений Верховного Суда РФ и к постановлению прокурора (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, Постановление Верховного Суда РФ от 17.05.2021 N 81-АД21-6-К8).
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Однако это определения, лишь соответствующие юридической доктрине, то есть эти определения не являются официальными (легальными). Существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт, определены в п. 2 Постановления Пленума ВС России от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" <57>: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Как разъяснено там же, вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Однако это определения, лишь соответствующие юридической доктрине, то есть эти определения не являются официальными (легальными). Существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт, определены в п. 2 Постановления Пленума ВС России от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" <57>: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Как разъяснено там же, вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Статья: Опыт критического анализа некоторых научных представлений о понятии и сущности административного принуждения
(Кисин В.Р.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Воздействие - это оказание влияния с целью добиться желаемого результата <16>. Таковыми являются и разъяснение уполномоченными органами и должностными лицами тех или иных правил, и предостережение о недопустимости их нарушения, и установка запрещающих дорожных знаков, и многие другие действия, влияющие на сознание и поведение, но мерами принуждения не являющиеся.
(Кисин В.Р.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Воздействие - это оказание влияния с целью добиться желаемого результата <16>. Таковыми являются и разъяснение уполномоченными органами и должностными лицами тех или иных правил, и предостережение о недопустимости их нарушения, и установка запрещающих дорожных знаков, и многие другие действия, влияющие на сознание и поведение, но мерами принуждения не являющиеся.
Статья: Учет драгметаллов в вопросах и ответах: контроль операций купли-продажи, расчет ОВП
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 7)Необходимы разъяснения в отношении заключенной сделки между кредитной организацией и ФЛ/ЮЛ/ИП, по которой предполагаются расчеты безналичными денежными средствами со счета, открытого в иной кредитной организации, не являющейся стороной по сделке. При проведении расчетной операции обязанность направлять сведения в уполномоченный орган по операциям, подлежащим обязательному контролю согласно подп. 6 и 7 п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ, возникает:
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 7)Необходимы разъяснения в отношении заключенной сделки между кредитной организацией и ФЛ/ЮЛ/ИП, по которой предполагаются расчеты безналичными денежными средствами со счета, открытого в иной кредитной организации, не являющейся стороной по сделке. При проведении расчетной операции обязанность направлять сведения в уполномоченный орган по операциям, подлежащим обязательному контролю согласно подп. 6 и 7 п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ, возникает: