Не требуется согласие работника на передачу персональных данных
Подборка наиболее важных документов по запросу Не требуется согласие работника на передачу персональных данных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Председатель профсоюза
(КонсультантПлюс, 2025)"...у председателя первичной профсоюзной организации... имелись полномочия на запрос документов. Запрос профсоюзной организацией от работодателя сведений об оплате труда работников и других данных, необходимых для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства, коллективного договора, не требует согласия работников на обработку их персональных данных..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...у председателя первичной профсоюзной организации... имелись полномочия на запрос документов. Запрос профсоюзной организацией от работодателя сведений об оплате труда работников и других данных, необходимых для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства, коллективного договора, не требует согласия работников на обработку их персональных данных..."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание Роскомнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)Признается недействительным предписание Роскомнадзора, которое выдано из-за несоответствия закону согласия работника на передачу персональных данных, но для целей передачи такое согласие не требовалось (данные переданы для исполнения договора в интересах работника: ДМС, санаторно-курортное лечение, предоставление служебного жилья и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)Признается недействительным предписание Роскомнадзора, которое выдано из-за несоответствия закону согласия работника на передачу персональных данных, но для целей передачи такое согласие не требовалось (данные переданы для исполнения договора в интересах работника: ДМС, санаторно-курортное лечение, предоставление служебного жилья и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Персональные данные работников1.1. В каких случаях не требуется согласие работника на передачу персональных данных
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 6 Закона о персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)1. Когда нужно получать согласие на обработку персональных данных и когда этого не требуется?
(КонсультантПлюс, 2025)1. Когда нужно получать согласие на обработку персональных данных и когда этого не требуется?
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:
(ред. от 29.09.2025)При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:
<Разъяснения> Роскомнадзора
"Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве"4. При передаче персональных данных работника третьим лицам в случаях, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.
"Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве"4. При передаче персональных данных работника третьим лицам в случаях, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.
Готовое решение: В каком порядке должна осуществляться обработка персональных данных физлиц
(КонсультантПлюс, 2025)Не требуется согласие на обработку персональных данных физического лица в случаях, приведенных в п. п. 2 - 11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных. В частности, согласие не нужно, если обработка необходима:
(КонсультантПлюс, 2025)Не требуется согласие на обработку персональных данных физического лица в случаях, приведенных в п. п. 2 - 11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных. В частности, согласие не нужно, если обработка необходима:
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)При осуществлении подобных расчетов, как следует из ч. 16 комментируемой статьи, согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется. Напомним, что согласно ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) "О персональных данных" к персональным данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)При осуществлении подобных расчетов, как следует из ч. 16 комментируемой статьи, согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется. Напомним, что согласно ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) "О персональных данных" к персональным данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Готовое решение: Какие существуют требования к обработке персональных данных работников организации
(КонсультантПлюс, 2025)Ответ зависит от того, есть ли другие основания для их обработки в случае, когда работник отозвал согласие. Основания перечислены в п. п. 2 - 11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 Закона о персональных данных. К примеру, не требуется согласие работника, если обработка персональных данных необходима для выполнения обязанностей, которые возложены на вас законодательством (вы представляете в СФР сведения о трудовой деятельности, уведомляете военный комиссариат и (или) орган местного самоуправления о приеме работника, который подлежит воинскому учету, и т.п.). По указанным основаниям вы вправе продолжить обрабатывать персональные данные, даже если работник отзовет согласие на их обработку (ч. 2 ст. 9 Закона о персональных данных).
(КонсультантПлюс, 2025)Ответ зависит от того, есть ли другие основания для их обработки в случае, когда работник отозвал согласие. Основания перечислены в п. п. 2 - 11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 Закона о персональных данных. К примеру, не требуется согласие работника, если обработка персональных данных необходима для выполнения обязанностей, которые возложены на вас законодательством (вы представляете в СФР сведения о трудовой деятельности, уведомляете военный комиссариат и (или) орган местного самоуправления о приеме работника, который подлежит воинскому учету, и т.п.). По указанным основаниям вы вправе продолжить обрабатывать персональные данные, даже если работник отзовет согласие на их обработку (ч. 2 ст. 9 Закона о персональных данных).
Готовое решение: Что относится к конфиденциальной информации (охраняемой законом тайне)
(КонсультантПлюс, 2025)На общедоступную информацию не распространяются требования конфиденциальности и относящиеся к ней сведения могут использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений (ч. 2 ст. 7 Закона об информации). Получать согласие на обработку таких персональных данных не требуется (п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных, Письмо Минцифры России от 14.05.2024 N П25-12029-ОГ).
(КонсультантПлюс, 2025)На общедоступную информацию не распространяются требования конфиденциальности и относящиеся к ней сведения могут использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений (ч. 2 ст. 7 Закона об информации). Получать согласие на обработку таких персональных данных не требуется (п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных, Письмо Минцифры России от 14.05.2024 N П25-12029-ОГ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Электронное судопроизводство предоставляет, при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, а также иным заинтересованным лицам доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Размещение судебных актов в общедоступную сеть Интернет регулирует порядок и особенности процесса формирования базы данных судебных актов с учетом охраны персональных данных. В силу ч. 4 ст. 11 КАС РФ каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившим в законную силу судебным решением по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением случаев ограничения этого права в соответствии с законом. Порядок реализации данного права лицам регулируется нормами Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации": согласно ч. 2 ст. 15 данного Закона тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в ч. 4 названной статьи, размещаются в сети Интернет. Пункт 3 ст. 15 "Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов" указанного Закона предусматривает, что перед размещением в открытом доступе из всех актов, вынесенных судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ, персональные данные их участников удаляются. Аналогичное требование содержится в Положении о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 3.2, 3.3, ст. 15), утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017. Защита персональных данных сторон и участников процесса становилась предметом рассмотрения Конституционного Суда в контексте обеспечения доступа к судебной защите при обращении в суд (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 3-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.П. Глушкова на нарушение его конституционных прав статьями 3, 5, 6 и 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьями 8 и 9 Федерального закона "О персональных данных"), а также нарушения конфиденциальности данных как права на охрану частной жизни при рассмотрении дел по существу (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 162-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.Г. Данилова на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"). Разъяснения по поводу размещения персональных данных общедоступным способом в судебных актах давали и различные ведомства. Так, в Письме Федеральной налоговой службы от 08.09.2022 N БВ-3-7/9757@ "О распространении персональных данных сотрудником территориального органа ФНС России" повторяются положения специальных законов для вывода о том, что "если лицо является участником судебного разбирательства, то его персональные данные должны быть раскрыты в силу требования закона, в связи с чем согласие на обработку персональных данных не требуется". О правомерности размещения персональных данных на сайтах судов давал разъяснения и Роскомнадзор, уточнивший, что в случае обнаружения в Интернете текста судебного акта, содержащего персональные данные гражданина в объеме, превышающем установленный порядок, гражданин вправе обратиться в адрес суда или в Роскомнадзор с требованием об удалении таких персональных данных (https://rkn.gov.ru/press/news/news51616.htm).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. Электронное судопроизводство предоставляет, при наличии технической возможности лицам, участвующим в деле, а также иным заинтересованным лицам доступ к материалам административного дела в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Размещение судебных актов в общедоступную сеть Интернет регулирует порядок и особенности процесса формирования базы данных судебных актов с учетом охраны персональных данных. В силу ч. 4 ст. 11 КАС РФ каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившим в законную силу судебным решением по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением случаев ограничения этого права в соответствии с законом. Порядок реализации данного права лицам регулируется нормами Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации": согласно ч. 2 ст. 15 данного Закона тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в ч. 4 названной статьи, размещаются в сети Интернет. Пункт 3 ст. 15 "Особенности размещения в сети "Интернет" текстов судебных актов" указанного Закона предусматривает, что перед размещением в открытом доступе из всех актов, вынесенных судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ, персональные данные их участников удаляются. Аналогичное требование содержится в Положении о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 3.2, 3.3, ст. 15), утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2017. Защита персональных данных сторон и участников процесса становилась предметом рассмотрения Конституционного Суда в контексте обеспечения доступа к судебной защите при обращении в суд (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 3-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.П. Глушкова на нарушение его конституционных прав статьями 3, 5, 6 и 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьями 8 и 9 Федерального закона "О персональных данных"), а также нарушения конфиденциальности данных как права на охрану частной жизни при рассмотрении дел по существу (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 162-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.Г. Данилова на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"). Разъяснения по поводу размещения персональных данных общедоступным способом в судебных актах давали и различные ведомства. Так, в Письме Федеральной налоговой службы от 08.09.2022 N БВ-3-7/9757@ "О распространении персональных данных сотрудником территориального органа ФНС России" повторяются положения специальных законов для вывода о том, что "если лицо является участником судебного разбирательства, то его персональные данные должны быть раскрыты в силу требования закона, в связи с чем согласие на обработку персональных данных не требуется". О правомерности размещения персональных данных на сайтах судов давал разъяснения и Роскомнадзор, уточнивший, что в случае обнаружения в Интернете текста судебного акта, содержащего персональные данные гражданина в объеме, превышающем установленный порядок, гражданин вправе обратиться в адрес суда или в Роскомнадзор с требованием об удалении таких персональных данных (https://rkn.gov.ru/press/news/news51616.htm).
Готовое решение: Какие есть особенности приема на работу медицинского работника
(КонсультантПлюс, 2025)получите письменное согласие медицинского работника на обработку персональных данных в тех же случаях, что и от обычного работника. При этом, по мнению Роскомнадзора, не требуется получать согласие медработников, к примеру, на информирование граждан, в том числе с использованием сети Интернет, об уровне образования и квалификации медицинских работников, так как эта обязанность предусмотрена законодательством РФ. По той же причине, полагаем, не требуется согласие медработников на обработку их персональных данных при передаче в федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников сведений об этих работниках (в частности, о занимаемой ими должности) для ведения персонифицированного учета. Это ваша законодательно установленная обязанность (абз. 2 ст. 88 ТК РФ, ч. 3 ст. 4, ч. 5 ст. 5, п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 9 Закона о персональных данных, п. 7 ч. 1 ст. 79, ч. 2, 3 ст. 92, ст. 93 Закона об охране здоровья, пп. "д" п. 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 N 736, п. п. 8, 36 Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, пп. 2.13 п. 2 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава России от 28.10.2022 N 708н, п. 1 Разъяснений Роскомнадзора).
(КонсультантПлюс, 2025)получите письменное согласие медицинского работника на обработку персональных данных в тех же случаях, что и от обычного работника. При этом, по мнению Роскомнадзора, не требуется получать согласие медработников, к примеру, на информирование граждан, в том числе с использованием сети Интернет, об уровне образования и квалификации медицинских работников, так как эта обязанность предусмотрена законодательством РФ. По той же причине, полагаем, не требуется согласие медработников на обработку их персональных данных при передаче в федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников сведений об этих работниках (в частности, о занимаемой ими должности) для ведения персонифицированного учета. Это ваша законодательно установленная обязанность (абз. 2 ст. 88 ТК РФ, ч. 3 ст. 4, ч. 5 ст. 5, п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 9 Закона о персональных данных, п. 7 ч. 1 ст. 79, ч. 2, 3 ст. 92, ст. 93 Закона об охране здоровья, пп. "д" п. 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 N 736, п. п. 8, 36 Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, пп. 2.13 п. 2 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава России от 28.10.2022 N 708н, п. 1 Разъяснений Роскомнадзора).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 30"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)Необходимо отметить, что в настоящее время нотариус может установить личность гражданина даже при отсутствии документа, удостоверяющего личность гражданина, или при наличии сомнений относительно личности гражданина, предъявившего документ, удостоверяющий его личность. Осуществить такую проверку нотариус может через единую информационную систему персональных данных, обеспечивающую обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации. Порядок установления нотариусом личности гражданина таким способом определен Приказом Минюста России от 30 сентября 2020 г. N 228 "Об утверждении Порядка установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации" и решением правления Федеральной нотариальной палаты от 16 сентября 2020 г. N 16/20. Согласие гражданина на обработку его биометрических данных для совершения нотариальных действий не требуется.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)Необходимо отметить, что в настоящее время нотариус может установить личность гражданина даже при отсутствии документа, удостоверяющего личность гражданина, или при наличии сомнений относительно личности гражданина, предъявившего документ, удостоверяющий его личность. Осуществить такую проверку нотариус может через единую информационную систему персональных данных, обеспечивающую обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации. Порядок установления нотариусом личности гражданина таким способом определен Приказом Минюста России от 30 сентября 2020 г. N 228 "Об утверждении Порядка установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации" и решением правления Федеральной нотариальной палаты от 16 сентября 2020 г. N 16/20. Согласие гражданина на обработку его биометрических данных для совершения нотариальных действий не требуется.
Готовое решение: Как установить в организации видеонаблюдение за работниками
(КонсультантПлюс, 2025)Согласие работника на обработку персональных данных не требуется в случаях, установленных, в частности, п. п. 2 - 11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных. Так, вы можете обрабатывать такие данные без согласия, чтобы выполнять функции, полномочия и обязанности, которые возложены на вас законодательством.
(КонсультантПлюс, 2025)Согласие работника на обработку персональных данных не требуется в случаях, установленных, в частности, п. п. 2 - 11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных. Так, вы можете обрабатывать такие данные без согласия, чтобы выполнять функции, полномочия и обязанности, которые возложены на вас законодательством.
Готовое решение: Какие особенности установлены Законом N 44-ФЗ для заключения контракта с физическим лицом
(КонсультантПлюс, 2025)Все остальные контракты вносите в реестр на общих основаниях. Для направления в реестр информации о физических лицах вам не требуется получать согласие на обработку их персональных данных, поскольку раскрытие этих сведений предусмотрено законом (ч. 5 ст. 4 Закона N 44-ФЗ, п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных, Письмо Минэкономразвития России от 23.04.2015 N Д28и-1066).
(КонсультантПлюс, 2025)Все остальные контракты вносите в реестр на общих основаниях. Для направления в реестр информации о физических лицах вам не требуется получать согласие на обработку их персональных данных, поскольку раскрытие этих сведений предусмотрено законом (ч. 5 ст. 4 Закона N 44-ФЗ, п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных, Письмо Минэкономразвития России от 23.04.2015 N Д28и-1066).