МКП
Подборка наиболее важных документов по запросу МКП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Потребительская ценность товара
(КонсультантПлюс, 2025)"...между ООО... (поставщик) и МКП... (заказчик) заключен контракт... на поставку масок дорожных знаков...
(КонсультантПлюс, 2025)"...между ООО... (поставщик) и МКП... (заказчик) заключен контракт... на поставку масок дорожных знаков...
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Субсидиарная ответственность при исключении юрлица из ЕГРЮЛ
(КонсультантПлюс, 2025)"...муниципальное казенное предприятие... [кредитор исключенного юрлица - ред.] обратилось в Арбитражный суд... к Б. [директор и единственный участник исключенного юрлица - ред.] о привлечении к субсидиарной ответственности...
(КонсультантПлюс, 2025)"...муниципальное казенное предприятие... [кредитор исключенного юрлица - ред.] обратилось в Арбитражный суд... к Б. [директор и единственный участник исключенного юрлица - ред.] о привлечении к субсидиарной ответственности...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Списание долгов при ликвидации казенного предприятия
(Давыдова О.В.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2022, N 4)Муниципальное казенное предприятие с 2016 года находится в стадии ликвидации. Утвержден промежуточный ликвидационный баланс. Часть задолженности (долги предприятия), включенная в этот баланс, погашена администрацией города по решениям судов. Можно ли списать оставшуюся задолженность в связи с истечением сроков исковой давности?
(Давыдова О.В.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2022, N 4)Муниципальное казенное предприятие с 2016 года находится в стадии ликвидации. Утвержден промежуточный ликвидационный баланс. Часть задолженности (долги предприятия), включенная в этот баланс, погашена администрацией города по решениям судов. Можно ли списать оставшуюся задолженность в связи с истечением сроков исковой давности?
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия
Ситуация: Как проводится капитальный ремонт многоквартирных жилых домов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Работы по капитальному ремонту выполняются на основании договора строительного подряда, заключенного с ИП или организацией, которые должны являться членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Требование о членстве в саморегулируемой организации не распространяется на государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе государственные и муниципальные казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения (при определенных условиях) (ч. 7 ст. 166 ЖК РФ; п. 1 ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Работы по капитальному ремонту выполняются на основании договора строительного подряда, заключенного с ИП или организацией, которые должны являться членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Требование о членстве в саморегулируемой организации не распространяется на государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе государственные и муниципальные казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения (при определенных условиях) (ч. 7 ст. 166 ЖК РФ; п. 1 ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ).
Статья: Порядок ликвидации унитарного предприятия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.
Статья: Имущество, находящееся на праве оперативного управления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Видами казенных предприятий являются: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (ст. ст. 2, 19 Закона об унитарных предприятиях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Видами казенных предприятий являются: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (ст. ст. 2, 19 Закона об унитарных предприятиях).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- казенное предприятие (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие) - унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- казенное предприятие (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие) - унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Статья: Межевой план
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Межевой план должен также содержать сведения о проведении согласования местоположения границ земельных участков в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН с заинтересованными лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Межевой план должен также содержать сведения о проведении согласования местоположения границ земельных участков в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН с заинтересованными лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды.
Готовое решение: Что такое оперативное управление
(КонсультантПлюс, 2025)Правом оперативного управления имуществом могут быть наделены также казенные предприятия - особые унитарные предприятия, основанные на этом праве (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие) (п. п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях).
(КонсультантПлюс, 2025)Правом оперативного управления имуществом могут быть наделены также казенные предприятия - особые унитарные предприятия, основанные на этом праве (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие) (п. п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях).
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)Судебная практика пестрит подобными примерами. К примеру, арбитражный суд признал незаконным, нарушающим установленный ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрет, решение о предоставлении МУП "Саргорсвет" субсидий на возмещение затрат по устройству елочной конструкции и новогоднего оформления Театральной площади г. Саратова. Само наличие (!) у предприятия на праве хозяйственного ведения елочного сооружения высотой 20 метров, оснащенного механизмом вращения, суд расценил как преимущество по отношению к другим хозяйствующим субъектам, которое дало возможность ежегодно выполнять работы по устройству елочной конструкции без участия в конкурсных процедурах. Рассматривая дело, суд особо подчеркнул, что для квалификации действий (бездействия) по ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Из указанной нормы не следует обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, поскольку действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2019 г. N Ф06-53894/2019 по делу N А57-23130/2018). Аналогичные решения принимались судами и по вопросам предоставления субсидий на текущее содержание (текущий ремонт) светофорных объектов (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 октября 2017 г. N Ф04-3579/2017 по делу N А03-19355/2016), на ремонт улично-дорожной сети (Постановление ФАС Центрального округа от 9 июля 2014 г., Определение Верховного Суда РФ от 23 октября 2014 г. N 310-ЭС14-3040 по делу N А48-1521/2013). В последнем случае суд особо подчеркнул, что органы местного самоуправления без соблюдения условий, предусмотренных п. 3 ст. 78 БК РФ и контрактным законодательством не могут предоставлять субсидии муниципальным казенным предприятиям только потому, что за ними закреплено муниципальное имущество.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)Судебная практика пестрит подобными примерами. К примеру, арбитражный суд признал незаконным, нарушающим установленный ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрет, решение о предоставлении МУП "Саргорсвет" субсидий на возмещение затрат по устройству елочной конструкции и новогоднего оформления Театральной площади г. Саратова. Само наличие (!) у предприятия на праве хозяйственного ведения елочного сооружения высотой 20 метров, оснащенного механизмом вращения, суд расценил как преимущество по отношению к другим хозяйствующим субъектам, которое дало возможность ежегодно выполнять работы по устройству елочной конструкции без участия в конкурсных процедурах. Рассматривая дело, суд особо подчеркнул, что для квалификации действий (бездействия) по ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Из указанной нормы не следует обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, поскольку действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2019 г. N Ф06-53894/2019 по делу N А57-23130/2018). Аналогичные решения принимались судами и по вопросам предоставления субсидий на текущее содержание (текущий ремонт) светофорных объектов (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 октября 2017 г. N Ф04-3579/2017 по делу N А03-19355/2016), на ремонт улично-дорожной сети (Постановление ФАС Центрального округа от 9 июля 2014 г., Определение Верховного Суда РФ от 23 октября 2014 г. N 310-ЭС14-3040 по делу N А48-1521/2013). В последнем случае суд особо подчеркнул, что органы местного самоуправления без соблюдения условий, предусмотренных п. 3 ст. 78 БК РФ и контрактным законодательством не могут предоставлять субсидии муниципальным казенным предприятиям только потому, что за ними закреплено муниципальное имущество.
Готовое решение: Как уточняются границы земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)лицами, которым участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования (за исключением государственных (муниципальных) учреждений и казенных предприятий);
(КонсультантПлюс, 2025)лицами, которым участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования (за исключением государственных (муниципальных) учреждений и казенных предприятий);
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Могут ли воздушные линии электропередачи быть объектом договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, между ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" (арендодатель) и МКП "Тепловые сети" (арендатор) заключен договор аренды от 20.01.2010 N 09-6-4658 (далее - договор от 20.01.2010 N 09-6-4658).
Могут ли воздушные линии электропередачи быть объектом договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, между ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" (арендодатель) и МКП "Тепловые сети" (арендатор) заключен договор аренды от 20.01.2010 N 09-6-4658 (далее - договор от 20.01.2010 N 09-6-4658).
Статья: Национальное право Соединенных Штатов Америки о коммерциализации космической деятельности и его соотношение с нормами международного космического права
(Агапова М.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)В регулировании КД наметились тенденции, во-первых, к регионализации международно-правового регулирования космических отношений <1>, во-вторых, к стремительному развитию национального права в области космоса и даже опережению им международного космического права (МКП). При этом внутригосударственное регулирование космической деятельности развито крайне неоднородно, что объясняется множеством политических, экономических, технологических факторов в том или ином государстве. В наибольшей степени представляет интерес для научного изучения законодательство Соединенных Штатов Америки о космосе в силу его проработанности, масштабности и релевантности современным потребностям.
(Агапова М.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)В регулировании КД наметились тенденции, во-первых, к регионализации международно-правового регулирования космических отношений <1>, во-вторых, к стремительному развитию национального права в области космоса и даже опережению им международного космического права (МКП). При этом внутригосударственное регулирование космической деятельности развито крайне неоднородно, что объясняется множеством политических, экономических, технологических факторов в том или ином государстве. В наибольшей степени представляет интерес для научного изучения законодательство Соединенных Штатов Америки о космосе в силу его проработанности, масштабности и релевантности современным потребностям.