Межмуниципальное предприятие
Подборка наиболее важных документов по запросу Межмуниципальное предприятие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 51 "Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Из положений части 4 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Законодательство в сфере управления городскими агломерациями: три тенденции становления и развития
(Ушакова А.П.)
("Экологическое право", 2024, N 4)- две новые организационно-правовые формы юридических лиц - межмуниципальные предприятия и межмуниципальные компании, которые должны представлять собой унитарные организации с несколькими учредителями. Имущество будет находиться у такого юридического лица на праве хозяйственного ведения - с сохранением муниципальной собственности его учредителей. Именно это положение законопроекта представляется наиболее спорным, на что указали и организации, представившие свои заключения на текст законопроекта <9>. Фактически такое решение повлечет за собой серьезную реформу системы юридических лиц, имеющейся в Гражданском кодексе Российской Федерации, а такая реформа должна быть тщательно подготовлена;
(Ушакова А.П.)
("Экологическое право", 2024, N 4)- две новые организационно-правовые формы юридических лиц - межмуниципальные предприятия и межмуниципальные компании, которые должны представлять собой унитарные организации с несколькими учредителями. Имущество будет находиться у такого юридического лица на праве хозяйственного ведения - с сохранением муниципальной собственности его учредителей. Именно это положение законопроекта представляется наиболее спорным, на что указали и организации, представившие свои заключения на текст законопроекта <9>. Фактически такое решение повлечет за собой серьезную реформу системы юридических лиц, имеющейся в Гражданском кодексе Российской Федерации, а такая реформа должна быть тщательно подготовлена;
Статья: Практика рассмотрения дел арбитражным судом первой инстанции
(Быков В.П., Черникова Е.В., Маркелова И.В.)
("Современное право", 2021, N 12)Приведем конкретный пример. Так, индивидуальный предприниматель С.С.М. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к Администрации Ишимского района Тюменской области (далее - Администрация), акционерному обществу "Ишимское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - предприятие) о признании торгов открытого конкурса N 01673000030118000053, проведенных Администрацией по выполнению работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, и заключенного по их результатам муниципального контракта от 25.06.2018 N 30 (далее - контракт) недействительными.
(Быков В.П., Черникова Е.В., Маркелова И.В.)
("Современное право", 2021, N 12)Приведем конкретный пример. Так, индивидуальный предприниматель С.С.М. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к Администрации Ишимского района Тюменской области (далее - Администрация), акционерному обществу "Ишимское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - предприятие) о признании торгов открытого конкурса N 01673000030118000053, проведенных Администрацией по выполнению работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, и заключенного по их результатам муниципального контракта от 25.06.2018 N 30 (далее - контракт) недействительными.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"5. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"5. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Приказ Росстата от 20.12.2023 N 668
"Об утверждении Официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению"Омел - объем платных услуг населению, оказанных юридическими лицами, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, среднесписочная численность работников которых не превышает 15 человек, нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, с учетом административных данных от органов государственной власти субъектов Российской Федерации/органов местного самоуправления, учреждающих платные парковки, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения, тыс руб;
"Об утверждении Официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению"Омел - объем платных услуг населению, оказанных юридическими лицами, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, среднесписочная численность работников которых не превышает 15 человек, нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, с учетом административных данных от органов государственной власти субъектов Российской Федерации/органов местного самоуправления, учреждающих платные парковки, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения, тыс руб;
Статья: Судебная практика муниципальных образований в связи с созданием специализированных служб в сфере похоронного дела
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)В силу положений ч. 4 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ создание муниципальных предприятий и учреждений, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, - это право, а не обязанность муниципальных образований, которые вправе в силу приведенной нормы не только создавать муниципальные организации, но и участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)В силу положений ч. 4 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ создание муниципальных предприятий и учреждений, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, - это право, а не обязанность муниципальных образований, которые вправе в силу приведенной нормы не только создавать муниципальные организации, но и участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Статья: Обеспечение социально-экономического развития Арктической зоны в условиях негативного мира
(Тетерин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)Отдельный блок проблемных вопросов возникает в сфере публичного управления социально-экономическим развитием субъектов Арктической зоны. Остается нереализованным в полной мере потенциал межрегионального и межмуниципального сотрудничества, необходим учет и отражение локальных проблем и интересов при создании нормативных актов <7>. Поскольку в развитии Арктического макрорегиона значимую роль играют моногорода, для успешной реализации политики необходимо сотрудничество градообразующего предприятия, органов публичной власти и граждан. От эффективности системы взаимодействия зависит реализация инвестиционных проектов, диверсификация экономики и создание уникальной модели развития моногорода <8>. В фокусе научного внимания находятся вопросы территориальных параметров Арктической зоны, обеспечения конституционного статуса коренных малочисленных народов, осуществления природопользования и др. <9>.
(Тетерин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)Отдельный блок проблемных вопросов возникает в сфере публичного управления социально-экономическим развитием субъектов Арктической зоны. Остается нереализованным в полной мере потенциал межрегионального и межмуниципального сотрудничества, необходим учет и отражение локальных проблем и интересов при создании нормативных актов <7>. Поскольку в развитии Арктического макрорегиона значимую роль играют моногорода, для успешной реализации политики необходимо сотрудничество градообразующего предприятия, органов публичной власти и граждан. От эффективности системы взаимодействия зависит реализация инвестиционных проектов, диверсификация экономики и создание уникальной модели развития моногорода <8>. В фокусе научного внимания находятся вопросы территориальных параметров Арктической зоны, обеспечения конституционного статуса коренных малочисленных народов, осуществления природопользования и др. <9>.
Вопрос: Возможность создания/сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности по регулярным перевозкам пассажиров автобусами.
("Официальный сайт ФАС России", 2025)Таким образом, создание унитарного (казенного) предприятия для осуществления деятельности по регулярным перевозкам пассажиров автобусами в городском, пригородном, межмуниципальном сообщении, а также осуществление такой деятельности уже созданным предприятием в соответствии с пунктом 3 Перечня допускается.
("Официальный сайт ФАС России", 2025)Таким образом, создание унитарного (казенного) предприятия для осуществления деятельности по регулярным перевозкам пассажиров автобусами в городском, пригородном, межмуниципальном сообщении, а также осуществление такой деятельности уже созданным предприятием в соответствии с пунктом 3 Перечня допускается.
Статья: Перспективы применения наилучших доступных технологий при ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Нельзя сказать, что природоохранная деятельность совсем не соприкасается с областью ГЧП. С 2016 г. механизм концессионных соглашений распространен на область обращения с отходами производства и потребления и активно применяется на практике: в Республике Мордовия (создание и эксплуатация межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами) <24>, Саратовской области (проектирование, строительство и эксплуатация полигона твердых бытовых отходов) <25>, Вологодской области (строительство мусороперерабатывающего предприятия) <26>, Пермском крае (рекультивация и реконструкция полигона захоронения твердых бытовых отходов) <27>, Томской области (эксплуатация полигона твердых бытовых отходов) <28>. Однако действующие положения Федерального закона "О концессионных соглашениях" <29> не позволяют использовать концессионную модель при ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Нельзя сказать, что природоохранная деятельность совсем не соприкасается с областью ГЧП. С 2016 г. механизм концессионных соглашений распространен на область обращения с отходами производства и потребления и активно применяется на практике: в Республике Мордовия (создание и эксплуатация межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами) <24>, Саратовской области (проектирование, строительство и эксплуатация полигона твердых бытовых отходов) <25>, Вологодской области (строительство мусороперерабатывающего предприятия) <26>, Пермском крае (рекультивация и реконструкция полигона захоронения твердых бытовых отходов) <27>, Томской области (эксплуатация полигона твердых бытовых отходов) <28>. Однако действующие положения Федерального закона "О концессионных соглашениях" <29> не позволяют использовать концессионную модель при ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Статья: Антимонопольные последствия транспортной реформы в сфере перевозок транспортом общего пользования
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Сокращение числа перевозчиков приводит к увеличению числа обслуживающих ими маршрутов, что с учетом применяемой системы штрафов за невыполнение объема транспортной работы и других нарушений (ч. 9 - 12 ст. 14 Закона N 220-ФЗ) повышает операционные риски перевозчиков и способно негативно повлиять на надежность перевозок в целом. Безусловно, можно подобрать доводы и в обоснование сокращения числа перевозчиков, увидев в этом определенную выгоду. Тем не менее если органы власти обязаны содействовать развитию конкуренции на товарном рынке услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, то сокращение числа перевозчиков представляет собой серьезный повод задуматься об эффективности такого содействия.
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Сокращение числа перевозчиков приводит к увеличению числа обслуживающих ими маршрутов, что с учетом применяемой системы штрафов за невыполнение объема транспортной работы и других нарушений (ч. 9 - 12 ст. 14 Закона N 220-ФЗ) повышает операционные риски перевозчиков и способно негативно повлиять на надежность перевозок в целом. Безусловно, можно подобрать доводы и в обоснование сокращения числа перевозчиков, увидев в этом определенную выгоду. Тем не менее если органы власти обязаны содействовать развитию конкуренции на товарном рынке услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, то сокращение числа перевозчиков представляет собой серьезный повод задуматься об эффективности такого содействия.
Статья: Порядок создания и использования резервного фонда материальных ресурсов субъекта РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Елисеев Д.Н.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 12)- организует учет и ведение реестра собственности субъекта РФ в отношении объектов резервного фонда материальных ресурсов субъекта РФ для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера на территории субъекта РФ, находящегося в собственности субъекта РФ;
(Елисеев Д.Н.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 12)- организует учет и ведение реестра собственности субъекта РФ в отношении объектов резервного фонда материальных ресурсов субъекта РФ для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера на территории субъекта РФ, находящегося в собственности субъекта РФ;
Статья: Законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам установления режима повышенной готовности: сравнительный анализ
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)В современной юридической литературе предпринимались попытки обобщить круг полномочий исполнительных органов государственной власти РФ и субъектов РФ в условиях режимов повышенной готовности и чрезвычайных ситуаций. Так, проведя системный анализ положений Закона о ЧС, О.В. Брежнев выделил полномочия, которые охватывают "ситуации, связанные с предупреждением распространения коронавирусной инфекции" <27>. А.Н. Мещеряков, в свою очередь, указывает на наличие общих полномочий, которые могут быть применены в рамках обычного правового режима, и чрезвычайных полномочий, используемых "только при введении в установленном порядке особых правовых режимов" <28>. Иной подход к разграничению полномочий органов государственной власти в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия предлагается С.Б. Аникиным и А.И. Пермяковым. В зависимости от уровня государственного управления авторами выделяются: 1) федеральные полномочия; 2) федеральные полномочия, делегированные органам государственной власти субъектов Федерации; 3) собственные полномочия органов государственной власти субъектов Федерации <29>. Очевидно, что перераспределение полномочий государственных органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляется по "остаточному" принципу, в части принятия нормативных правовых актов субъекта РФ, реализации конкретных ограничительных мероприятий на территории субъекта РФ, установления особого режима функционирования предприятий, организаций, учреждений и т.д. В связи с этим считаем, что опыт регионального нормотворчества, полученный в результате первой волны пандемии коронавируса (2019-nCoV), имеет достаточный потенциал для того, чтобы сформировать полноценный механизм делегирования и сбалансированного перераспределения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и других органов государственной власти.
(Хазанов С.Д., Лифанов Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)В современной юридической литературе предпринимались попытки обобщить круг полномочий исполнительных органов государственной власти РФ и субъектов РФ в условиях режимов повышенной готовности и чрезвычайных ситуаций. Так, проведя системный анализ положений Закона о ЧС, О.В. Брежнев выделил полномочия, которые охватывают "ситуации, связанные с предупреждением распространения коронавирусной инфекции" <27>. А.Н. Мещеряков, в свою очередь, указывает на наличие общих полномочий, которые могут быть применены в рамках обычного правового режима, и чрезвычайных полномочий, используемых "только при введении в установленном порядке особых правовых режимов" <28>. Иной подход к разграничению полномочий органов государственной власти в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия предлагается С.Б. Аникиным и А.И. Пермяковым. В зависимости от уровня государственного управления авторами выделяются: 1) федеральные полномочия; 2) федеральные полномочия, делегированные органам государственной власти субъектов Федерации; 3) собственные полномочия органов государственной власти субъектов Федерации <29>. Очевидно, что перераспределение полномочий государственных органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляется по "остаточному" принципу, в части принятия нормативных правовых актов субъекта РФ, реализации конкретных ограничительных мероприятий на территории субъекта РФ, установления особого режима функционирования предприятий, организаций, учреждений и т.д. В связи с этим считаем, что опыт регионального нормотворчества, полученный в результате первой волны пандемии коронавируса (2019-nCoV), имеет достаточный потенциал для того, чтобы сформировать полноценный механизм делегирования и сбалансированного перераспределения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и других органов государственной власти.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В разделе 2 "Анализ законодательства, регулирующего вопросы межмуниципального хозяйственного сотрудничества" Методических рекомендаций по организации межрегионального и межмуниципального сотрудничества в сфере реализации расходных полномочий и вопросов местного значения <188>, разработанных Минрегионом России (2010 г.), рассмотрен такой вопрос в регулировании правоотношений, связанных с созданием межмуниципальных хозяйственных обществ, как проблема юридического обособления имущества муниципального образования при образовании такого общества, так как в законодательстве РФ существуют ограничения относительно возможности внесения государственного или муниципального имущества в уставный капитал учреждаемых ими хозяйствующих субъектов. При этом отмечено следующее: на основании ч. 1 ст. 217 и п. 2 ст. 235 части первой ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц (в том числе межмуниципальных хозяйственных обществ) только в порядке, предусмотренном законами о приватизации муниципального имущества; согласно п. 5 комментируемой статьи приватизация муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными комментируемым Законом; при этом нормы п. 1 комментируемой статьи предусматривают в качестве способов приватизации муниципального имущества (помимо продажи такого имущества на торгах), в частности, преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, а также внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; как следует из сказанного, такой механизм обособления муниципального имущества при создании межмуниципального хозяйственного общества неприемлем.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В разделе 2 "Анализ законодательства, регулирующего вопросы межмуниципального хозяйственного сотрудничества" Методических рекомендаций по организации межрегионального и межмуниципального сотрудничества в сфере реализации расходных полномочий и вопросов местного значения <188>, разработанных Минрегионом России (2010 г.), рассмотрен такой вопрос в регулировании правоотношений, связанных с созданием межмуниципальных хозяйственных обществ, как проблема юридического обособления имущества муниципального образования при образовании такого общества, так как в законодательстве РФ существуют ограничения относительно возможности внесения государственного или муниципального имущества в уставный капитал учреждаемых ими хозяйствующих субъектов. При этом отмечено следующее: на основании ч. 1 ст. 217 и п. 2 ст. 235 части первой ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц (в том числе межмуниципальных хозяйственных обществ) только в порядке, предусмотренном законами о приватизации муниципального имущества; согласно п. 5 комментируемой статьи приватизация муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными комментируемым Законом; при этом нормы п. 1 комментируемой статьи предусматривают в качестве способов приватизации муниципального имущества (помимо продажи такого имущества на торгах), в частности, преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, а также внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; как следует из сказанного, такой механизм обособления муниципального имущества при создании межмуниципального хозяйственного общества неприемлем.
Статья: Организация первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 2)Основными силами и средствами при решении задач по ПЖОН являются специально выделенные и подготовленные на основе решений высшего должностного лица субъекта РФ, органа местного самоуправления, руководителей организаций и предприятий органы управления, специалисты и средства соответствующих министерств, ведомств, организаций и предприятий (независимо от форм собственности), ответственных за организацию ПЖОН и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта РФ.
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 2)Основными силами и средствами при решении задач по ПЖОН являются специально выделенные и подготовленные на основе решений высшего должностного лица субъекта РФ, органа местного самоуправления, руководителей организаций и предприятий органы управления, специалисты и средства соответствующих министерств, ведомств, организаций и предприятий (независимо от форм собственности), ответственных за организацию ПЖОН и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта РФ.