Контроль за деятельностью муниципального унитарного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль за деятельностью муниципального унитарного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка контрольно-счетного органа
(КонсультантПлюс, 2025)Контрольно-счетный орган не вправе проверять получение и использование МУП средств, полученных от приносящей доход деятельности (в т.ч. направленных на выплату премий)
(КонсультантПлюс, 2025)Контрольно-счетный орган не вправе проверять получение и использование МУП средств, полученных от приносящей доход деятельности (в т.ч. направленных на выплату премий)
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Проверки контрольно-счетными органами (внешний государственный (муниципальный) контроль)
(КонсультантПлюс, 2025)Контрольно-счетный орган не вправе проверять получение и использование МУП средств, полученных от приносящей доход деятельности (в т.ч. направленных на выплату зарплаты, возмещение командировочных расходов)
(КонсультантПлюс, 2025)Контрольно-счетный орган не вправе проверять получение и использование МУП средств, полученных от приносящей доход деятельности (в т.ч. направленных на выплату зарплаты, возмещение командировочных расходов)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Исполнение судебных решений в отношении муниципальных унитарных предприятий и правовые позиции Европейского суда по правам человека
(Берестнев Ю.Ю.)
("Цивилист", 2022, N 1)Муниципальные унитарные предприятия, образованные на праве хозяйственного ведения, в принципе могут обладать некоторой степенью юридической и экономической независимости от государства. Во всяком случае, эта степень у них выше, чем у казенных предприятий. Тем не менее законодательство Российской Федерации предоставляет собственникам имущества таких предприятий обширные возможности по осуществлению контроля в отношении ключевых аспектов их деятельности, при этом степень эффективности контроля со стороны публичного собственника может изменяться в зависимости от сферы деятельности предприятия. Если муниципальное унитарное предприятие не имеет достаточной институциональной и операционной независимости от муниципалитета, то муниципальное образование или государство должно привлекаться к субсидиарной имущественной ответственности, несмотря на то что муниципальное унитарное предприятие является самостоятельным юридическим лицом. Как отмечает И.Е. Кабанова, "специфический статус органов местного самоуправления в национальном праве сам по себе не может исключать ответственности государства по долгам муниципальных предприятий" <17>, поскольку в вопросах толкования Конвенции Европейский суд не связан категориями национального права, а правовым терминам придается автономное значение, которое может не совпадать с принятым в праве государств - участников Конвенции. В случае с органами местного самоуправления Европейский суд, в частности, указывал, что они формируются местным населением, обладают широким кругом полномочий в различных сферах жизни и, даже если эти полномочия заметно ограничены по сравнению с региональными или федеральными органами власти, они "не могут быть охарактеризованы иначе как "публичные" с точки зрения Конвенции" <18>.
(Берестнев Ю.Ю.)
("Цивилист", 2022, N 1)Муниципальные унитарные предприятия, образованные на праве хозяйственного ведения, в принципе могут обладать некоторой степенью юридической и экономической независимости от государства. Во всяком случае, эта степень у них выше, чем у казенных предприятий. Тем не менее законодательство Российской Федерации предоставляет собственникам имущества таких предприятий обширные возможности по осуществлению контроля в отношении ключевых аспектов их деятельности, при этом степень эффективности контроля со стороны публичного собственника может изменяться в зависимости от сферы деятельности предприятия. Если муниципальное унитарное предприятие не имеет достаточной институциональной и операционной независимости от муниципалитета, то муниципальное образование или государство должно привлекаться к субсидиарной имущественной ответственности, несмотря на то что муниципальное унитарное предприятие является самостоятельным юридическим лицом. Как отмечает И.Е. Кабанова, "специфический статус органов местного самоуправления в национальном праве сам по себе не может исключать ответственности государства по долгам муниципальных предприятий" <17>, поскольку в вопросах толкования Конвенции Европейский суд не связан категориями национального права, а правовым терминам придается автономное значение, которое может не совпадать с принятым в праве государств - участников Конвенции. В случае с органами местного самоуправления Европейский суд, в частности, указывал, что они формируются местным населением, обладают широким кругом полномочий в различных сферах жизни и, даже если эти полномочия заметно ограничены по сравнению с региональными или федеральными органами власти, они "не могут быть охарактеризованы иначе как "публичные" с точки зрения Конвенции" <18>.
Статья: Виды ответственности должностных лиц в российском законодательстве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" разъяснено, что судам следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена ст. 201 УК РФ. Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также лица, выполняющие управленческие функции в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией, государственной компанией.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" разъяснено, что судам следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена ст. 201 УК РФ. Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также лица, выполняющие управленческие функции в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией, государственной компанией.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19
(ред. от 11.06.2020)
"О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также лица, выполняющие управленческие функции в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией, государственной компанией.
(ред. от 11.06.2020)
"О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также лица, выполняющие управленческие функции в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией, государственной компанией.
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2024 N 35-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону"В свою очередь, собственник имущества унитарного предприятия в отношении такого предприятия в силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" принимает решения о его создании, реорганизации и ликвидации, определяет цели, предмет, виды деятельности, порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности, утверждает устав, вносит в него изменения, формирует уставный фонд, назначает на должность руководителя, согласовывает прием на работу главного бухгалтера, утверждает бухгалтерскую (финансовую) отчетность, отчеты и показатели экономической эффективности деятельности и контролирует их выполнение, дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом и совершение иных сделок, контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего унитарному предприятию имущества и осуществляет иные права.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону"В свою очередь, собственник имущества унитарного предприятия в отношении такого предприятия в силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" принимает решения о его создании, реорганизации и ликвидации, определяет цели, предмет, виды деятельности, порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности, утверждает устав, вносит в него изменения, формирует уставный фонд, назначает на должность руководителя, согласовывает прием на работу главного бухгалтера, утверждает бухгалтерскую (финансовую) отчетность, отчеты и показатели экономической эффективности деятельности и контролирует их выполнение, дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом и совершение иных сделок, контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего унитарному предприятию имущества и осуществляет иные права.
Статья: Изъятие собственником имущества ГУП основных средств, приобретенных за счет субсидий
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Права собственника имущества унитарного предприятия закреплены в ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Права собственника имущества унитарного предприятия закреплены в ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Статья: Конституционализация антикоррупционного законодательства на примере Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"
(Кожевников О.А., Безруков А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Судебная практика, ввиду прямой связи уголовных деяний с категорией "коррупция", содержание понятия "законные интересы общества и государства" берет из текста Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 (ред. от 11.06.2020) "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий", в котором права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства связаны с незаконным посягательством должностных лиц, злоупотребляющих своими должностными полномочиями либо превышающих свои должностные полномочия, на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, государственных компаний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований Российской Федерации и органов".
(Кожевников О.А., Безруков А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Судебная практика, ввиду прямой связи уголовных деяний с категорией "коррупция", содержание понятия "законные интересы общества и государства" берет из текста Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 (ред. от 11.06.2020) "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий", в котором права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства связаны с незаконным посягательством должностных лиц, злоупотребляющих своими должностными полномочиями либо превышающих свои должностные полномочия, на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, государственных компаний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований Российской Федерации и органов".
Статья: Подходы к разработке федерального закона о стратегическом управлении социально-экономическим развитием
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Реализация документов стратегического планирования требует особого правового регулирования, сочетающего, с одной стороны, императивный метод регулирования (в отношении органов и должностных лиц публичной власти и иных государственных и муниципальных органов и учреждений, в том числе с особым статусом, таких как, например, Центральный Банк), в частности устанавливающий пределы властных полномочий и возможности произвольного вмешательства со стороны указанных выше органов в экономическую деятельность частных субъектов, а с другой стороны, диспозитивный метод, а также рекомендательный метод (метод "мягкого права") - в отношении субъектов частного сектора. Особенно тонкое сочетание императивного и диспозитивного методов регулирования требуется в отношении тех субъектов корпоративного сектора, где у государства имеются особые права и возможности (государственные корпорации; государственные компании; государственные и муниципальные унитарные предприятия; юридические лица с доминирующим участием Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований; естественные монополии и иные субъекты, деятельность которых в "повышенной степени" регулируется и контролируется государством) <9>.
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Реализация документов стратегического планирования требует особого правового регулирования, сочетающего, с одной стороны, императивный метод регулирования (в отношении органов и должностных лиц публичной власти и иных государственных и муниципальных органов и учреждений, в том числе с особым статусом, таких как, например, Центральный Банк), в частности устанавливающий пределы властных полномочий и возможности произвольного вмешательства со стороны указанных выше органов в экономическую деятельность частных субъектов, а с другой стороны, диспозитивный метод, а также рекомендательный метод (метод "мягкого права") - в отношении субъектов частного сектора. Особенно тонкое сочетание императивного и диспозитивного методов регулирования требуется в отношении тех субъектов корпоративного сектора, где у государства имеются особые права и возможности (государственные корпорации; государственные компании; государственные и муниципальные унитарные предприятия; юридические лица с доминирующим участием Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований; естественные монополии и иные субъекты, деятельность которых в "повышенной степени" регулируется и контролируется государством) <9>.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Распространяется, если соблюдается условие о наличии косвенного (в рассматриваемом случае - через нескольких лиц, одно из которых - материнская кредитная организация) контроля над заемщиком со стороны федеральных или муниципальных органов власти, государственных корпораций, государственных или муниципальных унитарных предприятий.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Распространяется, если соблюдается условие о наличии косвенного (в рассматриваемом случае - через нескольких лиц, одно из которых - материнская кредитная организация) контроля над заемщиком со стороны федеральных или муниципальных органов власти, государственных корпораций, государственных или муниципальных унитарных предприятий.
Вопрос: О государственном (муниципальном) финансовом контроле, формировании объема дефицита федерального бюджета, государственных внутренних заимствованиях и применении ККТ кредитными организациями.
(Письмо Минфина России от 23.05.2024 N 05-06-11/47396)В соответствии со статьей 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе государственные (муниципальные) учреждения, государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации (компании), публично-правовые компании, хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.
(Письмо Минфина России от 23.05.2024 N 05-06-11/47396)В соответствии со статьей 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе государственные (муниципальные) учреждения, государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации (компании), публично-правовые компании, хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.
Вопрос: Какой установлен порядок актуализации (корректировки) схем водоснабжения и водоотведения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 4 Графика осуществления контроля муниципальным образованием Московской области за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных унитарных предприятий (муниципальных предприятий) и хозяйственных обществ, в которых муниципальному образованию принадлежит доля, обеспечивающая положительный результат голосования при принятии решения собственников (учредителей), осуществляющих свою деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утв. Постановлением Правительства Московской области от 28.12.2016 N 1005/44, ежегодная актуализация схем водоснабжения и водоотведения проводится не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 4 Графика осуществления контроля муниципальным образованием Московской области за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных унитарных предприятий (муниципальных предприятий) и хозяйственных обществ, в которых муниципальному образованию принадлежит доля, обеспечивающая положительный результат голосования при принятии решения собственников (учредителей), осуществляющих свою деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утв. Постановлением Правительства Московской области от 28.12.2016 N 1005/44, ежегодная актуализация схем водоснабжения и водоотведения проводится не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема.
Статья: Категория "теневой руководитель" в российском законодательстве и ее толкование в уголовно-правовой доктрине
(Клевцов К.К.)
("Мировой судья", 2023, N 12)В юридической литературе данная проблема уже поднималась, но какой-то единой позиции по ней до сих пор не выработано. Так, профессор Г.А. Есаков ставил следующий вопрос: "какое уголовно-правовое значение имеют бенефициарные связи, в рамках которых одно лицо (группа лиц) могут фактически определять (контролировать) деятельность формально отделенных от них экономических субъектов?" <2>. По его мнению, под "теневым руководителем" следует понимать лицо, фактически осуществляющее стратегическое и оперативное руководство данным юридическим лицом вследствие доминирующего участия в уставном (складочном) капитале (в том числе через цепочку зависимых лиц), представления интересов собственника в государственных или муниципальных унитарных предприятиях, учреждениях или вследствие иных обстоятельств, а уголовная ответственность может быть выстроена на основе норм о соучастии (например, как посредственный исполнитель - ч. 2 ст. 33, либо как организатор, подстрекатель или пособник - ч. 4 ст. 34 Уголовного кодекса Российской Федерации <3> (далее - УК РФ)) <4>.
(Клевцов К.К.)
("Мировой судья", 2023, N 12)В юридической литературе данная проблема уже поднималась, но какой-то единой позиции по ней до сих пор не выработано. Так, профессор Г.А. Есаков ставил следующий вопрос: "какое уголовно-правовое значение имеют бенефициарные связи, в рамках которых одно лицо (группа лиц) могут фактически определять (контролировать) деятельность формально отделенных от них экономических субъектов?" <2>. По его мнению, под "теневым руководителем" следует понимать лицо, фактически осуществляющее стратегическое и оперативное руководство данным юридическим лицом вследствие доминирующего участия в уставном (складочном) капитале (в том числе через цепочку зависимых лиц), представления интересов собственника в государственных или муниципальных унитарных предприятиях, учреждениях или вследствие иных обстоятельств, а уголовная ответственность может быть выстроена на основе норм о соучастии (например, как посредственный исполнитель - ч. 2 ст. 33, либо как организатор, подстрекатель или пособник - ч. 4 ст. 34 Уголовного кодекса Российской Федерации <3> (далее - УК РФ)) <4>.
Вопрос: О государственном (муниципальном) финансовом контроле в отношении бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета) и дефиците федерального бюджета; о применении ККТ кредитными организациями.
(Письмо Минфина России от 02.05.2024 N 05-09-09/41342)В соответствии со статьей 266.1 Бюджетного кодекса объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе государственные (муниципальные) учреждения, государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации (компании), публично-правовые компании, хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.
(Письмо Минфина России от 02.05.2024 N 05-09-09/41342)В соответствии со статьей 266.1 Бюджетного кодекса объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе государственные (муниципальные) учреждения, государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации (компании), публично-правовые компании, хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Так например, при рассмотрении дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия "Покой" (дело N А76-14121/2015) было установлено, что прекращение права хозяйственного ведения предприятия на имущество по инициативе собственника такого имущества является недействительной сделкой в случае, если такое изъятие имущества приводит к возникновению признаков неплатежеспособности и причиняет кредиторам вред, выражающийся в уменьшении потенциальной конкурсной массы (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2017 N Ф09-2637/17 по делу N А76-14121/2015). При этом, как было указано в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 25 февраля 2020 года по тому же делу, оценка факта изъятия собственником имущества соответствующих активов на предмет причинно-следственной связи с несостоятельностью должника должна исходить из следующего. Как указал суд округа, целью создания публично-правовым образованием соответствующего предприятия являлась не столько реализация ее имущественных прав учредителя, сколько выполнение публично-правовых обязанностей, вытекающих из государственных функций, вызванное необходимостью осуществления им деятельности для решения общественно значимых задач, и обусловлена публичным интересом (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). В связи с чем указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана непосредственно их указаниями или иными действиями. В качестве примера, в котором суд усмотрел возможность привлечения контролирующих лиц должника по долгам унитарного предприятия, можно привести дело Муниципального унитарного предприятия города Магадана "Соколовское ЖКХ", рассмотренное Арбитражным судом Дальневосточного округа. В рамках указанного дела рассматривалось заявление о привлечении контролирующих должника, муниципального унитарного предприятия, лиц к субсидиарной ответственности. В частности, установив, что указанные лица, действуя в нарушение ст. 18 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", лишили предприятие имущества, позволяющего осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом, суд привлек контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.06.2018 N Ф03-2214/2018 по делу N А37-175/2013).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Так например, при рассмотрении дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия "Покой" (дело N А76-14121/2015) было установлено, что прекращение права хозяйственного ведения предприятия на имущество по инициативе собственника такого имущества является недействительной сделкой в случае, если такое изъятие имущества приводит к возникновению признаков неплатежеспособности и причиняет кредиторам вред, выражающийся в уменьшении потенциальной конкурсной массы (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2017 N Ф09-2637/17 по делу N А76-14121/2015). При этом, как было указано в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 25 февраля 2020 года по тому же делу, оценка факта изъятия собственником имущества соответствующих активов на предмет причинно-следственной связи с несостоятельностью должника должна исходить из следующего. Как указал суд округа, целью создания публично-правовым образованием соответствующего предприятия являлась не столько реализация ее имущественных прав учредителя, сколько выполнение публично-правовых обязанностей, вытекающих из государственных функций, вызванное необходимостью осуществления им деятельности для решения общественно значимых задач, и обусловлена публичным интересом (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). В связи с чем указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана непосредственно их указаниями или иными действиями. В качестве примера, в котором суд усмотрел возможность привлечения контролирующих лиц должника по долгам унитарного предприятия, можно привести дело Муниципального унитарного предприятия города Магадана "Соколовское ЖКХ", рассмотренное Арбитражным судом Дальневосточного округа. В рамках указанного дела рассматривалось заявление о привлечении контролирующих должника, муниципального унитарного предприятия, лиц к субсидиарной ответственности. В частности, установив, что указанные лица, действуя в нарушение ст. 18 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", лишили предприятие имущества, позволяющего осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом, суд привлек контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.06.2018 N Ф03-2214/2018 по делу N А37-175/2013).
"Коммерческие корпорации: виды и организационное устройство"
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)Сторонники этой концепции непоследовательны в своих выводах. Если сравнить фактическую возможность влиять на деятельность коммерческой организации, то больше всего таких возможностей имеет директор унитарного государственного или муниципального предприятия, который в отличие от контролирующего акционера может непосредственно совершать сделки с имуществом предприятия. Но сторонники концепции фактической собственности не говорят, что фактическими собственниками имущества унитарных государственных и муниципальных предприятий являются их директора. В отношении этой группы коммерческих организаций они придерживаются классической теории права собственности: государство как собственник имущества закрепляет его за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, оставаясь при этом собственником этого имущества.
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)Сторонники этой концепции непоследовательны в своих выводах. Если сравнить фактическую возможность влиять на деятельность коммерческой организации, то больше всего таких возможностей имеет директор унитарного государственного или муниципального предприятия, который в отличие от контролирующего акционера может непосредственно совершать сделки с имуществом предприятия. Но сторонники концепции фактической собственности не говорят, что фактическими собственниками имущества унитарных государственных и муниципальных предприятий являются их директора. В отношении этой группы коммерческих организаций они придерживаются классической теории права собственности: государство как собственник имущества закрепляет его за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, оставаясь при этом собственником этого имущества.