Контракт со снижением цены на аукционе
Подборка наиболее важных документов по запросу Контракт со снижением цены на аукционе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Антидемпинговые меры при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...в случае демпингового снижения при проведении конкурса и аукциона цены контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения, в частности продовольствия, участник обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта. Перечень документов, предоставляемых участником в целях подтверждения предлагаемой цены контракта, не является закрытым.
(КонсультантПлюс, 2025)...в случае демпингового снижения при проведении конкурса и аукциона цены контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения, в частности продовольствия, участник обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта. Перечень документов, предоставляемых участником в целях подтверждения предлагаемой цены контракта, не является закрытым.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 37 "Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""По общему правилу победитель электронной процедуры признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 данной статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона N 44-ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Проведенный сравнительный анализ участия в торгах участников торгов показал активное снижение ими начальной (максимальной) цены контрактов в борьбе за контракт при их участии в торгах с третьими лицами, тогда как в отсутствие третьих лиц такая борьба между ними отсутствовала, что подтверждало наличие договоренностей между ними по совместному участию в торгах и отказ от конкурентной борьбы друг с другом. Снижение начальной (максимальной) цены контрактов в аукционах, где участники торгов приняли раздельное участие, составило от 14,33 до 47,5%, тогда как в аукционах, где они участвовали совместно и без третьих лиц, снижение составило от 0,5 до 5% от начальной (максимальной) цены контрактов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Проведенный сравнительный анализ участия в торгах участников торгов показал активное снижение ими начальной (максимальной) цены контрактов в борьбе за контракт при их участии в торгах с третьими лицами, тогда как в отсутствие третьих лиц такая борьба между ними отсутствовала, что подтверждало наличие договоренностей между ними по совместному участию в торгах и отказ от конкурентной борьбы друг с другом. Снижение начальной (максимальной) цены контрактов в аукционах, где участники торгов приняли раздельное участие, составило от 14,33 до 47,5%, тогда как в аукционах, где они участвовали совместно и без третьих лиц, снижение составило от 0,5 до 5% от начальной (максимальной) цены контрактов.
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отменила постановление арбитражного суда округа и оставила в силе постановление суда апелляционной инстанции по следующим основаниям. После снижения цены контракта до нуля открытый аукцион проводился на право заключить государственный контракт путем подачи участниками своих ценовых предложений, то есть предлагаемая претендентами в этом случае стоимость не связана с ценой контракта, так как она составляет ноль, а представляет собой выкупную стоимость (оплату) приобретения названного права. Общество как лицо, предложившее наибольшую цену за право на заключение контракта, было признано победителем аукциона и перечислило денежные средства в качестве оплаты права на заключение государственного контракта.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отменила постановление арбитражного суда округа и оставила в силе постановление суда апелляционной инстанции по следующим основаниям. После снижения цены контракта до нуля открытый аукцион проводился на право заключить государственный контракт путем подачи участниками своих ценовых предложений, то есть предлагаемая претендентами в этом случае стоимость не связана с ценой контракта, так как она составляет ноль, а представляет собой выкупную стоимость (оплату) приобретения названного права. Общество как лицо, предложившее наибольшую цену за право на заключение контракта, было признано победителем аукциона и перечислило денежные средства в качестве оплаты права на заключение государственного контракта.
Готовое решение: Как применяется национальный режим при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ до 31 декабря 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2024)При заключении контракта по результатам аукциона надо снизить на 15% цену, предложенную победителем, если закупаются товары из Перечня N 1 к Приказу N 126н (на 20% - при закупке в рамках национальных программ (проектов) товара из Перечня N 2 к этому Приказу) и к поставке предложен хотя бы один товар не из ЕАЭС.
(КонсультантПлюс, 2024)При заключении контракта по результатам аукциона надо снизить на 15% цену, предложенную победителем, если закупаются товары из Перечня N 1 к Приказу N 126н (на 20% - при закупке в рамках национальных программ (проектов) товара из Перечня N 2 к этому Приказу) и к поставке предложен хотя бы один товар не из ЕАЭС.
Готовое решение: Как применять антидемпинговые меры при закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Понятие демпинга при закупках по Закону N 44-ФЗ нормативно не определено. Полагаем, что таковым следует считать снижение участником конкурса или аукциона цены контракта (суммы цен единиц товара (работы, услуги)) на 25 и более процентов по сравнению с НМЦК (начальной суммой цен единиц товара (работы, услуги)). Именно при таких условиях нужно применять антидемпинговые меры (ч. 1, 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Понятие демпинга при закупках по Закону N 44-ФЗ нормативно не определено. Полагаем, что таковым следует считать снижение участником конкурса или аукциона цены контракта (суммы цен единиц товара (работы, услуги)) на 25 и более процентов по сравнению с НМЦК (начальной суммой цен единиц товара (работы, услуги)). Именно при таких условиях нужно применять антидемпинговые меры (ч. 1, 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: Об увеличении заказчиком количества поставляемого товара при заключении контракта с победителем аукциона по сниженной цене.
(Письмо Минфина России от 25.08.2023 N 24-06-06/80771)Вопрос: Об увеличении заказчиком количества поставляемого товара при заключении контракта с победителем аукциона по сниженной цене.
(Письмо Минфина России от 25.08.2023 N 24-06-06/80771)Вопрос: Об увеличении заказчиком количества поставляемого товара при заключении контракта с победителем аукциона по сниженной цене.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Согласно приговору указанного суда <1> директор ООО "А" и директор ООО "Б" совершили покушение на ограничение конкуренции, заключив устное соглашение о поддержании минимального снижения цены либо минимального снижения цены контракта при участии в аукционах в электронной форме, объявленных * для муниципальных нужд, путем снижения не более чем на 0,5% начальной максимальной цены контракта по электронному аукциону **, не более чем на 1,5% начальной максимальной цены контракта по электронному аукциону **, с созданием видимости торгов и конкуренции, создав тем самым картель.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Согласно приговору указанного суда <1> директор ООО "А" и директор ООО "Б" совершили покушение на ограничение конкуренции, заключив устное соглашение о поддержании минимального снижения цены либо минимального снижения цены контракта при участии в аукционах в электронной форме, объявленных * для муниципальных нужд, путем снижения не более чем на 0,5% начальной максимальной цены контракта по электронному аукциону **, не более чем на 1,5% начальной максимальной цены контракта по электронному аукциону **, с созданием видимости торгов и конкуренции, создав тем самым картель.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (февраль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Некорректная работа режима "автоторги", которая не привела к желаемому снижению предложения о цене контракта в результате проведения аукциона, не является основанием для выдачи контрольным органом предписания о повторном проведении процедуры подачи ценовых предложений, в случае если на электронной площадке сохранена возможность подачи ценовых предложений в "ручном режиме".
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Некорректная работа режима "автоторги", которая не привела к желаемому снижению предложения о цене контракта в результате проведения аукциона, не является основанием для выдачи контрольным органом предписания о повторном проведении процедуры подачи ценовых предложений, в случае если на электронной площадке сохранена возможность подачи ценовых предложений в "ручном режиме".
Готовое решение: В каком порядке провести закрытый аукцион по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если в ходе аукциона подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта (суммы цен) до 0,5% НМЦК или ниже, аукцион проводится на право заключения контракта с учетом положений п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ (п. 7 ч. 4 ст. 74 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в ходе аукциона подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта (суммы цен) до 0,5% НМЦК или ниже, аукцион проводится на право заключения контракта с учетом положений п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ (п. 7 ч. 4 ст. 74 Закона N 44-ФЗ).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример 1: предложенный товар не производится в России. Получив в свой адрес проект контракта со сниженной ценой, победитель аукциона на поставку расходных материалов не просто написал в жалобе о том, что необходимые заказчику товары в России не производятся, но и подкрепил это утверждение ответом производителя ООО "Катюша принт", в соответствии с которым странами - производителями товарных партий оригинальных расходных материалов для моделей печатающей техники: принтера "Катюша Р130", МФУ "Катюша М130", МФУ "Катюша М240", принтера "Катюша Р247", МФУ "Катюша М247", МФУ "Катюша М348" - являются Вьетнам и Китай.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример 1: предложенный товар не производится в России. Получив в свой адрес проект контракта со сниженной ценой, победитель аукциона на поставку расходных материалов не просто написал в жалобе о том, что необходимые заказчику товары в России не производятся, но и подкрепил это утверждение ответом производителя ООО "Катюша принт", в соответствии с которым странами - производителями товарных партий оригинальных расходных материалов для моделей печатающей техники: принтера "Катюша Р130", МФУ "Катюша М130", МФУ "Катюша М240", принтера "Катюша Р247", МФУ "Катюша М247", МФУ "Катюша М348" - являются Вьетнам и Китай.