Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционное правосудие на втором этапе развития (к историографии вопроса с позиции конституционалиста)
(Митюков М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 2; 2021, N 6)Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции между федеральными государственными органами, между федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации, между государственными органами субъектов Российской Федерации.
(Митюков М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 2; 2021, N 6)Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции между федеральными государственными органами, между федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации, между государственными органами субъектов Российской Федерации.
Статья: Конституционное судопроизводство - процессуальная форма защиты нарушенных прав
(Михайлова Е.В.)
("Российский судья", 2023, N 1)В соответствии с ч. 3 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. В данной формулировке содержится правовая категория "спор", что позволяет однозначно говорить о наличии правового конфликта и двух сторон с противоположными интересами.
(Михайлова Е.В.)
("Российский судья", 2023, N 1)В соответствии с ч. 3 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. В данной формулировке содержится правовая категория "спор", что позволяет однозначно говорить о наличии правового конфликта и двух сторон с противоположными интересами.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в статье 125 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а Президент Российской Федерации также в случае, предусмотренном статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в статье 125 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а Президент Российской Федерации также в случае, предусмотренном статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Статья: Президент Российской Федерации как сторона конституционного судебного процесса
(Таева Н.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)До конца не разрешенным остается вопрос, должны ли такие согласительные процедуры в обязательном порядке предшествовать обращению в Конституционный Суд РФ по спору о компетенции и может ли быть запрос признан недопустимым, если такие процедуры проведены не были. В пункте 7 ст. 93 Закона о Конституционном Суде сказано, что ходатайство по спору о компетенции допустимо в случае обращения соответствующего органа государственной власти к Президенту РФ с просьбой об использовании согласительных процедур, предусмотренных статьей 85 Конституции РФ, а Президент РФ в течение месяца со дня обращения не использовал эти согласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разрешению спора. Из смысла данного пункта следует, что обращение органов власти к Президенту РФ по вопросу проведения согласительных процедур не является обязательным предварительным этапом разрешения спора, поскольку законодатель использует термин "в случае обращения". То есть такого обращения может и не быть. В то же время пункт 3 данной статьи устанавливает следующее основание допустимости - спор не был или не может быть разрешен иным способом. К таким иным способам могут быть отнесены и согласительные процедуры. На практике Конституционный Суд РФ исходит из того, что предварительное обращение к Президенту РФ одной из сторон спора о компетенции является обязательным. Так, Н.В. Витрук приводит в одной из своих статей пример отказного Определения Конституционного Суда РФ по разрешению спора о компетенции между Московской областной Думой и Московской городской Думой по определению состава территории (аэропорта "Шереметьево") <23>, где основанием для отказа послужило то, что заявитель не обращался к Президенту РФ в порядке, предусмотренном статьей 85 Конституции РФ <24>. Сам же ученый считает такое условие допустимости неоднозначным и конкретно в данном деле - вызванным политической целесообразностью. К этому можно добавить, что сама по себе конструкция ст. 85 Конституции РФ позволяет рассматривать проведение согласительных процедур как право, а не как обязанность Президента РФ. В ней сказано: "может использовать согласительные процедуры". Это делает такие согласительные процедуры лишь потенциальной возможностью предварительного урегулирования спора для сторон конфликта.
(Таева Н.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)До конца не разрешенным остается вопрос, должны ли такие согласительные процедуры в обязательном порядке предшествовать обращению в Конституционный Суд РФ по спору о компетенции и может ли быть запрос признан недопустимым, если такие процедуры проведены не были. В пункте 7 ст. 93 Закона о Конституционном Суде сказано, что ходатайство по спору о компетенции допустимо в случае обращения соответствующего органа государственной власти к Президенту РФ с просьбой об использовании согласительных процедур, предусмотренных статьей 85 Конституции РФ, а Президент РФ в течение месяца со дня обращения не использовал эти согласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разрешению спора. Из смысла данного пункта следует, что обращение органов власти к Президенту РФ по вопросу проведения согласительных процедур не является обязательным предварительным этапом разрешения спора, поскольку законодатель использует термин "в случае обращения". То есть такого обращения может и не быть. В то же время пункт 3 данной статьи устанавливает следующее основание допустимости - спор не был или не может быть разрешен иным способом. К таким иным способам могут быть отнесены и согласительные процедуры. На практике Конституционный Суд РФ исходит из того, что предварительное обращение к Президенту РФ одной из сторон спора о компетенции является обязательным. Так, Н.В. Витрук приводит в одной из своих статей пример отказного Определения Конституционного Суда РФ по разрешению спора о компетенции между Московской областной Думой и Московской городской Думой по определению состава территории (аэропорта "Шереметьево") <23>, где основанием для отказа послужило то, что заявитель не обращался к Президенту РФ в порядке, предусмотренном статьей 85 Конституции РФ <24>. Сам же ученый считает такое условие допустимости неоднозначным и конкретно в данном деле - вызванным политической целесообразностью. К этому можно добавить, что сама по себе конструкция ст. 85 Конституции РФ позволяет рассматривать проведение согласительных процедур как право, а не как обязанность Президента РФ. В ней сказано: "может использовать согласительные процедуры". Это делает такие согласительные процедуры лишь потенциальной возможностью предварительного урегулирования спора для сторон конфликта.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)5. Какие виды споров о компетенции разрешает Конституционный Суд РФ?
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)5. Какие виды споров о компетенции разрешает Конституционный Суд РФ?