Изменение вида унитарного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение вида унитарного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 113 "Основные положения об унитарном предприятии" ГК РФ"Исходя из буквального толкования абзаца 3 пункта 6 статьи 113 ГК РФ и пункта 3 статьи 7 Закона N 161-ФЗ статус казенного предприятия предполагает, что собственник его имущества несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам казенного предприятия без каких-либо исключений (в том числе и возникшим до изменения вида унитарного предприятия на казенное). Такая субсидиарная ответственность собственника казенного предприятия не ставиться законом под какое-либо условие в зависимости от вида и времени возникновения обязательств."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: По вопросу разъяснения возможности изменения (дополнения) видов деятельности унитарных предприятий.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
Статья: Примирительные и согласительные процедуры в деятельности ФАС России: настоящее и будущее
(Тимошенко А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 3)Но если вернуться к вопросу, направленному на решение устранения будущих антиконкурентных последствий, мы предлагаем распространить механизм рассмотрения заявления заинтересованного лица с возможностью принятия на себя добровольных обязательств в следующих сферах: в вопросах получения предварительного согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольным органом (ст. 19 Закона о защите конкуренции), при принятии решений и предписаний о соответствии проекта соглашения, которого хотят достичь хозяйствующие субъекты как допустимого (ст. 35 Закона о защите конкуренции), при выдаче заключения о соответствии создания или изменении вида деятельности унитарного предприятия антимонопольному законодательству (ст. 35.3 Закона о защите конкуренции), при выдаче заключения о соответствии антимонопольному законодательству внутренних актов или их проектов об антимонопольном комплаенсе (ст. 9.1 Закона о защите конкуренции).
(Тимошенко А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 3)Но если вернуться к вопросу, направленному на решение устранения будущих антиконкурентных последствий, мы предлагаем распространить механизм рассмотрения заявления заинтересованного лица с возможностью принятия на себя добровольных обязательств в следующих сферах: в вопросах получения предварительного согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольным органом (ст. 19 Закона о защите конкуренции), при принятии решений и предписаний о соответствии проекта соглашения, которого хотят достичь хозяйствующие субъекты как допустимого (ст. 35 Закона о защите конкуренции), при выдаче заключения о соответствии создания или изменении вида деятельности унитарного предприятия антимонопольному законодательству (ст. 35.3 Закона о защите конкуренции), при выдаче заключения о соответствии антимонопольному законодательству внутренних актов или их проектов об антимонопольном комплаенсе (ст. 9.1 Закона о защите конкуренции).
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 35.2. Направление запроса о выдаче заключения антимонопольного органа о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 35.2. Направление запроса о выдаче заключения антимонопольного органа о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)4. Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)4. Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).
Статья: Развитие конкурентной среды в сферах экономической деятельности унитарных предприятий (на примере Кабардино-Балкарской Республики)
(Казгериева Э.В., Кумахова А.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Рассмотрим более подробно на конкретном примере реализацию антимонопольного контроля деятельности унитарных предприятий. Управление рассмотрело запрос N 174 от 17 июня 2021 г. о соответствии изменения видов деятельности унитарного предприятия "Зольское" сельского поселения Зольского (далее - Предприятие) антимонопольному законодательству (далее - Запрос) и по результатам его рассмотрения установлено следующее.
(Казгериева Э.В., Кумахова А.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Рассмотрим более подробно на конкретном примере реализацию антимонопольного контроля деятельности унитарных предприятий. Управление рассмотрело запрос N 174 от 17 июня 2021 г. о соответствии изменения видов деятельности унитарного предприятия "Зольское" сельского поселения Зольского (далее - Предприятие) антимонопольному законодательству (далее - Запрос) и по результатам его рассмотрения установлено следующее.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Как указывалось, в Концепции развития гражданского законодательства РФ обозначена необходимость ликвидации формы государственной корпорации, а в Федеральном законе от 27.12.2019 N 485-ФЗ установлен запрет на создание новых унитарных предприятий и на изменение видов деятельности существующих. При этом в Экспертном заключении по первоначальному проекту федерального закона "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <111> выражается мнение о возможности преобразования государственных корпораций в организационно-правовую форму "юридическое лицо публичного права" после того, как эта форма будет введена в законодательство. Признание юридического лица публичного права самостоятельной формой представляется обоснованным. На наш взгляд, наличие у юридического лица публичных функций обусловливает специфическое единое выражение у него признаков имущественной, организационной обособленности и самостоятельной имущественной ответственности.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Как указывалось, в Концепции развития гражданского законодательства РФ обозначена необходимость ликвидации формы государственной корпорации, а в Федеральном законе от 27.12.2019 N 485-ФЗ установлен запрет на создание новых унитарных предприятий и на изменение видов деятельности существующих. При этом в Экспертном заключении по первоначальному проекту федерального закона "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <111> выражается мнение о возможности преобразования государственных корпораций в организационно-правовую форму "юридическое лицо публичного права" после того, как эта форма будет введена в законодательство. Признание юридического лица публичного права самостоятельной формой представляется обоснованным. На наш взгляд, наличие у юридического лица публичных функций обусловливает специфическое единое выражение у него признаков имущественной, организационной обособленности и самостоятельной имущественной ответственности.
Статья: Некоторые вопросы применения антимонопольного законодательства при регулировании участия публично-правовых образований в экономических отношениях
(Истомин В.Г.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)В целях предотвращения и пресечения ограничений конкуренции со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечения баланса интересов участников экономических отношений антимонопольным законодательством установлены определенные запреты и требования, касающиеся осуществления публично-правовыми образованиями экономической деятельности, актов и действий органов публичной власти. Указанные запреты сосредоточены прежде всего в ст. 15 и 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), а также в ряде других норм данного акта. Так, ст. 35.1 Закона о защите конкуренции устанавливается общий запрет на создание унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, кроме случаев, когда возможность создания таких предприятий прямо предусмотрена федеральными законами либо актами Президента или Правительства, их создания с целью обеспечения работы определенных органов публичной власти или для осуществления ими деятельности в определенных сферах. Кроме того, не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает 10% его совокупной выручки за последний календарный год. Анализируемые ограничения касаются как унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, так и унитарных казенных предприятий. Также в настоящее время антимонопольный орган наделен полномочиями по выдаче предписаний о прекращении унитарным предприятием деятельности, осуществляемой с нарушением требований Закона о защите конкуренции, либо о его ликвидации, если его создание или изменение им видов деятельности не соответствует положениям указанного Закона.
(Истомин В.Г.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)В целях предотвращения и пресечения ограничений конкуренции со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечения баланса интересов участников экономических отношений антимонопольным законодательством установлены определенные запреты и требования, касающиеся осуществления публично-правовыми образованиями экономической деятельности, актов и действий органов публичной власти. Указанные запреты сосредоточены прежде всего в ст. 15 и 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), а также в ряде других норм данного акта. Так, ст. 35.1 Закона о защите конкуренции устанавливается общий запрет на создание унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, кроме случаев, когда возможность создания таких предприятий прямо предусмотрена федеральными законами либо актами Президента или Правительства, их создания с целью обеспечения работы определенных органов публичной власти или для осуществления ими деятельности в определенных сферах. Кроме того, не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает 10% его совокупной выручки за последний календарный год. Анализируемые ограничения касаются как унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, так и унитарных казенных предприятий. Также в настоящее время антимонопольный орган наделен полномочиями по выдаче предписаний о прекращении унитарным предприятием деятельности, осуществляемой с нарушением требований Закона о защите конкуренции, либо о его ликвидации, если его создание или изменение им видов деятельности не соответствует положениям указанного Закона.