Изменение условий контракта 44-ФЗ коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение условий контракта 44-ФЗ коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 112 "Заключительные положения" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Учитывая, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе изменить условия исполнения заключенного контракта, в том числе срок исполнения контракта, в порядке, предусмотренном частью 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Списание неустоек в сфере государственных и муниципальных закупок: проблемы правоприменения
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)Федеральными законами от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 24.04.2020 N 124-ФЗ внесены многочисленные изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), вызванные необходимостью обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, наиболее важными из которых явились возможность изменения условий государственных (муниципальных) контрактов о цене, сроках исполнения, объемах закупки, порядке авансирования, обязательности обеспечения исполнения контрактов.
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)Федеральными законами от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 24.04.2020 N 124-ФЗ внесены многочисленные изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), вызванные необходимостью обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, наиболее важными из которых явились возможность изменения условий государственных (муниципальных) контрактов о цене, сроках исполнения, объемах закупки, порядке авансирования, обязательности обеспечения исполнения контрактов.
Статья: Нормативное правовое регулирование государственной закупочной сферы в период пандемии COVID-19
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)В целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции был принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <4>, которым внесены изменения в Закон N 44-ФЗ, предусматривающие изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением коронавирусной инфекции, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)В целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции был принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <4>, которым внесены изменения в Закон N 44-ФЗ, предусматривающие изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением коронавирусной инфекции, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)6. Госзакупки по Закону N 44-ФЗ и закупки по Закону N 223-ФЗ в условиях коронавируса
(КонсультантПлюс, 2025)6. Госзакупки по Закону N 44-ФЗ и закупки по Закону N 223-ФЗ в условиях коронавируса
<Письмо> ФНС России от 30.09.2020 N СД-4-5/15968
<О порядке установления заказчиком требования об обеспечении исполнения контракта>
(вместе с <Письмом> Минфина России от 25.09.2020 N 24-03-08/84224 "О рассмотрении обращения")Подпунктом "в" пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 124-ФЗ) предусмотрено внесение изменений в часть 6 статьи 96 Закона N 44-ФЗ, вступивших в силу с 1 июля 2020 года.
<О порядке установления заказчиком требования об обеспечении исполнения контракта>
(вместе с <Письмом> Минфина России от 25.09.2020 N 24-03-08/84224 "О рассмотрении обращения")Подпунктом "в" пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 124-ФЗ) предусмотрено внесение изменений в часть 6 статьи 96 Закона N 44-ФЗ, вступивших в силу с 1 июля 2020 года.
Готовое решение: Как участникам закупок по Закону N 44-ФЗ действовать в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Как участникам закупок по Закону N 44-ФЗ действовать в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Как участникам закупок по Закону N 44-ФЗ действовать в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
Готовое решение: Какие последствия влечет форс-мажор при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Форс-мажор не отнесен Законом N 44-ФЗ к основаниям, дающим право одной из сторон расторгнуть контракт. Если невозможность исполнять обязательства связана с распространением коронавирусной инфекции, лучший вариант - это обратиться к контрагенту с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Если достигнуть договоренности не удается, изучите условия контракта, возможно, есть основания для одностороннего отказа от исполнения, например, на случай, если контрагент допустил существенное нарушение условий. Если же оснований для одностороннего расторжения нет, обращайтесь в суд с заявлением о расторжении контракта в связи с существенным изменением обстоятельств (п. 1 ст. 451 ГК РФ, Обзор по отдельным вопросам судебной практики N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)).
(КонсультантПлюс, 2025)Форс-мажор не отнесен Законом N 44-ФЗ к основаниям, дающим право одной из сторон расторгнуть контракт. Если невозможность исполнять обязательства связана с распространением коронавирусной инфекции, лучший вариант - это обратиться к контрагенту с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Если достигнуть договоренности не удается, изучите условия контракта, возможно, есть основания для одностороннего отказа от исполнения, например, на случай, если контрагент допустил существенное нарушение условий. Если же оснований для одностороннего расторжения нет, обращайтесь в суд с заявлением о расторжении контракта в связи с существенным изменением обстоятельств (п. 1 ст. 451 ГК РФ, Обзор по отдельным вопросам судебной практики N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)).
Статья: Организация и обеспечение безопасности судебной деятельности в новых эпидемиологических условиях
(Орлов А.В.)
("Администратор суда", 2022, N 1)В связи с необходимостью проведения дополнительных антикоронавирусных мероприятий по обслуживанию зданий судов существенное значение приобретает поиск исполнителей, обладающих соответствующими возможностями, материально-технической базой, квалифицированной рабочей силой для осуществления таких мероприятий, поскольку цена ошибки в данном случае высока как никогда - жизнь и здоровье работников и посетителей суда. Особо необходимо отметить уже действующую в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <5> возможность определять исполнителя услуг по уборке помещений суда на закрытых торгах с приглашениями участников, что позволило вывести на качественно новый уровень обеспечение безопасности судебной деятельности и надлежащей работы судов. Следующим шагом в условиях противодействия распространения новой коронавирусной инфекции, по нашему мнению, может стать расширение возможности применения закрытых способов закупок услуг технического обслуживания инженерных систем, помещений и строительных конструкций здания суда, для чего необходимо внесение соответствующих изменений в Федеральный закон о контрактной системе.
(Орлов А.В.)
("Администратор суда", 2022, N 1)В связи с необходимостью проведения дополнительных антикоронавирусных мероприятий по обслуживанию зданий судов существенное значение приобретает поиск исполнителей, обладающих соответствующими возможностями, материально-технической базой, квалифицированной рабочей силой для осуществления таких мероприятий, поскольку цена ошибки в данном случае высока как никогда - жизнь и здоровье работников и посетителей суда. Особо необходимо отметить уже действующую в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <5> возможность определять исполнителя услуг по уборке помещений суда на закрытых торгах с приглашениями участников, что позволило вывести на качественно новый уровень обеспечение безопасности судебной деятельности и надлежащей работы судов. Следующим шагом в условиях противодействия распространения новой коронавирусной инфекции, по нашему мнению, может стать расширение возможности применения закрытых способов закупок услуг технического обслуживания инженерных систем, помещений и строительных конструкций здания суда, для чего необходимо внесение соответствующих изменений в Федеральный закон о контрактной системе.
Статья: Срок возврата обеспечения гарантийных обязательств: противоречивая практика
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 4)<2> Данная норма вступила в силу с 1 июля 2020 г., до этого момента это было обязанностью заказчика. Более подробно см. публикацию: Блинцов Д.А. Подготовка проекта контракта с учетом изменившихся норм Закона N 44-ФЗ // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2020. N 1. С. 33 - 40.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 4)<2> Данная норма вступила в силу с 1 июля 2020 г., до этого момента это было обязанностью заказчика. Более подробно см. публикацию: Блинцов Д.А. Подготовка проекта контракта с учетом изменившихся норм Закона N 44-ФЗ // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2020. N 1. С. 33 - 40.
Готовое решение: Как действовать заказчику по Закону N 44-ФЗ в условиях коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)3. Как действовать заказчику по контракту в условиях пандемии
(КонсультантПлюс, 2022)3. Как действовать заказчику по контракту в условиях пандемии