Исполнение решения суда РФ на территории иностранного государства
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнение решения суда РФ на территории иностранного государства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 26 "Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа" ГПК РФ"Согласно статье 26 ГПК РФ областной суд рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, а также предусмотренные главой 45 ГПК РФ (признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей)) (часть 1).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 8
(ред. от 27.06.2017)
"О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса"34. Если на территории иностранного государства подлежит исполнению решение арбитражного суда Российской Федерации об оплате судебных расходов, ходатайство взыскателя об исполнении направляется компетентному суду иностранного государства в установленном порядке (п. 33).
(ред. от 27.06.2017)
"О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса"34. Если на территории иностранного государства подлежит исполнению решение арбитражного суда Российской Федерации об оплате судебных расходов, ходатайство взыскателя об исполнении направляется компетентному суду иностранного государства в установленном порядке (п. 33).
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Заключение указанного в части первой настоящей статьи федерального органа исполнительной власти может быть получено по вопросам о статусе образования, органа, организации, должностного лица, привлекаемых к участию в деле в качестве иностранного государства, о наличии судебного иммунитета в отношении рассматриваемого спора, иммунитета имущества иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации и являющегося предметом спора, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда, о юрисдикционных иммунитетах, предоставляемых Российской Федерации в иностранном государстве, и их объеме, а также по иным вопросам, относящимся к компетенции указанного федерального органа исполнительной власти.
(ред. от 31.07.2025)2. Заключение указанного в части первой настоящей статьи федерального органа исполнительной власти может быть получено по вопросам о статусе образования, органа, организации, должностного лица, привлекаемых к участию в деле в качестве иностранного государства, о наличии судебного иммунитета в отношении рассматриваемого спора, иммунитета имущества иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации и являющегося предметом спора, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда, о юрисдикционных иммунитетах, предоставляемых Российской Федерации в иностранном государстве, и их объеме, а также по иным вопросам, относящимся к компетенции указанного федерального органа исполнительной власти.
Ситуация: Как взыскать алименты с иностранного гражданина?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В этом случае лицу, имеющему право на алименты, необходимо подготовить ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решения суда РФ на территории данного иностранного государства. Ходатайство адресуется компетентному суду иностранного государства и подается в суд, вынесший решение (Информация ФССП России; п. 1 ст. 56 Конвенции).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В этом случае лицу, имеющему право на алименты, необходимо подготовить ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решения суда РФ на территории данного иностранного государства. Ходатайство адресуется компетентному суду иностранного государства и подается в суд, вынесший решение (Информация ФССП России; п. 1 ст. 56 Конвенции).
Статья: Банкротство иностранной компании с центром активов в России
(Колосова И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 2)На практике при банкротстве иностранной организации в российском суде может возникнуть множество вопросов, четкое регулирование которых на данный момент не установлено. Так, трансграничное банкротство часто предполагает открытие производств в нескольких государствах. Для открытия производства в отличном от Российской Федерации государстве иностранному суду потребуется признать и исполнить решение суда РФ. При этом при отсутствии международных соглашений при признании и исполнении решения иностранного суда о банкротстве компании будут применяться нормы национального законодательства иностранного государства, которые предусматривают определенные критерии для признания подобных судебных актов. Остается неразрешенным вопрос координации между собой нескольких возбужденных в разных государствах процедур несостоятельности, а также многие иные вопросы, такие как:
(Колосова И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 2)На практике при банкротстве иностранной организации в российском суде может возникнуть множество вопросов, четкое регулирование которых на данный момент не установлено. Так, трансграничное банкротство часто предполагает открытие производств в нескольких государствах. Для открытия производства в отличном от Российской Федерации государстве иностранному суду потребуется признать и исполнить решение суда РФ. При этом при отсутствии международных соглашений при признании и исполнении решения иностранного суда о банкротстве компании будут применяться нормы национального законодательства иностранного государства, которые предусматривают определенные критерии для признания подобных судебных актов. Остается неразрешенным вопрос координации между собой нескольких возбужденных в разных государствах процедур несостоятельности, а также многие иные вопросы, такие как:
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Автор считает необходимым отменить нормы АПК РФ, которые предусматривают наличие международного договора в качестве обязательного условия для выполнения решения иностранного суда в РФ, поскольку для этого достаточно лишь принципа взаимности: если иностранное государство выполняет решения российских судов, то и российские суды должны выполнять решения иностранных судов, если они конечно не несут угрозы для национальной безопасности.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Автор считает необходимым отменить нормы АПК РФ, которые предусматривают наличие международного договора в качестве обязательного условия для выполнения решения иностранного суда в РФ, поскольку для этого достаточно лишь принципа взаимности: если иностранное государство выполняет решения российских судов, то и российские суды должны выполнять решения иностранных судов, если они конечно не несут угрозы для национальной безопасности.
Статья: Перспективы иностранных судебных решений в российской юрисдикции: процессуальные проблемы признания и приведения в исполнение
(Фокин Е.А., Молибога П.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Наконец, кто должен делать первый шаг во взаимности? Может ли российский суд признать и привести в исполнение решение иностранного государства, надеясь на последующую ответную взаимность судебных органов данного государства?
(Фокин Е.А., Молибога П.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Наконец, кто должен делать первый шаг во взаимности? Может ли российский суд признать и привести в исполнение решение иностранного государства, надеясь на последующую ответную взаимность судебных органов данного государства?
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)При отсутствии международного договора российский суд с высокой степенью вероятности откажет в признании и принудительном исполнении иностранного судебного решения, особенно если оно исходит из недружественной страны <1>. В таких случаях в качестве меры последней надежды может быть использована ссылка на принцип взаимности. Однако при отсутствии доказательств, подтверждающих факт исполнения российских судебных решений на территории иностранного государства, суд которого вынес соответствующее решение, ссылки на принцип взаимности, скорее всего, не будут приняты во внимание <2>. В настоящее время суды исходят в основном из принципа "фактической взаимности", т.е. из необходимости наличия положительных доказательств фактов исполнения российских судебных решений либо убедительных обоснований исполнимости этих решений в странах, откуда исходят такие судебные решения. В качестве доказательства возможной исполнимости соответствующего решения в стране, из которой исходит решение, подлежащее признанию и принудительному исполнению в Российской Федерации, может выступать текст соответствующего судебного решения или в крайнем случае заключение авторитетного специалиста в данной сфере. Так, например, решение Высокого суда справедливости Англии и Уэльса было признано со ссылкой на заключение по английскому праву королевского советника, в котором утверждалось, что английское законодательство допускает приведение в исполнение решений российских судов <3>. К слову сказать, решения английских судов являются одними из наиболее признаваемых в российской правовой системе <4>. В российской судебной практике пока не нашел своего отражения принцип "презюмируемой взаимности", при котором наличие взаимности предполагается, пока отсутствуют конкретные данные, свидетельствующие об отказе в признании российских судебных решений в стране, вынесшей подлежащее принудительному исполнению решение.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)При отсутствии международного договора российский суд с высокой степенью вероятности откажет в признании и принудительном исполнении иностранного судебного решения, особенно если оно исходит из недружественной страны <1>. В таких случаях в качестве меры последней надежды может быть использована ссылка на принцип взаимности. Однако при отсутствии доказательств, подтверждающих факт исполнения российских судебных решений на территории иностранного государства, суд которого вынес соответствующее решение, ссылки на принцип взаимности, скорее всего, не будут приняты во внимание <2>. В настоящее время суды исходят в основном из принципа "фактической взаимности", т.е. из необходимости наличия положительных доказательств фактов исполнения российских судебных решений либо убедительных обоснований исполнимости этих решений в странах, откуда исходят такие судебные решения. В качестве доказательства возможной исполнимости соответствующего решения в стране, из которой исходит решение, подлежащее признанию и принудительному исполнению в Российской Федерации, может выступать текст соответствующего судебного решения или в крайнем случае заключение авторитетного специалиста в данной сфере. Так, например, решение Высокого суда справедливости Англии и Уэльса было признано со ссылкой на заключение по английскому праву королевского советника, в котором утверждалось, что английское законодательство допускает приведение в исполнение решений российских судов <3>. К слову сказать, решения английских судов являются одними из наиболее признаваемых в российской правовой системе <4>. В российской судебной практике пока не нашел своего отражения принцип "презюмируемой взаимности", при котором наличие взаимности предполагается, пока отсутствуют конкретные данные, свидетельствующие об отказе в признании российских судебных решений в стране, вынесшей подлежащее принудительному исполнению решение.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)При оценке приведенных положений Конвенции 2007 г., касающихся взыскания алиментов на детей, с позиций возможного участия в ней России следует, как это отмечалось применительно к более ранним конвенциям, учитывать, что в ситуации, когда число дел о взыскании алиментов на детей с лиц, находящихся вне пределов России, значительно, а международные договоры, обеспечивающие получение алиментов из-за границы, имеются лишь со странами СНГ (Минская конвенция) или бывшего "социалистического лагеря" (двусторонние договоры о правовой помощи), получить гарантии исполнения в других иностранных государствах решений российских судов и льготное отношение к заявлениям российских граждан о взыскании алиментов было бы весьма желательно <1>. По сравнению с рассмотренными ранее "процессуальными" конвенциями о взыскании алиментов данная Конвенция является более современным и детально проработанным документом. "Впитав" в себя положения этих более ранних конвенций и заменяя их, она значительно расширила регулирование прежде всего в направлении сотрудничества компетентных органов. Сопоставление ее положений (относительно содержания детей) с российским законодательством не выявляет каких-либо противоречий. Отношение к производству по делам о взыскании алиментов на детей в российском законодательстве, как и в Конвенции, основано на приоритете защиты интересов детей. Порядок осуществления международного сотрудничества через центральные органы не является для нашей страны новым - он применяется и в других международных договорах с участием России. Правила о полномочиях такого центрального органа направлены, как представляется, на более полное обеспечение защиты заявителей - взыскателей алиментов, предоставление им юридической и иной помощи, освобождение от обеспечения судебных расходов и от самих судебных расходов и т.п. Правила о юрисдикции, принимаемые во внимание при признании и исполнении решений, если в чем-то и отличаются от положений ГПК РФ, последним не противоречат.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)При оценке приведенных положений Конвенции 2007 г., касающихся взыскания алиментов на детей, с позиций возможного участия в ней России следует, как это отмечалось применительно к более ранним конвенциям, учитывать, что в ситуации, когда число дел о взыскании алиментов на детей с лиц, находящихся вне пределов России, значительно, а международные договоры, обеспечивающие получение алиментов из-за границы, имеются лишь со странами СНГ (Минская конвенция) или бывшего "социалистического лагеря" (двусторонние договоры о правовой помощи), получить гарантии исполнения в других иностранных государствах решений российских судов и льготное отношение к заявлениям российских граждан о взыскании алиментов было бы весьма желательно <1>. По сравнению с рассмотренными ранее "процессуальными" конвенциями о взыскании алиментов данная Конвенция является более современным и детально проработанным документом. "Впитав" в себя положения этих более ранних конвенций и заменяя их, она значительно расширила регулирование прежде всего в направлении сотрудничества компетентных органов. Сопоставление ее положений (относительно содержания детей) с российским законодательством не выявляет каких-либо противоречий. Отношение к производству по делам о взыскании алиментов на детей в российском законодательстве, как и в Конвенции, основано на приоритете защиты интересов детей. Порядок осуществления международного сотрудничества через центральные органы не является для нашей страны новым - он применяется и в других международных договорах с участием России. Правила о полномочиях такого центрального органа направлены, как представляется, на более полное обеспечение защиты заявителей - взыскателей алиментов, предоставление им юридической и иной помощи, освобождение от обеспечения судебных расходов и от самих судебных расходов и т.п. Правила о юрисдикции, принимаемые во внимание при признании и исполнении решений, если в чем-то и отличаются от положений ГПК РФ, последним не противоречат.