Исключение многоквартирного дома из программы капитального ремонта
Подборка наиболее важных документов по запросу Исключение многоквартирного дома из программы капитального ремонта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13 "Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы" Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Доводы ответчика со ссылкой на часть 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ о том, что включение многоквартирных домов в программу капитального ремонта исключает применение повышающего коэффициента, подлежат отклонению."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 168 "Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" ЖК РФ"Объектами, подлежащими капитальному ремонту, являются все многоквартирные дома, включенные в региональную программу капитального ремонта, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (часть 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Как уже отмечалось ранее, государственные органы власти субъектов Федерации могут принять решение о закрытии населенного пункта и об исключении многоквартирных домов, расположенных на его территории, из региональной программы капитального ремонта. В связи с этим в ч. 2 комментируемой статьи Федеральным законом от 6 февраля 2020 г. N 13-ФЗ внесено дополнение, согласно которому средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений, за вычетом израсходованных средств на ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Как уже отмечалось ранее, государственные органы власти субъектов Федерации могут принять решение о закрытии населенного пункта и об исключении многоквартирных домов, расположенных на его территории, из региональной программы капитального ремонта. В связи с этим в ч. 2 комментируемой статьи Федеральным законом от 6 февраля 2020 г. N 13-ФЗ внесено дополнение, согласно которому средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений, за вычетом израсходованных средств на ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме.
Статья: О необходимости легального закрепления механизмов возврата региональному оператору средств, заимствованных для оплаты работ по капитальному ремонту многоквартирного дома
(Картавов С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Проблема заключалась в том, что в некоторых из таких домов работы были выполнены, а их оплата произведена с использованием средств, заимствованных у других многоквартирных домов. Исключение дома из программы означает прекращение обязанности собственников помещений такого дома уплачивать взносы на капитальный ремонт. Таким образом, возврат заимствованных для таких домов денежных средств не представляется возможным, поскольку источник возврата исчезает одновременно с исключением дома из программы.
(Картавов С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Проблема заключалась в том, что в некоторых из таких домов работы были выполнены, а их оплата произведена с использованием средств, заимствованных у других многоквартирных домов. Исключение дома из программы означает прекращение обязанности собственников помещений такого дома уплачивать взносы на капитальный ремонт. Таким образом, возврат заимствованных для таких домов денежных средств не представляется возможным, поскольку источник возврата исчезает одновременно с исключением дома из программы.
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты). Исключение таких многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта осуществляется при внесении в нее изменений в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта;
(ред. от 04.11.2025)1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты). Исключение таких многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта осуществляется при внесении в нее изменений в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта;
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.07.2022 N 30-П
"По делу о проверке конституционности части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 7.1 Закона Смоленской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области" в связи с жалобой гражданина М.А. Стрельцова"Собственники помещений обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (за исключением ряда случаев) в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 данного Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (часть 1 статьи 169 данного Кодекса). Согласно части 3 статьи 169 данного Кодекса обязанность по уплате взносов возникает у собственников помещений по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации и составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, за исключением случая, предусмотренного частью 5.1 его статьи 170.
"По делу о проверке конституционности части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 7.1 Закона Смоленской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области" в связи с жалобой гражданина М.А. Стрельцова"Собственники помещений обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (за исключением ряда случаев) в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 данного Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (часть 1 статьи 169 данного Кодекса). Согласно части 3 статьи 169 данного Кодекса обязанность по уплате взносов возникает у собственников помещений по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации и составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, за исключением случая, предусмотренного частью 5.1 его статьи 170.
Ситуация: Как проводится капитальный ремонт многоквартирных жилых домов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Высший исполнительный орган субъекта РФ (далее - уполномоченный орган субъекта РФ) утверждает региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая включает, в частности (ч. 1 - 3 ст. 168 ЖК РФ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Высший исполнительный орган субъекта РФ (далее - уполномоченный орган субъекта РФ) утверждает региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая включает, в частности (ч. 1 - 3 ст. 168 ЖК РФ):
Готовое решение: Как провести строительный контроль
(КонсультантПлюс, 2025)По решению Правительства РФ строительный контроль по объектам капстроительства, строительство, реконструкцию, капремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета в рамках определенных госпрограмм и соглашений, проводит по общему правилу Минстрой России или подведомственное ему ФБУ "Федеральный центр строительного контроля" (ч. 2.1 ст. 53 ГрК РФ, Постановление Правительства РФ от 12.09.2020 N 1413, п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.10.2022 N 1816). Законом субъекта РФ может быть установлена обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ или подведомственного ему государственного (бюджетного или автономного) учреждения проводить строительный контроль в отношении объектов капстроительства, которые строятся или реконструируются в рамках инвестиционных программ организаций, занятых в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Исключение - инвестиционные программы, утвержденные по законодательству РФ об электроэнергетике (ч. 2.2 ст. 53 ГрК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По решению Правительства РФ строительный контроль по объектам капстроительства, строительство, реконструкцию, капремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета в рамках определенных госпрограмм и соглашений, проводит по общему правилу Минстрой России или подведомственное ему ФБУ "Федеральный центр строительного контроля" (ч. 2.1 ст. 53 ГрК РФ, Постановление Правительства РФ от 12.09.2020 N 1413, п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.10.2022 N 1816). Законом субъекта РФ может быть установлена обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ или подведомственного ему государственного (бюджетного или автономного) учреждения проводить строительный контроль в отношении объектов капстроительства, которые строятся или реконструируются в рамках инвестиционных программ организаций, занятых в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Исключение - инвестиционные программы, утвержденные по законодательству РФ об электроэнергетике (ч. 2.2 ст. 53 ГрК РФ).
Статья: Может ли региональный оператор возместить сумму произведенного капремонта, превышающую размер фонда, в случае признания дома аварийным?
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 10)Постановлением администрации спустя непродолжительное время данный дом был включен в перечень домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. После этого указанный МКД был исключен из региональной программы. Истец направил в адрес ответчика претензию, в которой предложил возместить расходы за минусом сумм, внесенных в счет уплаты взносов на капитальный ремонт. Администрация отказалась исполнить требования фонда о возмещении убытков, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 10)Постановлением администрации спустя непродолжительное время данный дом был включен в перечень домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. После этого указанный МКД был исключен из региональной программы. Истец направил в адрес ответчика претензию, в которой предложил возместить расходы за минусом сумм, внесенных в счет уплаты взносов на капитальный ремонт. Администрация отказалась исполнить требования фонда о возмещении убытков, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.