Инструкция о порядке проведения технической инвентаризации
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция о порядке проведения технической инвентаризации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Томского областного суда от 19.10.2022 по делу N 33-3522/2022 (УИД 70RS0003-01-2022-002499-04)
Категория спора: Право собственности.
Требования: Об устранении препятствий в пользовании помещением.
Обстоятельства: Истцом выбран ненадлежащий способ защиты права.
Решение: Отказано.Представитель ответчика Ш. полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, дополнительно представила письменные пояснения, согласно которым сторона истца в дополнительных пояснениях ссылается на Инструкцию о порядке проведения технической инвентаризации жилищного фонда, Приказ N 37 от 04.08.1998 "Об утверждении инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ", в которых описывается порядок проведения технической инвентаризации, заполнения и ведения технической документации, однако данные Инструкции не подтверждают того обстоятельства что возведенная постройка согласно техническому плану от 23.07.1987 не являлась самовольной. Более того, ссылка стороны истца на то, что в технической документации отсутствуют штампы установленного образца о наличии самовольных построек, а также отсутствие информации о самовольной реконструкции, переоборудовании объекта и прочих изменениях, является не состоятельным. Кроме того, обратиться с заявлением о наличии самовольной реконструкции либо других незаконных действий может любое заинтересованное лицо, если самовольная постройка угрожает жизни и здоровью граждан. Тем самым аргумент стороны истца об отсутствии соответствующих печатей подтверждает лишь одно, что никто из собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/, либо соседей не обращался с жалобами на незаконную постройку, существовавшую в 1987 году, согласно технической документации. Истцом в процессе неоднократно было озвучено, что документов, подтверждающих право собственности на спорную пристройку, не имеется, техническая документация от 23.07.1987, на которую ссылается сторона истца, не является правоподтверждающим документом. Более того, истец как собственник ранее не нес бремя содержания расходов своего имущества (пристройки), а именно, не принимал участие в содержании данной пристройки, не осуществлял необходимые ремонтные работы, что позволило данному имуществу прийти в ветхое состояние и создавать угрозу к обрушению из чего можно сделать вывод о том, что у истца не было необходимости в данном имуществе. В связи с чем ответчик была вынуждена предпринять меры по восстановлению данной пристройки. Поскольку у истца отсутствует право собственности либо иное право, на основании которого он признается лицом владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором на данную пристройку, у истца отсутствуют основания для обращения в суд с подобным исковым заявлением. Сторона ответчика приходит к выводу о том, что перед осуществлением строительства старой пристройки собственники не обращались за получением разрешительной документацией, а также не вносили изменения относительно характеристик всего объекта недвижимости, а именно с учетом площади существовавшей пристройки (1987), что подтверждает доводы о том, что такая постройка считается самовольной. Более того приведение в настоящее время данной пристройки к параметрам, указанным в технической документации 1987 года будет подпадать под признаки самовольной постройки согласно ст. 222 ГК РФ и подлежать узакониванию в судебном порядке всеми собственниками многоквартирного дома.
Категория спора: Право собственности.
Требования: Об устранении препятствий в пользовании помещением.
Обстоятельства: Истцом выбран ненадлежащий способ защиты права.
Решение: Отказано.Представитель ответчика Ш. полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, дополнительно представила письменные пояснения, согласно которым сторона истца в дополнительных пояснениях ссылается на Инструкцию о порядке проведения технической инвентаризации жилищного фонда, Приказ N 37 от 04.08.1998 "Об утверждении инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ", в которых описывается порядок проведения технической инвентаризации, заполнения и ведения технической документации, однако данные Инструкции не подтверждают того обстоятельства что возведенная постройка согласно техническому плану от 23.07.1987 не являлась самовольной. Более того, ссылка стороны истца на то, что в технической документации отсутствуют штампы установленного образца о наличии самовольных построек, а также отсутствие информации о самовольной реконструкции, переоборудовании объекта и прочих изменениях, является не состоятельным. Кроме того, обратиться с заявлением о наличии самовольной реконструкции либо других незаконных действий может любое заинтересованное лицо, если самовольная постройка угрожает жизни и здоровью граждан. Тем самым аргумент стороны истца об отсутствии соответствующих печатей подтверждает лишь одно, что никто из собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/, либо соседей не обращался с жалобами на незаконную постройку, существовавшую в 1987 году, согласно технической документации. Истцом в процессе неоднократно было озвучено, что документов, подтверждающих право собственности на спорную пристройку, не имеется, техническая документация от 23.07.1987, на которую ссылается сторона истца, не является правоподтверждающим документом. Более того, истец как собственник ранее не нес бремя содержания расходов своего имущества (пристройки), а именно, не принимал участие в содержании данной пристройки, не осуществлял необходимые ремонтные работы, что позволило данному имуществу прийти в ветхое состояние и создавать угрозу к обрушению из чего можно сделать вывод о том, что у истца не было необходимости в данном имуществе. В связи с чем ответчик была вынуждена предпринять меры по восстановлению данной пристройки. Поскольку у истца отсутствует право собственности либо иное право, на основании которого он признается лицом владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором на данную пристройку, у истца отсутствуют основания для обращения в суд с подобным исковым заявлением. Сторона ответчика приходит к выводу о том, что перед осуществлением строительства старой пристройки собственники не обращались за получением разрешительной документацией, а также не вносили изменения относительно характеристик всего объекта недвижимости, а именно с учетом площади существовавшей пристройки (1987), что подтверждает доводы о том, что такая постройка считается самовольной. Более того приведение в настоящее время данной пристройки к параметрам, указанным в технической документации 1987 года будет подпадать под признаки самовольной постройки согласно ст. 222 ГК РФ и подлежать узакониванию в судебном порядке всеми собственниками многоквартирного дома.
Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.06.2024 по делу N 66а-912/2024 (УИД 59OS0000-01-2023-000647-21)
Об оставлении без изменения решения Пермского краевого суда от 28.02.2024, которым признаны не действующими в части перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.Давая оценку Акту от 8 ноября 2021 года в совокупности с другими доказательствами, суд указал, что в представленном Акте отсутствуют сведения о замерах площади второго этажа здания, используемой в целях, предусмотренных положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, равно как и не представлено доказательств, с достоверностью опровергающих сведения о размере указанных площадей, содержащихся в договорах аренды, при этом, согласно Порядку в целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования комиссия использует информацию, содержащуюся в ЕГРН, документы технического учета (инвентаризации) и (или) сведения о таком учете (инвентаризации), иные документы и информацию, в связи с чем пришел к выводу, что акт обследования не может являться достоверным доказательством, подтверждающим использование здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку составлен с нарушением требований Порядка.
Об оставлении без изменения решения Пермского краевого суда от 28.02.2024, которым признаны не действующими в части перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.Давая оценку Акту от 8 ноября 2021 года в совокупности с другими доказательствами, суд указал, что в представленном Акте отсутствуют сведения о замерах площади второго этажа здания, используемой в целях, предусмотренных положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, равно как и не представлено доказательств, с достоверностью опровергающих сведения о размере указанных площадей, содержащихся в договорах аренды, при этом, согласно Порядку в целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования комиссия использует информацию, содержащуюся в ЕГРН, документы технического учета (инвентаризации) и (или) сведения о таком учете (инвентаризации), иные документы и информацию, в связи с чем пришел к выводу, что акт обследования не может являться достоверным доказательством, подтверждающим использование здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку составлен с нарушением требований Порядка.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Кроме того, действует Инструкция, утвержденная Приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37 (ред. от 4 сентября 2000 г.) "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации", которая определяет основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Кроме того, действует Инструкция, утвержденная Приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37 (ред. от 4 сентября 2000 г.) "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации", которая определяет основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.
Статья: Экспликация земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок съемки земельного участка в целях технической инвентаризации жилых строений и жилых помещений предусмотрен разд. 2 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утв. Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция об учете жилищного фонда).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок съемки земельного участка в целях технической инвентаризации жилых строений и жилых помещений предусмотрен разд. 2 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утв. Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция об учете жилищного фонда).
Нормативные акты
"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России)Инструкция была разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 в целях определения основных требований к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.
(утв. Минэкономразвития России)Инструкция была разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 в целях определения основных требований к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.
Готовое решение: Что такое технический паспорт и применяется ли он в настоящее время
(КонсультантПлюс, 2025)До 1 января 2013 г. технический паспорт выдавался по итогам проведения технической инвентаризации любых объектов капитального строительства. На основании такого паспорта проводился их технический учет, они включались в Единый государственный реестр объектов капитального строительства (п. 7 ранее действовавшего Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921).
(КонсультантПлюс, 2025)До 1 января 2013 г. технический паспорт выдавался по итогам проведения технической инвентаризации любых объектов капитального строительства. На основании такого паспорта проводился их технический учет, они включались в Единый государственный реестр объектов капитального строительства (п. 7 ранее действовавшего Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921).
Статья: Технический паспорт жилого помещения (помещения в многоквартирном доме)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 9 Инструкции о проведении учета на титульном листе технического паспорта указываются:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 9 Инструкции о проведении учета на титульном листе технического паспорта указываются:
Вопрос: О применении НПА, принятых в сфере бухучета, при проведении инвентаризации для технического учета в целях государственного учета жилищного фонда.
(Письмо Минфина России от 28.04.2023 N 07-01-10/39426)Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, в частности, принятие порядка государственного учета жилищного фонда. В связи с этим по вопросам технической инвентаризации, проводимой для целей технического учета, являющегося основой государственного учета жилищного фонда, следует обращаться в названное Министерство.
(Письмо Минфина России от 28.04.2023 N 07-01-10/39426)Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, в частности, принятие порядка государственного учета жилищного фонда. В связи с этим по вопросам технической инвентаризации, проводимой для целей технического учета, являющегося основой государственного учета жилищного фонда, следует обращаться в названное Министерство.
Готовое решение: По какому коду КОСГУ и КВР отражаются расходы на выполнение работ по технической инвентаризации объекта недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)Техническую инвентаризацию объектов недвижимости проводят для изготовления технического паспорта объектов жилищного фонда (ч. 4, 5 ст. 19 ЖК РФ, п. п. 2, 8 Положения о государственном учете жилищного фонда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301).
(КонсультантПлюс, 2025)Техническую инвентаризацию объектов недвижимости проводят для изготовления технического паспорта объектов жилищного фонда (ч. 4, 5 ст. 19 ЖК РФ, п. п. 2, 8 Положения о государственном учете жилищного фонда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Определением судьи первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам областного суда, в принятии административного искового заявления отказано в связи с тем, что бюро технической инвентаризации является коммерческой организацией, поэтому его действия (бездействие) не могут быть оспорены в порядке административного судопроизводства. Однако, проанализировав нормы Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что, поскольку в целях государственного учета жилищного фонда бюро технической инвентаризации осуществляет техническую инвентаризацию жилищного фонда, по отношению к административному истцу административный ответчик - бюро технической инвентаризации муниципального района - реализует публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов. Требования административного истца следуют из публичных правоотношений и не имеют гражданско-правового характера, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. При таких обстоятельствах Судебная коллегия отменила постановленные судебные акты и направила административный иск в суд первой инстанции для принятия его к производству.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Определением судьи первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам областного суда, в принятии административного искового заявления отказано в связи с тем, что бюро технической инвентаризации является коммерческой организацией, поэтому его действия (бездействие) не могут быть оспорены в порядке административного судопроизводства. Однако, проанализировав нормы Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что, поскольку в целях государственного учета жилищного фонда бюро технической инвентаризации осуществляет техническую инвентаризацию жилищного фонда, по отношению к административному истцу административный ответчик - бюро технической инвентаризации муниципального района - реализует публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов. Требования административного истца следуют из публичных правоотношений и не имеют гражданско-правового характера, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. При таких обстоятельствах Судебная коллегия отменила постановленные судебные акты и направила административный иск в суд первой инстанции для принятия его к производству.
Статья: Совершенствование терминологии жилищного законодательства в сфере правового регулирования деятельности по управлению многоквартирными домами
(Тарадонов С.В., Иванов И.О.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 6)Федеральный надзор не является основным способом контроля УО, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания. На федеральном уровне работу управляющих компаний контролирует ряд организаций. Минстрой РФ определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства N 493 ("О государственном жилищном надзоре") <1> и по практической реализации его положений, техническая инвентаризация жилищного фонда как механизм подтверждения сведений об объектах жилищного фонда определяет периодичность проведения технического обследования помещений в зависимости от видов объектов жилищного фонда и с учетом категории риска или класса опасности для жизнедеятельности граждан при несоблюдении правил использования таких объектов.
(Тарадонов С.В., Иванов И.О.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 6)Федеральный надзор не является основным способом контроля УО, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания. На федеральном уровне работу управляющих компаний контролирует ряд организаций. Минстрой РФ определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства N 493 ("О государственном жилищном надзоре") <1> и по практической реализации его положений, техническая инвентаризация жилищного фонда как механизм подтверждения сведений об объектах жилищного фонда определяет периодичность проведения технического обследования помещений в зависимости от видов объектов жилищного фонда и с учетом категории риска или класса опасности для жизнедеятельности граждан при несоблюдении правил использования таких объектов.