Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.11 "Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФ"В рассматриваемом случае нарушение порядка включения в перечень муниципального имущества, предназначенного для имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, земельного участка, равно как отсутствие информации о возможности подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в извещении о проведении аукциона противоречит подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и содержит признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 18. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 18. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Статья: Правовые аспекты соблюдения антимонопольных требований к предоставлению государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
(Айвазян И.М.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)Указанная позиция антимонопольного органа находит отражение в судебной практике. Так, Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2015 г. по делу N А39-1934/2014 <11> установлена законность решения антимонопольного органа, согласно которому передача органом государственной власти субъекту МСП государственного имущества по договору аренды без проведения торгов и согласия на то антимонопольного органа на основании республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Программа развития МСП) нарушает положения, установленные ст. 17.1, 20, ч. 3 ст. 19, п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ. Данной Программой развития МСП был предусмотрен перечень мероприятий, направленных на осуществление имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства. Исходя из положений ст. 14, 16, 18 Федерального закона N 209-ФЗ, суд признал обоснованным вывод антимонопольного органа о необходимости наличия в программах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства единых условий и порядка оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих субъектам малого и среднего предпринимательства равный доступ к участию в указанных программах. Вместе с тем Программа развития МСП не содержала перечень государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; условия, обеспечивающие равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в Программе развития МСП; обязательных условий о соблюдении требований, установленных Федеральным законом N 135-ФЗ; требований, обеспечивающих открытость процедур оказания поддержки.
(Айвазян И.М.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)Указанная позиция антимонопольного органа находит отражение в судебной практике. Так, Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2015 г. по делу N А39-1934/2014 <11> установлена законность решения антимонопольного органа, согласно которому передача органом государственной власти субъекту МСП государственного имущества по договору аренды без проведения торгов и согласия на то антимонопольного органа на основании республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Программа развития МСП) нарушает положения, установленные ст. 17.1, 20, ч. 3 ст. 19, п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ. Данной Программой развития МСП был предусмотрен перечень мероприятий, направленных на осуществление имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства. Исходя из положений ст. 14, 16, 18 Федерального закона N 209-ФЗ, суд признал обоснованным вывод антимонопольного органа о необходимости наличия в программах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства единых условий и порядка оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих субъектам малого и среднего предпринимательства равный доступ к участию в указанных программах. Вместе с тем Программа развития МСП не содержала перечень государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; условия, обеспечивающие равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в Программе развития МСП; обязательных условий о соблюдении требований, установленных Федеральным законом N 135-ФЗ; требований, обеспечивающих открытость процедур оказания поддержки.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"Статья 18. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"Статья 18. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Постановление Правительства РФ от 22.09.2022 N 1673
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении Правил формирования и утверждения перечней федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, а также внесения изменений в указанные перечни и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"4. Подпункт "е" пункта 2 Правил формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предусмотренного частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. N 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 35, ст. 4577; 2019, N 22, ст. 2808), дополнить словами "или перечнем федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период".
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении Правил формирования и утверждения перечней федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, а также внесения изменений в указанные перечни и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"4. Подпункт "е" пункта 2 Правил формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предусмотренного частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. N 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 35, ст. 4577; 2019, N 22, ст. 2808), дополнить словами "или перечнем федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период".
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)<2> См., напр.: Постановление Правительства РФ от 21 августа 2010 г. N 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества" // СЗ РФ. 2010. N 35. Ст. 4577.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)<2> См., напр.: Постановление Правительства РФ от 21 августа 2010 г. N 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества" // СЗ РФ. 2010. N 35. Ст. 4577.
Статья: Среднее предпринимательство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Имущественная поддержка оказывается в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) РФ, государственными программами (подпрограммами) субъектов РФ, муниципальными программами (подпрограммами), для использования указанного имущества по целевому назначению (ч. 1 ст. 18 Закона о развитии предпринимательства). Условия и порядок предоставления имущественной поддержки определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2010 N 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества";
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Имущественная поддержка оказывается в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) РФ, государственными программами (подпрограммами) субъектов РФ, муниципальными программами (подпрограммами), для использования указанного имущества по целевому назначению (ч. 1 ст. 18 Закона о развитии предпринимательства). Условия и порядок предоставления имущественной поддержки определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2010 N 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества";
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)2. Условия получения имущественной и финансовой поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства свидетельствуют об инновационной, высокотехнологичной направленности экономики г. Москвы и страны в целом.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)2. Условия получения имущественной и финансовой поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства свидетельствуют об инновационной, высокотехнологичной направленности экономики г. Москвы и страны в целом.
Статья: Определение (установление) арендной платы
(Березин Д.А.)
("Нотариус", 2025, N 1)Таким образом, законодатель предусматривает, а практика свидетельствует об арендных правоотношениях между публичными образованиями и субъектами малого и среднего предпринимательства, где первые выступают арендодателями, вторые арендаторами, объектом таких отношений является имущество, находящееся в публичной форме собственности, арендная плата такого договора должна быть менее той цены, сложившейся за последнее время в месте нахождения объекта аренды для лиц, не являющихся адресатами Федерального закона о развитии малого предпринимательства, либо вообще отсутствовать, так как указанный Закон предусматривает безвозмездный характер рассматриваемых арендных правоотношений. Данное положение, определяющее одну из мер имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, изменяет юридическую природу договора аренды, определяя его возможность быть безвозмездным и устанавливать существенное условие арендной платы к договорам, предметом которых является передача во временное пользование (владение) движимых вещей, принадлежащих на праве собственности публичному образованию.
(Березин Д.А.)
("Нотариус", 2025, N 1)Таким образом, законодатель предусматривает, а практика свидетельствует об арендных правоотношениях между публичными образованиями и субъектами малого и среднего предпринимательства, где первые выступают арендодателями, вторые арендаторами, объектом таких отношений является имущество, находящееся в публичной форме собственности, арендная плата такого договора должна быть менее той цены, сложившейся за последнее время в месте нахождения объекта аренды для лиц, не являющихся адресатами Федерального закона о развитии малого предпринимательства, либо вообще отсутствовать, так как указанный Закон предусматривает безвозмездный характер рассматриваемых арендных правоотношений. Данное положение, определяющее одну из мер имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, изменяет юридическую природу договора аренды, определяя его возможность быть безвозмездным и устанавливать существенное условие арендной платы к договорам, предметом которых является передача во временное пользование (владение) движимых вещей, принадлежащих на праве собственности публичному образованию.
Статья: К вопросу об увеличении контроля за субъектами малого и среднего предпринимательства как сдерживающий фактор их развития
(Васильева О.Н., Козлова К.Ф.)
("Legal Bulletin", 2023, N 1)8. Мудрецова М.Е. К вопросу о механизме имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Правовой альманах. 2022. N 2(15). С. 15 - 21.
(Васильева О.Н., Козлова К.Ф.)
("Legal Bulletin", 2023, N 1)8. Мудрецова М.Е. К вопросу о механизме имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Правовой альманах. 2022. N 2(15). С. 15 - 21.