Географическое указание как объект интеллектуальной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Географическое указание как объект интеллектуальной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что понимается под средствами индивидуализации
(КонсультантПлюс, 2025)5. Географическое указание
(КонсультантПлюс, 2025)5. Географическое указание
Статья: Географические указания как особый объект интеллектуальной собственности
(Грицаева Н.Б.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)"Безопасность бизнеса", 2023, N 3
(Грицаева Н.Б.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)"Безопасность бизнеса", 2023, N 3
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)1. Географическим указанием, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара). На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара.
(ред. от 23.07.2025)1. Географическим указанием, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара). На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара.
"Руководство по регистрации и предоставлению исключительного права на географическое указание и наименование места происхождения товара"Понятие географического указания и наименования места
Статья: Географическое указание как туристический бренд региона
(Сальникова А.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 3)В статье рассматривается необходимость и перспективность регистрации региональных брендов, способных выступать в качестве туристических, в виде нового объекта интеллектуальной собственности - географических указаний. Рассмотрено понятие и значимость туристического бренда для экономического развития региона. Условием формирования регионального бренда является его государственная регистрация Роспатентом. Автором выявлены преимущества и недостатки регистрации туристического бренда региона в качестве товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара и географического указания. Определено, что регистрация продукции, происходящей с определенного географического объекта и обладающей свойствами, которые обусловлены производством именно в этом географическом объекте, доступней производителям по модели географических указаний. Это приведет к росту заявительской активности производителей и узнаваемости региональных брендов. Установлено, что российские регионы обладают потенциалом развития гастрономического туризма, продолжают сохранять и развивать народные промыслы. Регистрация множества уже существующих региональных продуктов в качестве географических указаний может явиться драйвером развития гастрономического туризма и народных промыслов регионов, будет способствовать их популяризации на национальном и мировом уровнях, защите от контрафакта, увеличению туристических потоков.
(Сальникова А.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 3)В статье рассматривается необходимость и перспективность регистрации региональных брендов, способных выступать в качестве туристических, в виде нового объекта интеллектуальной собственности - географических указаний. Рассмотрено понятие и значимость туристического бренда для экономического развития региона. Условием формирования регионального бренда является его государственная регистрация Роспатентом. Автором выявлены преимущества и недостатки регистрации туристического бренда региона в качестве товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара и географического указания. Определено, что регистрация продукции, происходящей с определенного географического объекта и обладающей свойствами, которые обусловлены производством именно в этом географическом объекте, доступней производителям по модели географических указаний. Это приведет к росту заявительской активности производителей и узнаваемости региональных брендов. Установлено, что российские регионы обладают потенциалом развития гастрономического туризма, продолжают сохранять и развивать народные промыслы. Регистрация множества уже существующих региональных продуктов в качестве географических указаний может явиться драйвером развития гастрономического туризма и народных промыслов регионов, будет способствовать их популяризации на национальном и мировом уровнях, защите от контрафакта, увеличению туристических потоков.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Исключительные права, имея эксклюзивную имущественную характеристику, исключительны не абсолютно, а в определенных пределах их реализации в объективированной форме, например в товаре, а также с учетом возможных ограничений. Так, в контексте международной торговли широко известен и используется в трансграничных отношениях механизм исчерпания прав на объекты интеллектуальной собственности. Актуален этот механизм прежде всего применительно к товарным знакам, патентуемым объектам, но проявляется и применительно к иным объектам интеллектуальной собственности (например, к географическим указаниям, наименованиям мест происхождения товаров, топологиям интегральных микросхем, селекционным достижениям).
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Исключительные права, имея эксклюзивную имущественную характеристику, исключительны не абсолютно, а в определенных пределах их реализации в объективированной форме, например в товаре, а также с учетом возможных ограничений. Так, в контексте международной торговли широко известен и используется в трансграничных отношениях механизм исчерпания прав на объекты интеллектуальной собственности. Актуален этот механизм прежде всего применительно к товарным знакам, патентуемым объектам, но проявляется и применительно к иным объектам интеллектуальной собственности (например, к географическим указаниям, наименованиям мест происхождения товаров, топологиям интегральных микросхем, селекционным достижениям).
Статья: Особенности регистрации несловесных обозначений в качестве географических указаний
(Кодинец А.Ю.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 2)В данной статье автор анализирует и предлагает пути решения одной из проблем, возникающих при регистрации нового объекта интеллектуальной собственности - географического указания. Сложность заключается в процедуре регистрации невербальных обозначений в качестве географических указаний.
(Кодинец А.Ю.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 2)В данной статье автор анализирует и предлагает пути решения одной из проблем, возникающих при регистрации нового объекта интеллектуальной собственности - географического указания. Сложность заключается в процедуре регистрации невербальных обозначений в качестве географических указаний.
Статья: Процедура экспертизы географических указаний в Российской Федерации
(Пономарева Н.Г., Бунова Д.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2023, N 1)1. Введение географических указаний как нового объекта
(Пономарева Н.Г., Бунова Д.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2023, N 1)1. Введение географических указаний как нового объекта
Статья: Новеллы законодательства об интеллектуальных правах
(Холкина М.Г.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2024, N 3)В статье анализируются ряд изменений, внесенных в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и другие законодательные акты в 2014 - 2022 гг., причины внесения этих изменений и перспективы применения новелл. В частности, рассматриваются вопросы, связанные со средствами индивидуализации объектов гражданских прав (товаров), таких как товарные знаки (знаки обслуживания), наименования места происхождения товаров, географические указания. Дана оценка расширения субъектного состава правообладателей товарного знака за счет включения в ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации нового объекта интеллектуальной собственности - географическое указание, определяются перспективы таких изменений. Затрагиваются также вопросы, связанные с последовавшими изменениями в таможенном законодательстве, произошедшими после изменений в гражданском законодательстве.
(Холкина М.Г.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2024, N 3)В статье анализируются ряд изменений, внесенных в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и другие законодательные акты в 2014 - 2022 гг., причины внесения этих изменений и перспективы применения новелл. В частности, рассматриваются вопросы, связанные со средствами индивидуализации объектов гражданских прав (товаров), таких как товарные знаки (знаки обслуживания), наименования места происхождения товаров, географические указания. Дана оценка расширения субъектного состава правообладателей товарного знака за счет включения в ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации нового объекта интеллектуальной собственности - географическое указание, определяются перспективы таких изменений. Затрагиваются также вопросы, связанные с последовавшими изменениями в таможенном законодательстве, произошедшими после изменений в гражданском законодательстве.