Федеральная программа расселения аварийного жилья
Подборка наиболее важных документов по запросу Федеральная программа расселения аварийного жилья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 01.10.2024 по делу N 33-6976/2024 (УИД 81RS0006-01-2021-002250-10)
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на жилое помещение; 3) Социальная поддержка в получении жилья.
Требования: 1) О признании права собственности на помещение, о прекращении права собственности, об изъятии жилого помещения, признанного аварийным, об определении условий изъятия, выкупной цены, о признании утратившими право пользования помещением, о снятии с регистрационного учета.
Встречное требование: 2) О возложении обязанности предоставить жилищный сертификат.
Обстоятельства: Собственники жилого помещения не заключили в установленном порядке соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано.Многоквартирный дом по адресу: ****, собственником доли жилого помещения в котором является Е.Е., подлежит расселению в рамках региональной адресной Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы и муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Кудымкарского муниципального округа Пермского края. Такое переселение производится в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на жилое помещение; 3) Социальная поддержка в получении жилья.
Требования: 1) О признании права собственности на помещение, о прекращении права собственности, об изъятии жилого помещения, признанного аварийным, об определении условий изъятия, выкупной цены, о признании утратившими право пользования помещением, о снятии с регистрационного учета.
Встречное требование: 2) О возложении обязанности предоставить жилищный сертификат.
Обстоятельства: Собственники жилого помещения не заключили в установленном порядке соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано.Многоквартирный дом по адресу: ****, собственником доли жилого помещения в котором является Е.Е., подлежит расселению в рамках региональной адресной Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы и муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Кудымкарского муниципального округа Пермского края. Такое переселение производится в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2024 N 88-22675/2024 (УИД 74RS0036-01-2023-000949-08)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об обязании предоставить жилое помещение.
Обстоятельства: Истцы являются собственниками двухкомнатной квартиры, расположенной в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. Администрацией муниципального района для переселения была предложена однокомнатная квартира. Истцы обратились с заявлением к ответчику о предоставлении равнозначного жилого помещения для переселения, которое было оставлено без удовлетворения.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.В связи с чем признание многоквартирного дома, в котором расположена квартира истцов, аварийным и подлежащим сносу в 2019 г., в силу приведенных положений не предполагает переселения граждан в рамках реализации Федерального закона N 185-ФЗ, а потому о наличии у собственников права выбора способа обеспечения жилищных прав, не свидетельствует. Расселение многоквартирного дома N 41 по ул. Гагарина в с. Степное в соответствии с муниципальной программой, такого права выбора собственникам не предоставляет. Иных обстоятельств, позволяющих предоставить истцам другое жилое помещение взамен изымаемого, судом апелляционной инстанции не установлено.
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об обязании предоставить жилое помещение.
Обстоятельства: Истцы являются собственниками двухкомнатной квартиры, расположенной в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. Администрацией муниципального района для переселения была предложена однокомнатная квартира. Истцы обратились с заявлением к ответчику о предоставлении равнозначного жилого помещения для переселения, которое было оставлено без удовлетворения.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.В связи с чем признание многоквартирного дома, в котором расположена квартира истцов, аварийным и подлежащим сносу в 2019 г., в силу приведенных положений не предполагает переселения граждан в рамках реализации Федерального закона N 185-ФЗ, а потому о наличии у собственников права выбора способа обеспечения жилищных прав, не свидетельствует. Расселение многоквартирного дома N 41 по ул. Гагарина в с. Степное в соответствии с муниципальной программой, такого права выбора собственникам не предоставляет. Иных обстоятельств, позволяющих предоставить истцам другое жилое помещение взамен изымаемого, судом апелляционной инстанции не установлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Признание жилья аварийным (анализ споров)
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2022, N 9)Подводя итог вышесказанному, отметим, что практика 2021 и 2022 гг. по спорам о признании жилья аварийным складывается таким образом, что Верховный Суд отменяет решения нижестоящих инстанций, когда они не принимают во внимание момент приобретения жилья. Если квартиру купили после признания дома аварийным, но до вступления в силу части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ, то собственник может по своему выбору потребовать компенсации или аналогичного жилья. Когда квартиру приобрели после признания дома аварийным и после вступления в силу части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, то собственник вправе рассчитывать на компенсацию в размере стоимости квартиры. Также ВС РФ отметил, что если дом включен в адресную программу расселения аварийного жилья, то собственники квартир в этом здании вправе претендовать на замену жилья в любом случае.
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2022, N 9)Подводя итог вышесказанному, отметим, что практика 2021 и 2022 гг. по спорам о признании жилья аварийным складывается таким образом, что Верховный Суд отменяет решения нижестоящих инстанций, когда они не принимают во внимание момент приобретения жилья. Если квартиру купили после признания дома аварийным, но до вступления в силу части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ, то собственник может по своему выбору потребовать компенсации или аналогичного жилья. Когда квартиру приобрели после признания дома аварийным и после вступления в силу части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, то собственник вправе рассчитывать на компенсацию в размере стоимости квартиры. Также ВС РФ отметил, что если дом включен в адресную программу расселения аварийного жилья, то собственники квартир в этом здании вправе претендовать на замену жилья в любом случае.
Статья: Комплексное развитие территории как правовой инструмент государственно-частного партнерства
(Белицкая А.В., Кухаренко Л.В.)
("Юрист", 2023, N 2)Отметим, что поиск эффективных моделей взаимодействия бизнеса и власти в градостроительстве успешно велся также на региональном уровне. Так, в Москве в 2017 г. на основании Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" <11> и Постановления Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве" <12> была разработана программа, предполагающая развитие застроенных территорий путем сноса многоквартирных жилых домов, включенных в программу реновации и переселения жителей таких домов в равнозначные жилые помещения либо предоставления им равноценного возмещения. Реализация московской программы реновации привела к обсуждению необходимости урегулирования подобного инструмента преобразования застроенных территорий на федеральном уровне в связи с необходимостью модернизации механизмов расселения аварийного, ветхого, морально и физически устаревшего жилья, в том числе с привлечением частных инвесторов.
(Белицкая А.В., Кухаренко Л.В.)
("Юрист", 2023, N 2)Отметим, что поиск эффективных моделей взаимодействия бизнеса и власти в градостроительстве успешно велся также на региональном уровне. Так, в Москве в 2017 г. на основании Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" <11> и Постановления Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве" <12> была разработана программа, предполагающая развитие застроенных территорий путем сноса многоквартирных жилых домов, включенных в программу реновации и переселения жителей таких домов в равнозначные жилые помещения либо предоставления им равноценного возмещения. Реализация московской программы реновации привела к обсуждению необходимости урегулирования подобного инструмента преобразования застроенных территорий на федеральном уровне в связи с необходимостью модернизации механизмов расселения аварийного, ветхого, морально и физически устаревшего жилья, в том числе с привлечением частных инвесторов.
Нормативные акты
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024
"Послание Президента Федеральному Собранию"В этой связи следующая системная задача. При федеральной поддержке многие регионы существенно нарастили темпы расселения аварийного жилья. В общей сложности за последние 16 лет в новые квартиры переехали 1 миллион 730 тысяч человек. В предстоящие шесть лет важно не снижать такую динамику. Прошу Правительство подготовить и запустить новую программу расселения аварийного жилья.
"Послание Президента Федеральному Собранию"В этой связи следующая системная задача. При федеральной поддержке многие регионы существенно нарастили темпы расселения аварийного жилья. В общей сложности за последние 16 лет в новые квартиры переехали 1 миллион 730 тысяч человек. В предстоящие шесть лет важно не снижать такую динамику. Прошу Правительство подготовить и запустить новую программу расселения аварийного жилья.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Разделом V Программы предусмотрено, что в рамках реализации мероприятий Программы по заявкам Архангельской области, одобренным правлением фонда после 1 августа 2013 г., т.е. начиная со второго этапа Программы, при строительстве и (или) приобретении жилых помещений оплата общей площади построенных и (или) приобретенных жилых помещений в размере, превышающем общую площадь соответствующих расселяемых жилых помещений, осуществляется за счет средств фонда и областного бюджета. При этом стоимость приобретенного и (или) построенного жилого помещения за счет средств фонда и областного бюджета не может превышать стоимость переселения соответствующего многоквартирного дома за счет средств фонда и областного бюджета, которая рассчитана в соответствии с разделом III Программы и указана в приложении N 1 к Программе. В случае если стоимость приобретаемого и (или) строящегося жилого помещения в рамках Программы превышает стоимость переселения, определенную в соответствии с Программой исходя из общей площади расселяемого жилого помещения соответствующего многоквартирного дома, данное превышение оплачивается за счет средств местного бюджета муниципального образования, на территории которого находится расселяемый многоквартирный дом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Разделом V Программы предусмотрено, что в рамках реализации мероприятий Программы по заявкам Архангельской области, одобренным правлением фонда после 1 августа 2013 г., т.е. начиная со второго этапа Программы, при строительстве и (или) приобретении жилых помещений оплата общей площади построенных и (или) приобретенных жилых помещений в размере, превышающем общую площадь соответствующих расселяемых жилых помещений, осуществляется за счет средств фонда и областного бюджета. При этом стоимость приобретенного и (или) построенного жилого помещения за счет средств фонда и областного бюджета не может превышать стоимость переселения соответствующего многоквартирного дома за счет средств фонда и областного бюджета, которая рассчитана в соответствии с разделом III Программы и указана в приложении N 1 к Программе. В случае если стоимость приобретаемого и (или) строящегося жилого помещения в рамках Программы превышает стоимость переселения, определенную в соответствии с Программой исходя из общей площади расселяемого жилого помещения соответствующего многоквартирного дома, данное превышение оплачивается за счет средств местного бюджета муниципального образования, на территории которого находится расселяемый многоквартирный дом.