Дробление бизнеса с целью применения усн
Подборка наиболее важных документов по запросу Дробление бизнеса с целью применения усн (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, предпринимателем совершены действия по дроблению бизнеса с целью искусственного применения УСН, в связи с чем ему были доначислены налоги по ОСН.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, предпринимателем совершены действия по дроблению бизнеса с целью искусственного применения УСН, в связи с чем ему были доначислены налоги по ОСН.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением к налоговой инспекции о взыскании суммы переплаты по УСН. Суд установил, что по итогам рабочей встречи с налоговым органом обществу было предложено рассмотреть вопрос об отказе от применения схемы "дробления бизнеса" с целью искусственного распределения выручки. Также перевести деятельность общества на ОСНО и рассмотреть вопрос об уточнении налоговых обязательств за период с 01.01.2018. Общество полностью обнулило свои показатели деятельности в декларациях по УСН за 2018 - 2020 годы, подав уточненные налоговые декларации по УСН за 2018 - 2019 годы. В 2021, 2022 годах налогоплательщик направил заявления о возврате излишне уплаченного налога за 2018, 2019 годы. Налоговый орган отказал в возврате, сославшись на пропуск трехлетнего срока. Суд признал отказ правомерным. Суд указал, что из смысла положений п. 7 ст. 78 и п. 3 ст. 79 НК РФ следует, что налогоплательщику предоставлена возможность самостоятельного выбора способа возврата суммы излишне уплаченного налога - путем обращения в налоговый орган во внесудебном порядке и путем обращения в суд с соответствующим имущественным требованием. При этом трехлетний срок, установленный законодательством для подачи такого заявления, для каждого порядка исчисляется с разной даты. В первом случае его исчисление производится с даты уплаты налога, а во втором - с момента, когда лицу стало известно о нарушении его права на своевременный возврат налога. Поскольку первоначально общество обратилось с заявлением о возврате суммы переплаты по УСН в административном порядке, то срок для подачи такого заявления следует исчислять с момента фактической уплаты налога в бюджет. Суд отметил, что общество являлось участником схемы "дробления бизнеса", лишь формально обладавшим правом на применение УСН, но фактически экономическую деятельность не осуществлявшим, что подтверждается подачей уточненных налоговых деклараций с нулевыми показателями дохода. Для общества как лица, участвующего в противоправной схеме, срок возврата излишне уплаченного единого налога по УСН исчисляется с момента его уплаты, поскольку налогоплательщик знал, что производит уплату налога по УСН в отсутствие у него такой обязанности. Принятые налоговым органом протоколы и уведомления в рамках проведения рабочей встречи не влияют на порядок исчисления данного срока. Поскольку общество обратилось в суд за пределами трехлетнего срока, суд отказал в удовлетворении требований.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением к налоговой инспекции о взыскании суммы переплаты по УСН. Суд установил, что по итогам рабочей встречи с налоговым органом обществу было предложено рассмотреть вопрос об отказе от применения схемы "дробления бизнеса" с целью искусственного распределения выручки. Также перевести деятельность общества на ОСНО и рассмотреть вопрос об уточнении налоговых обязательств за период с 01.01.2018. Общество полностью обнулило свои показатели деятельности в декларациях по УСН за 2018 - 2020 годы, подав уточненные налоговые декларации по УСН за 2018 - 2019 годы. В 2021, 2022 годах налогоплательщик направил заявления о возврате излишне уплаченного налога за 2018, 2019 годы. Налоговый орган отказал в возврате, сославшись на пропуск трехлетнего срока. Суд признал отказ правомерным. Суд указал, что из смысла положений п. 7 ст. 78 и п. 3 ст. 79 НК РФ следует, что налогоплательщику предоставлена возможность самостоятельного выбора способа возврата суммы излишне уплаченного налога - путем обращения в налоговый орган во внесудебном порядке и путем обращения в суд с соответствующим имущественным требованием. При этом трехлетний срок, установленный законодательством для подачи такого заявления, для каждого порядка исчисляется с разной даты. В первом случае его исчисление производится с даты уплаты налога, а во втором - с момента, когда лицу стало известно о нарушении его права на своевременный возврат налога. Поскольку первоначально общество обратилось с заявлением о возврате суммы переплаты по УСН в административном порядке, то срок для подачи такого заявления следует исчислять с момента фактической уплаты налога в бюджет. Суд отметил, что общество являлось участником схемы "дробления бизнеса", лишь формально обладавшим правом на применение УСН, но фактически экономическую деятельность не осуществлявшим, что подтверждается подачей уточненных налоговых деклараций с нулевыми показателями дохода. Для общества как лица, участвующего в противоправной схеме, срок возврата излишне уплаченного единого налога по УСН исчисляется с момента его уплаты, поскольку налогоплательщик знал, что производит уплату налога по УСН в отсутствие у него такой обязанности. Принятые налоговым органом протоколы и уведомления в рамках проведения рабочей встречи не влияют на порядок исчисления данного срока. Поскольку общество обратилось в суд за пределами трехлетнего срока, суд отказал в удовлетворении требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 06.07.2022 N БВ-4-7/8529 <О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в первом квартале 2022 г. по вопросам налогообложения>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2022, N 16)Право на применение УСН: незаконная схема
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2022, N 16)Право на применение УСН: незаконная схема
Статья: Возврат переплаты по УСНО участником схемы дробления: позиция ВС РФ
(Казанцева Е.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 10)Если налоговики ставят под сомнение целесообразность дробления бизнеса с участием в схеме "упрощенцев", то, как правило, объединяют доходы всех участников схемы и доначисляют ее организатору налоги по общей системе налогообложения. Участники и организаторы схемы в таких ситуациях подают "уточненки" за прошлые периоды и пытаются вернуть переплату "упрощенного" налога. А налоговики обычно отказывают в возврате переплаты на том основании, что с момента уплаты налога прошло более трех лет. Мнения же окружных судов касательно исчисления срока для возврата переплаты разделились.
(Казанцева Е.П.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 10)Если налоговики ставят под сомнение целесообразность дробления бизнеса с участием в схеме "упрощенцев", то, как правило, объединяют доходы всех участников схемы и доначисляют ее организатору налоги по общей системе налогообложения. Участники и организаторы схемы в таких ситуациях подают "уточненки" за прошлые периоды и пытаются вернуть переплату "упрощенного" налога. А налоговики обычно отказывают в возврате переплаты на том основании, что с момента уплаты налога прошло более трех лет. Мнения же окружных судов касательно исчисления срока для возврата переплаты разделились.
Нормативные акты
"Обзор практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Следовательно, установив, что имело место искусственное распределение доходов от реализации товаров (работ, услуг) между несколькими лицами, которыми прикрывалась фактическая деятельность одного хозяйствующего субъекта, не отвечавшего установленным законом условиям для применения УСН (так называемое "дробление бизнеса"), налоговый орган вправе консолидировать доходы и исчислить налоги соответствующему плательщику по общей системе налогообложения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Следовательно, установив, что имело место искусственное распределение доходов от реализации товаров (работ, услуг) между несколькими лицами, которыми прикрывалась фактическая деятельность одного хозяйствующего субъекта, не отвечавшего установленным законом условиям для применения УСН (так называемое "дробление бизнеса"), налоговый орган вправе консолидировать доходы и исчислить налоги соответствующему плательщику по общей системе налогообложения.
<Письмо> ФНС России от 18.10.2024 N СД-4-2/11836@
"О направлении рекомендаций по применению статьи 6 Федерального закона N 176-ФЗ"
(вместе с "Рекомендациями по применению налоговой амнистии дробления бизнеса")13. Как можно отказаться с 2025 года от дробления бизнеса, если консолидированный доход группы лиц, применяющих УСН, превышает 60 млн рублей, но не превышает 450 млн рублей за 2024 год, при желании налогоплательщика остаться на УСН?
"О направлении рекомендаций по применению статьи 6 Федерального закона N 176-ФЗ"
(вместе с "Рекомендациями по применению налоговой амнистии дробления бизнеса")13. Как можно отказаться с 2025 года от дробления бизнеса, если консолидированный доход группы лиц, применяющих УСН, превышает 60 млн рублей, но не превышает 450 млн рублей за 2024 год, при желании налогоплательщика остаться на УСН?