Дорожная карта по заработной плате
Подборка наиболее важных документов по запросу Дорожная карта по заработной плате (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29.08.2024 N 88-7234/2024 (УИД 65RS0001-01-2023-004297-95)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что при увольнении ей не выплачены стимулирующие выплаты в виде "дорожной карты" по показателям и критериям оценки эффективности деятельности работника, хотя в спорный период она отработала все рабочие дни и была включена в ежемесячный отчет.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выплата по программе "дорожная карта" как часть плана мероприятий, направленных на повышение эффективности профессиональной деятельности, не является частью заработной платы, не носит компенсационного или стимулирующего характера и не носит обязательного характера. Установив, что приказ о выплате денежных средств по "дорожной карте" издан работодателем 26 декабря 2022 г., то есть после увольнения истца, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика требуемых истцом денежных средств.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что при увольнении ей не выплачены стимулирующие выплаты в виде "дорожной карты" по показателям и критериям оценки эффективности деятельности работника, хотя в спорный период она отработала все рабочие дни и была включена в ежемесячный отчет.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выплата по программе "дорожная карта" как часть плана мероприятий, направленных на повышение эффективности профессиональной деятельности, не является частью заработной платы, не носит компенсационного или стимулирующего характера и не носит обязательного характера. Установив, что приказ о выплате денежных средств по "дорожной карте" издан работодателем 26 декабря 2022 г., то есть после увольнения истца, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика требуемых истцом денежных средств.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.07.2023 по делу N 88-12286/2023, 2-333/2022 (УИД 59RS0035-01-2020-003873-55)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконной системы оплаты труда.
Обстоятельства: Истцы работают в качестве санитарок палатных и воспитателей, считают, что в соответствии с трудовым законодательством им положены выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за оказание противотуберкулезной помощи, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, однако работодатель злоупотребляет своим положением, принуждает работников к труду, который оплачивается низко, не обеспечивает достойное существование работников и членов их семей, возможность развития личности.
Решение: Отказано.Ссылки истцов в жалобе на то, что денежные средства на выплаты "по дорожной карте" выделяются Пермскому краю ежегодно, в том числе в 2020 году, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2020 года N 3154, не являются основанием для отмены судебного акта, выделение денежных средств из федерального бюджета не является безусловным основанием для выделения денежных средств для производства выплат "по дорожной карте" вне зависимости от выполнения определенных показателей. Доводы истцов о том, что ответчиком неверно была составлена статистическая отчетность, ответчиком не были выполнены приказы от 31 января 2020 года N 122/1, от 28 февраля 2020 года N 74/1 об установлении показателей заработной платы младшего медицинского персонала, правильность выводов суда апелляционной инстанции не опровергают.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконной системы оплаты труда.
Обстоятельства: Истцы работают в качестве санитарок палатных и воспитателей, считают, что в соответствии с трудовым законодательством им положены выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за оказание противотуберкулезной помощи, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, однако работодатель злоупотребляет своим положением, принуждает работников к труду, который оплачивается низко, не обеспечивает достойное существование работников и членов их семей, возможность развития личности.
Решение: Отказано.Ссылки истцов в жалобе на то, что денежные средства на выплаты "по дорожной карте" выделяются Пермскому краю ежегодно, в том числе в 2020 году, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2020 года N 3154, не являются основанием для отмены судебного акта, выделение денежных средств из федерального бюджета не является безусловным основанием для выделения денежных средств для производства выплат "по дорожной карте" вне зависимости от выполнения определенных показателей. Доводы истцов о том, что ответчиком неверно была составлена статистическая отчетность, ответчиком не были выполнены приказы от 31 января 2020 года N 122/1, от 28 февраля 2020 года N 74/1 об установлении показателей заработной платы младшего медицинского персонала, правильность выводов суда апелляционной инстанции не опровергают.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как ведется противодействие формированию просроченной задолженности по зарплате
(КонсультантПлюс, 2025)помогать работодателям разрабатывать дорожные карты по погашению просроченной задолженности по зарплате. Это касается и организаций, которые находятся в конкурсном производстве;
(КонсультантПлюс, 2025)помогать работодателям разрабатывать дорожные карты по погашению просроченной задолженности по зарплате. Это касается и организаций, которые находятся в конкурсном производстве;
Статья: Топ-5 нарушений трудового законодательства
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 6)- помогать работодателям в разработке дорожных карт по погашению просроченной задолженности по зарплате, в том числе для организаций, находящихся в конкурсном производстве.
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 6)- помогать работодателям в разработке дорожных карт по погашению просроченной задолженности по зарплате, в том числе для организаций, находящихся в конкурсном производстве.
Нормативные акты
Приказ Минздрава России от 21.08.2025 N 496н
"Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2025 N 83407)278. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются исходя из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи, в соответствии с действующей системой оплаты труда, включая денежные выплаты стимулирующего характера, в том числе денежные выплаты врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации; врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях, а также достижения целевых показателей уровня заработной платы медицинских работников, установленных "дорожными картами" развития здравоохранения в субъекте Российской Федерации <22>.
"Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2025 N 83407)278. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются исходя из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи, в соответствии с действующей системой оплаты труда, включая денежные выплаты стимулирующего характера, в том числе денежные выплаты врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации; врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях, а также достижения целевых показателей уровня заработной платы медицинских работников, установленных "дорожными картами" развития здравоохранения в субъекте Российской Федерации <22>.
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2023 N 32-П
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 135 и части первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.В. Царегородской"Данные выплаты устанавливаются для работников государственных и муниципальных медицинских организаций в рамках системы оплаты труда, введенной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р, которым утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения". Этот план предполагает перевод медицинских работников на эффективный контракт, в рамках которого оплата их труда зависит от объема и качества предоставляемых медицинских услуг, а основу назначения стимулирующих выплат с учетом результатов труда и качества оказываемых услуг составляют показатели и критерии оценки эффективности деятельности работников (пункты 2 и 3).
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 135 и части первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.В. Царегородской"Данные выплаты устанавливаются для работников государственных и муниципальных медицинских организаций в рамках системы оплаты труда, введенной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р, которым утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения". Этот план предполагает перевод медицинских работников на эффективный контракт, в рамках которого оплата их труда зависит от объема и качества предоставляемых медицинских услуг, а основу назначения стимулирующих выплат с учетом результатов труда и качества оказываемых услуг составляют показатели и критерии оценки эффективности деятельности работников (пункты 2 и 3).
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 N 2599-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" определено, что целью изменений является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников, установление зависимости уровня оплаты труда от количества и качества бесплатно предоставляемых медицинских услуг населению. При "эффективном контракте" медицинским работникам также устанавливается оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты. Стимулирующие выплаты поставлены в большую зависимость от результатов труда. Все составные части заработной платы, в том числе и условия начисления и получения выплат, стимулирующих эффективную деятельность, должны быть максимально прописаны в трудовом договоре. В вышеназванных документах говорится о необходимости взаимосвязи и взаимозависимости оплаты труда работников с результатами их труда. Термин "эффективный" имеет значение качественного и количественного показателя оценки труда работника. Введение категории "эффективный контракт" означает не что иное, как переход на систему дифференцированной оплаты труда в зависимости от конкретного вклада работника и полученного результата. Причем особое значение будет придаваться полученному конечному качественному результату <1>.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 N 2599-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" определено, что целью изменений является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников, установление зависимости уровня оплаты труда от количества и качества бесплатно предоставляемых медицинских услуг населению. При "эффективном контракте" медицинским работникам также устанавливается оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты. Стимулирующие выплаты поставлены в большую зависимость от результатов труда. Все составные части заработной платы, в том числе и условия начисления и получения выплат, стимулирующих эффективную деятельность, должны быть максимально прописаны в трудовом договоре. В вышеназванных документах говорится о необходимости взаимосвязи и взаимозависимости оплаты труда работников с результатами их труда. Термин "эффективный" имеет значение качественного и количественного показателя оценки труда работника. Введение категории "эффективный контракт" означает не что иное, как переход на систему дифференцированной оплаты труда в зависимости от конкретного вклада работника и полученного результата. Причем особое значение будет придаваться полученному конечному качественному результату <1>.
Вопрос: О мероприятиях по повышению мотивации работодателей трудоустраивать граждан из социально незащищенных групп населения, в том числе об освобождении от уплаты страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 03-15-03/78112)В связи с письмами от 07.08.2024 Департамент налоговой политики повторно рассмотрел обращение региональной общественной организации глухих от 05.08.2024 с планом мероприятий (дорожной картой) по преодолению острого дефицита трудовых ресурсов в реальном секторе экономики России (далее - План мероприятий) и в части мероприятий по повышению мотивации работодателей трудоустраивать граждан из социально незащищенных групп населения и легализовать их фонд оплаты труда (раздел 2 Плана мероприятий) сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 19.08.2024 N 03-15-03/78112)В связи с письмами от 07.08.2024 Департамент налоговой политики повторно рассмотрел обращение региональной общественной организации глухих от 05.08.2024 с планом мероприятий (дорожной картой) по преодолению острого дефицита трудовых ресурсов в реальном секторе экономики России (далее - План мероприятий) и в части мероприятий по повышению мотивации работодателей трудоустраивать граждан из социально незащищенных групп населения и легализовать их фонд оплаты труда (раздел 2 Плана мероприятий) сообщает следующее.
Вопрос: Что понимается под планом мероприятий ("дорожной картой")?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, например, согласно п. 5 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 N 2599-р, результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Ожидаемыми результатами Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утв. распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 N 722-р, в сфере дошкольного образования являются:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, например, согласно п. 5 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 N 2599-р, результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Ожидаемыми результатами Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утв. распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 N 722-р, в сфере дошкольного образования являются:
Статья: Туристский бизнес Казахстана в период пандемии COVID-19: состояние и меры поддержки
(Мамраева Д.Г., Ташенова Л.В.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 2)Кроме того, были внесены изменения в действующие государственные программы поддержки предпринимательства в части расширения мер по финансированию оборотных средств, унификации процентной ставки до 6% годовых и увеличению суммы кредита с государственным гарантированием под него. В рамках программы "Дорожная карта бизнеса" были сняты отраслевые ограничения для субъектов отрасли, ранее льготные кредиты могли выдаваться только гостиничному бизнесу, а теперь и туроператорам с турагентами. Также в целях поддержки персонала туркомпаний в течение двух месяцев государством выплачивались социальные выплаты в размере минимальной заработной платы (42 500 тенге).
(Мамраева Д.Г., Ташенова Л.В.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 2)Кроме того, были внесены изменения в действующие государственные программы поддержки предпринимательства в части расширения мер по финансированию оборотных средств, унификации процентной ставки до 6% годовых и увеличению суммы кредита с государственным гарантированием под него. В рамках программы "Дорожная карта бизнеса" были сняты отраслевые ограничения для субъектов отрасли, ранее льготные кредиты могли выдаваться только гостиничному бизнесу, а теперь и туроператорам с турагентами. Также в целях поддержки персонала туркомпаний в течение двух месяцев государством выплачивались социальные выплаты в размере минимальной заработной платы (42 500 тенге).