Допрос потерпевшего коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Допрос потерпевшего коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25.2 "Потерпевший" КоАП РФ"То обстоятельство, что при рассмотрении дела мировым судьей потерпевший Е. допрошен в качестве свидетеля, не влечет отмену состоявшегося судебного акта, поскольку положения части 4 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривают возможность опроса потерпевшего по правилам статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлен порядок опроса свидетеля."
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.06.2024 N 16-3342/2024 (УИД 55MS0105-01-2023-003363-37)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ за невыполнение обязанностей в связи с ДТП.
Решение: Удовлетворено.То обстоятельство, что потерпевший не был допрошен в судебном заседании, о нарушении процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, не свидетельствует. Ходатайства о вызове и допросе потерпевшего в порядке ст. 24.4 КоАП РФ заявлено не было. При этом имеющаяся совокупность доказательств была достаточна для разрешения дела, судебные инстанции правомерно пришли к выводу о возможности рассмотрения дела на основании имеющихся материалов, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ за невыполнение обязанностей в связи с ДТП.
Решение: Удовлетворено.То обстоятельство, что потерпевший не был допрошен в судебном заседании, о нарушении процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, не свидетельствует. Ходатайства о вызове и допросе потерпевшего в порядке ст. 24.4 КоАП РФ заявлено не было. При этом имеющаяся совокупность доказательств была достаточна для разрешения дела, судебные инстанции правомерно пришли к выводу о возможности рассмотрения дела на основании имеющихся материалов, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие педагога, педагогического работника и психолога в судебной деятельности: вопросы унификации процессуального законодательства
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)3. Случаи участия педагога (педагогического работника) и психолога в допросах несовершеннолетних свидетелей (потерпевших) должны быть определены в ГПК РФ, КАС РФ и КоАП РФ, как в УПК РФ - с увеличением возраста несовершеннолетних свидетелей, в допросах которых обязательно участие указанных сведущих лиц, как минимум до 16 лет.
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)3. Случаи участия педагога (педагогического работника) и психолога в допросах несовершеннолетних свидетелей (потерпевших) должны быть определены в ГПК РФ, КАС РФ и КоАП РФ, как в УПК РФ - с увеличением возраста несовершеннолетних свидетелей, в допросах которых обязательно участие указанных сведущих лиц, как минимум до 16 лет.
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении неустановленных лиц
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)В том случае, когда лицо, причастное к противоправному инциденту, не установлено, после выявления административного правонарушения при наличии условий, оговоренных в ст. 28.7 КоАП РФ, осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.1.1, 7.27, 13.41, 20.6.1 КоАП РФ, проводится административное расследование. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)В том случае, когда лицо, причастное к противоправному инциденту, не установлено, после выявления административного правонарушения при наличии условий, оговоренных в ст. 28.7 КоАП РФ, осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.1.1, 7.27, 13.41, 20.6.1 КоАП РФ, проводится административное расследование. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по выявлению, пресечению, документированию административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.32 и 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и профилактике правонарушений в области пожарной безопасности среди правообладателей земельных участков, граничащих с лесом"
(утв. МЧС России)Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
(утв. МЧС России)Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
<Письмо> Роспотребнадзора от 22.09.2005 N 0100/7716-05-32
"О применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Учитывая, что административное расследование в силу положений ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий со стороны указанных выше лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, его проведение объективно должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности, и т.д.
"О применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Учитывая, что административное расследование в силу положений ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий со стороны указанных выше лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, его проведение объективно должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности, и т.д.
Статья: Вызов физического лица для допроса на стадии предварительного расследования. Комментарий к статье 188 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Это обстоятельство приводит суды к выводу, что действия свидетеля (потерпевшего), выразившиеся, к примеру, в отказе получать повестку о явке на допрос к следователю (дознавателю и др.), доставленную ему при выезде по месту проживания, а также в отказе получать заказное письмо при вручении его почтальоном и неявке его по повестке на допрос, сами по себе не образуют состав предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ административного правонарушения, поскольку приведенными выше уголовно-процессуальным нормами установлена специальная ответственность в случае неявки свидетеля на допрос без уважительных причин <103>.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Это обстоятельство приводит суды к выводу, что действия свидетеля (потерпевшего), выразившиеся, к примеру, в отказе получать повестку о явке на допрос к следователю (дознавателю и др.), доставленную ему при выезде по месту проживания, а также в отказе получать заказное письмо при вручении его почтальоном и неявке его по повестке на допрос, сами по себе не образуют состав предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ административного правонарушения, поскольку приведенными выше уголовно-процессуальным нормами установлена специальная ответственность в случае неявки свидетеля на допрос без уважительных причин <103>.
Ситуация: Каковы особенности проведения допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Несовершеннолетний может выступать в качестве свидетеля в административном, гражданском и уголовном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях (ст. 179 ГПК РФ; ст. 162 КАС РФ; ст. 56 УПК РФ; ст. 25.6 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Несовершеннолетний может выступать в качестве свидетеля в административном, гражданском и уголовном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях (ст. 179 ГПК РФ; ст. 162 КАС РФ; ст. 56 УПК РФ; ст. 25.6 КоАП РФ).
Статья: Порядок определения подсудности дел об административных правонарушениях
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что, во-первых, проведение административного расследования находится в дискреции должностного лица, уполномоченного на составление протокола об административном правонарушении. При этом в соответствии с абз. 3, 5 пп. "а" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5) проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что, во-первых, проведение административного расследования находится в дискреции должностного лица, уполномоченного на составление протокола об административном правонарушении. При этом в соответствии с абз. 3, 5 пп. "а" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5) проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Вопрос: Имеют ли право таможенные органы в рамках административного расследования ввиду недекларирования товара, подлежащего декларированию, требовать у организации информацию о наличии счетов и остатках на них денежных средств?
(Консультация эксперта, 2023)При этом если для выяснения всех обстоятельств нарушения требуются значительные временные затраты в связи с проведением экспертизы и иных процессуальных действий (например, направленных на получение необходимых сведений, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности), то в рамках производства по делу проводится административное расследование (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
(Консультация эксперта, 2023)При этом если для выяснения всех обстоятельств нарушения требуются значительные временные затраты в связи с проведением экспертизы и иных процессуальных действий (например, направленных на получение необходимых сведений, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности), то в рамках производства по делу проводится административное расследование (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Статья: Административное расследование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5) истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5) истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).
Статья: Административное расследование: о целесообразности существования в законодательстве об административных правонарушениях
(Несвит Е.А.)
("Мировой судья", 2024, N 11)Само понятие административного расследования в законе не приведено, однако оно выработано судебной практикой <1>. По мнению высшей судебной инстанции, административное расследование - это комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностных лиц административно-юрисдикционных органов, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
(Несвит Е.А.)
("Мировой судья", 2024, N 11)Само понятие административного расследования в законе не приведено, однако оно выработано судебной практикой <1>. По мнению высшей судебной инстанции, административное расследование - это комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностных лиц административно-юрисдикционных органов, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Статья: Административное расследование по делу об административном правонарушении
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Необходимо отметить, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абз. 3 и 5 подп. "а" п. 3 названного Постановления уточнил, что "проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности", а потому вышеизложенные специальные правила подсудности не применяются, если административное расследование фактически не проводилось или проводилось в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ (в таком случае судья районного суда при подготовке дела к рассмотрению выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Необходимо отметить, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абз. 3 и 5 подп. "а" п. 3 названного Постановления уточнил, что "проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности", а потому вышеизложенные специальные правила подсудности не применяются, если административное расследование фактически не проводилось или проводилось в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ (в таком случае судья районного суда при подготовке дела к рассмотрению выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).
Готовое решение: Как Роспотребнадзор проводит административное расследование
(КонсультантПлюс, 2025)При этом если для выяснения всех обстоятельств нарушения требуются значительные временные затраты в связи с проведением экспертизы и иных процессуальных действий (например, направленных на получение необходимых сведений, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности), то в рамках производства по делу проводится административное расследование (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
(КонсультантПлюс, 2025)При этом если для выяснения всех обстоятельств нарушения требуются значительные временные затраты в связи с проведением экспертизы и иных процессуальных действий (например, направленных на получение необходимых сведений, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности), то в рамках производства по делу проводится административное расследование (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).