Договор аренды пожарная безопасность
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор аренды пожарная безопасность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности (кроме нарушений в лесах, на ж/д, морском и др. транспорте)
(КонсультантПлюс, 2025)договором на содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в МКД (с изменениями, дополнениями к нему), подтверждающим, что Организация (ИП) не отвечает за содержание помещений общего пользования в соответствии с требованиями пожарной безопасности >>>
(КонсультантПлюс, 2025)договором на содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в МКД (с изменениями, дополнениями к нему), подтверждающим, что Организация (ИП) не отвечает за содержание помещений общего пользования в соответствии с требованиями пожарной безопасности >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Нарушения требований пожарной безопасности, административная ответственность за нарушения
(КонсультантПлюс, 2025) Собственника помещения могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, даже если по условиям договора аренды за соблюдение правил пожарной безопасности отвечает арендатор
(КонсультантПлюс, 2025) Собственника помещения могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, даже если по условиям договора аренды за соблюдение правил пожарной безопасности отвечает арендатор
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
(ред. от 07.07.2025)
"О пожарной безопасности"Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
Статья: Реализация мер ответственности представителя нанимателя (работодателя) за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Данные законоположения отчасти обусловлены обязанностью должностного лица уведомить о возникновении личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая может привести к конфликту интересов (далее - уведомление). Но обязанность представителя нанимателя (работодателя) основывается не только на рассмотрении такого уведомления. Органы по профилактике коррупционных правонарушений обязаны осуществлять анализ сведений в целях предотвращения конфликта интересов, в том числе личного дела, анкеты должностного лица, сведений о доходах и другой общедоступной информации (обращений граждан и организаций, информации в средствах массовой информации, социальных сетях и т.д.) <6>. Однако на практике такая работа проводится недостаточно. Например, в одном из дел судом установлена реализация начальником территориального органа областного департамента лесного хозяйства полномочий по осуществлению федеральных государственных лесного и пожарного надзоров в отношении юридического лица, производящего заготовку древесины, акционером и начальником участка в котором является супруга такого служащего; доход в размере 17 тыс. руб., полученный супругой по акциям в виде дивидендов, указан в сведениях о доходах. Основанием для проведения проверки послужило письмо управления внутренних дел с информацией о получении дивидендов. Служащий также подавал уведомление; приказом он должен был не участвовать в принятии решений в отношении юридического лица при исполнении обязанностей, а также информировать представителя нанимателя обо всех ситуациях, создающих возможность получения выгоды. После издания такого приказа служащий подписал акты сдачи-приемки работ по договору аренды по противопожарному обустройству лесов на территории лесного участка юридического лица <7>. Данный пример свидетельствует, что не только не проводился анализ сведений на предмет наличия конфликта интересов, но и не осуществлялся контроль за принимаемыми решениями по его урегулированию. Многочисленные факты увольнения или досрочного прекращения полномочий, применения административных и уголовных наказаний, а также гражданской ответственности демонстрируют, что наличие конфликта интересов могло быть предупреждено органами по профилактике коррупционных правонарушений. Важность рассматриваемых норм также заключается в том, что ситуации конфликта интересов могут создаваться у подчиненных их руководителями. Например, глава поселения приняла на должность директора муниципального предприятия падчерицу, а после увольнения принята на ту же должность руководителем комитета имущественных отношений местной администрации, который осуществлял правомочия учредителя и собственника имущества предприятия <8>.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Данные законоположения отчасти обусловлены обязанностью должностного лица уведомить о возникновении личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая может привести к конфликту интересов (далее - уведомление). Но обязанность представителя нанимателя (работодателя) основывается не только на рассмотрении такого уведомления. Органы по профилактике коррупционных правонарушений обязаны осуществлять анализ сведений в целях предотвращения конфликта интересов, в том числе личного дела, анкеты должностного лица, сведений о доходах и другой общедоступной информации (обращений граждан и организаций, информации в средствах массовой информации, социальных сетях и т.д.) <6>. Однако на практике такая работа проводится недостаточно. Например, в одном из дел судом установлена реализация начальником территориального органа областного департамента лесного хозяйства полномочий по осуществлению федеральных государственных лесного и пожарного надзоров в отношении юридического лица, производящего заготовку древесины, акционером и начальником участка в котором является супруга такого служащего; доход в размере 17 тыс. руб., полученный супругой по акциям в виде дивидендов, указан в сведениях о доходах. Основанием для проведения проверки послужило письмо управления внутренних дел с информацией о получении дивидендов. Служащий также подавал уведомление; приказом он должен был не участвовать в принятии решений в отношении юридического лица при исполнении обязанностей, а также информировать представителя нанимателя обо всех ситуациях, создающих возможность получения выгоды. После издания такого приказа служащий подписал акты сдачи-приемки работ по договору аренды по противопожарному обустройству лесов на территории лесного участка юридического лица <7>. Данный пример свидетельствует, что не только не проводился анализ сведений на предмет наличия конфликта интересов, но и не осуществлялся контроль за принимаемыми решениями по его урегулированию. Многочисленные факты увольнения или досрочного прекращения полномочий, применения административных и уголовных наказаний, а также гражданской ответственности демонстрируют, что наличие конфликта интересов могло быть предупреждено органами по профилактике коррупционных правонарушений. Важность рассматриваемых норм также заключается в том, что ситуации конфликта интересов могут создаваться у подчиненных их руководителями. Например, глава поселения приняла на должность директора муниципального предприятия падчерицу, а после увольнения принята на ту же должность руководителем комитета имущественных отношений местной администрации, который осуществлял правомочия учредителя и собственника имущества предприятия <8>.
Статья: Обучение мерам пожарной безопасности
(Айдаев А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 8)- разграничение ответственности за обеспечение пожарной безопасности объекта защиты является предметом условий договора аренды, который закрепляет права и обязанности сторон по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности;
(Айдаев А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 8)- разграничение ответственности за обеспечение пожарной безопасности объекта защиты является предметом условий договора аренды, который закрепляет права и обязанности сторон по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности;
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Названные обязанности правообладателей линейных объектов и соответствующие права на использование чужих земельных участков (в любое время и без разрешения правообладателей) обусловлены публичными целями - защитой лесов от пожаров - и предусмотрены, например, Правилами пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417) и Правилами охраны газораспределительных сетей (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878). Однако эти положения, в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ, не являются основаниями возникновения прав на землю и не корреспондируют ни с каким из предусмотренных законом титулов (видов) земельных прав. Как результат, такое использование земельных участков может квалифицироваться как незаконное. Из анализа судебной практики видно, что именно к такому выводу в ряде случаев приходят правоприменители. Так, как следовало из материалов судебного дела (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 N 9908/11), Департамент лесного хозяйства вынес в отношении сетевой организации - акционерного общества (АО) предписание, предусматривающее обязанность АО заключить договор аренды лесных участков под пролетами воздушных линий электропередач. Это требование, по мнению АО, являлось неправомерным в связи с тем, что не предусмотрено действующим законодательством. Признавая законной позицию АО, ВАС РФ указал, что для обеспечения целей пожарной безопасности и надлежащего энергоснабжения потребителей заключение договоров аренды лесных участков под пролетами ЛЭП не требуется; суд сослался на ЛК РФ, Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1 000 вольт (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255) и Правила пожарной безопасности в лесах. При этом ВАС РФ подчеркнул, что допустимые виды разрешенного использования лесных участков лимитированы и заключаются в расчистке просек и вырубке деревьев; тем самым Суд признал наличие у АО права ограниченного пользования чужим земельным участком, но вопрос о виде данного права остался открытым.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Названные обязанности правообладателей линейных объектов и соответствующие права на использование чужих земельных участков (в любое время и без разрешения правообладателей) обусловлены публичными целями - защитой лесов от пожаров - и предусмотрены, например, Правилами пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417) и Правилами охраны газораспределительных сетей (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878). Однако эти положения, в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ, не являются основаниями возникновения прав на землю и не корреспондируют ни с каким из предусмотренных законом титулов (видов) земельных прав. Как результат, такое использование земельных участков может квалифицироваться как незаконное. Из анализа судебной практики видно, что именно к такому выводу в ряде случаев приходят правоприменители. Так, как следовало из материалов судебного дела (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 N 9908/11), Департамент лесного хозяйства вынес в отношении сетевой организации - акционерного общества (АО) предписание, предусматривающее обязанность АО заключить договор аренды лесных участков под пролетами воздушных линий электропередач. Это требование, по мнению АО, являлось неправомерным в связи с тем, что не предусмотрено действующим законодательством. Признавая законной позицию АО, ВАС РФ указал, что для обеспечения целей пожарной безопасности и надлежащего энергоснабжения потребителей заключение договоров аренды лесных участков под пролетами ЛЭП не требуется; суд сослался на ЛК РФ, Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1 000 вольт (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255) и Правила пожарной безопасности в лесах. При этом ВАС РФ подчеркнул, что допустимые виды разрешенного использования лесных участков лимитированы и заключаются в расчистке просек и вырубке деревьев; тем самым Суд признал наличие у АО права ограниченного пользования чужим земельным участком, но вопрос о виде данного права остался открытым.
Статья: Административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности на объектах аренды
(Шатохин А.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)В статье исследуется вопрос административной ответственности арендатора и арендодателя за нарушения требований пожарной безопасности в существующем правовом режиме аренды зданий (помещений). Обосновывается актуальность исследуемого вопроса, исходя, в первую очередь, из сложившейся противоречивой судебной практики. Анализируются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие арендные правоотношения и административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, рассматриваются конкретные правоприменительные акты, в том числе Конституционного и Верховного Суда Российской Федерации, исследуются публикации зарубежных авторов по сходной проблематике. Подвергается критике позиция ряда судебных органов власти о невозможности изменения публичных обязанностей сторон по выполнению установленных законодательством Российской Федерации требований пожарной безопасности договором аренды, который регулирует только их гражданско-правовые обязанности. В исследовании выявлены характерные черты договора аренды, такие как: непосредственная передача вещи во временное владение и пользование или во временное пользование; временный характер соглашения сторон; концессуальность договора. Рассмотрена предложенная рядом авторов классификация требований пожарной безопасности на капитальные (конструктивные) и режимные (эксплуатационные, функциональные) и предлагаемые ими определения данным терминам, по результатам чего сделан вывод об их искусственности и некорректности. Разработана авторская, основанная на нормах права, дихотомическая классификация и соответствующая терминология. Обоснована возможность классифицировать все требования пожарной безопасности на требования социального и технического характера. Требованиями социального характера предложено считать совокупность правовых норм, устанавливающих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций в целях обеспечения пожарной безопасности. К требованиям технического характера следует отнести совокупность правовых норм, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара, непосредственно связанных с конструктивными объемно-планировочными особенностями помещений, зданий, установленного в нем технологического оборудования, инженерных систем. Сформулирован следующий концептуальный тезис - арендодатель обязан выполнять за свой счет требования пожарной безопасности технического характера, установленные для переданного в аренду имущества, а арендатор - поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на его содержание и выполнять требования пожарной безопасности социального характера, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Автором предложено отразить вопрос разграничения административной ответственности между арендатором и арендодателем на уровне Верховного Суда Российской Федерации в очередном обзоре судебной практики.
(Шатохин А.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)В статье исследуется вопрос административной ответственности арендатора и арендодателя за нарушения требований пожарной безопасности в существующем правовом режиме аренды зданий (помещений). Обосновывается актуальность исследуемого вопроса, исходя, в первую очередь, из сложившейся противоречивой судебной практики. Анализируются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие арендные правоотношения и административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, рассматриваются конкретные правоприменительные акты, в том числе Конституционного и Верховного Суда Российской Федерации, исследуются публикации зарубежных авторов по сходной проблематике. Подвергается критике позиция ряда судебных органов власти о невозможности изменения публичных обязанностей сторон по выполнению установленных законодательством Российской Федерации требований пожарной безопасности договором аренды, который регулирует только их гражданско-правовые обязанности. В исследовании выявлены характерные черты договора аренды, такие как: непосредственная передача вещи во временное владение и пользование или во временное пользование; временный характер соглашения сторон; концессуальность договора. Рассмотрена предложенная рядом авторов классификация требований пожарной безопасности на капитальные (конструктивные) и режимные (эксплуатационные, функциональные) и предлагаемые ими определения данным терминам, по результатам чего сделан вывод об их искусственности и некорректности. Разработана авторская, основанная на нормах права, дихотомическая классификация и соответствующая терминология. Обоснована возможность классифицировать все требования пожарной безопасности на требования социального и технического характера. Требованиями социального характера предложено считать совокупность правовых норм, устанавливающих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций в целях обеспечения пожарной безопасности. К требованиям технического характера следует отнести совокупность правовых норм, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара, непосредственно связанных с конструктивными объемно-планировочными особенностями помещений, зданий, установленного в нем технологического оборудования, инженерных систем. Сформулирован следующий концептуальный тезис - арендодатель обязан выполнять за свой счет требования пожарной безопасности технического характера, установленные для переданного в аренду имущества, а арендатор - поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на его содержание и выполнять требования пожарной безопасности социального характера, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Автором предложено отразить вопрос разграничения административной ответственности между арендатором и арендодателем на уровне Верховного Суда Российской Федерации в очередном обзоре судебной практики.
Вопрос: Арендатор хочет произвести капитальный ремонт, улучшить систему пожарной безопасности в арендуемом помещении. Арендодатель не возражает. Можно ли в дополнительном соглашении к договору аренды зафиксировать официальные каналы связи, по которым будут согласовываться любые реконструкции помещения без письменного согласия?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Арендатор хочет произвести капитальный ремонт, улучшить систему пожарной безопасности в арендуемом помещении. Арендодатель не возражает. Можно ли в дополнительном соглашении к договору аренды зафиксировать официальные каналы связи, по которым будут согласовываться любые реконструкции помещения без письменного согласия?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Арендатор хочет произвести капитальный ремонт, улучшить систему пожарной безопасности в арендуемом помещении. Арендодатель не возражает. Можно ли в дополнительном соглашении к договору аренды зафиксировать официальные каналы связи, по которым будут согласовываться любые реконструкции помещения без письменного согласия?
Путеводитель по договорной работе. Аренда. Общие положения. Рекомендации по заключению, изменению, расторжению договораТакже договором может быть установлено, что к расходам по содержанию относятся затраты на поддержание противопожарной безопасности объекта аренды, например на размещение расходных баков жидкого топлива для теплогенерирующих аппаратов по Приложению А "ГОСТ Р 53321-2009. Аппараты теплогенерирующие, работающие на различных видах топлива. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний".
Статья: О некоторых проблемах, возникающих при заключении и исполнении договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Этот момент является важным при исполнении договора, так как неисполнение указанных обязанностей, как уже отмечалось, может служить основанием расторжения договора аренды лесного участка в одностороннем порядке. На практике именно в случае расторжения договоров аренды лесных участков при невыполнении мер пожарной безопасности возникают вопросы в части как споров о возможности выполнения таких мер (что было рассмотрено ранее), так и споров о возможности расторжения договоров, что связано с закрепленным в части 4 статьи 71 ЛК РФ правилом: "к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом".
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Этот момент является важным при исполнении договора, так как неисполнение указанных обязанностей, как уже отмечалось, может служить основанием расторжения договора аренды лесного участка в одностороннем порядке. На практике именно в случае расторжения договоров аренды лесных участков при невыполнении мер пожарной безопасности возникают вопросы в части как споров о возможности выполнения таких мер (что было рассмотрено ранее), так и споров о возможности расторжения договоров, что связано с закрепленным в части 4 статьи 71 ЛК РФ правилом: "к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом".
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)9) между юридическим лицом - арендодателем и индивидуальным предпринимателем - арендатором помещения по поводу соблюдения предусмотренной договором аренды обязанности обеспечения требований пожарной безопасности в помещении;
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)9) между юридическим лицом - арендодателем и индивидуальным предпринимателем - арендатором помещения по поводу соблюдения предусмотренной договором аренды обязанности обеспечения требований пожарной безопасности в помещении;
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения15.1. Может ли быть привлечен к административной ответственности за несоблюдение правил пожарной безопасности арендодатель-собственник, если по договору аренды ее несет арендатор