Цессия аванса поставщику
Подборка наиболее важных документов по запросу Цессия аванса поставщику (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как облагается налогами уступка права требования возврата аванса
(КонсультантПлюс, 2026)2. Налогообложение уступки права требования возврата аванса у должника (продавца, подрядчика или исполнителя, получившего аванс)
(КонсультантПлюс, 2026)2. Налогообложение уступки права требования возврата аванса у должника (продавца, подрядчика или исполнителя, получившего аванс)
Готовое решение: НДС с цессии
(КонсультантПлюс, 2026)Если вы уступаете право требования возврата аванса за непоставленные продавцом товары (работы, услуги), то НДС начислять не нужно, так как сама операция по возврату аванса не облагается НДС (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). Это применимо и к уступке денежного требования, основанного на возврате денежных средств (Письма Минфина России от 18.07.2025 N 03-07-11/70221, ФНС России от 27.08.2021 N СД-4-3/12125@).
(КонсультантПлюс, 2026)Если вы уступаете право требования возврата аванса за непоставленные продавцом товары (работы, услуги), то НДС начислять не нужно, так как сама операция по возврату аванса не облагается НДС (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). Это применимо и к уступке денежного требования, основанного на возврате денежных средств (Письма Минфина России от 18.07.2025 N 03-07-11/70221, ФНС России от 27.08.2021 N СД-4-3/12125@).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 95 Закона N 44-ФЗПоставщик (подрядчик, исполнитель) может уступить третьему лицу право требования оплаты по контракту >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Замена стороны в договоре поставки
(КонсультантПлюс, 2026)Пунктом... соглашения... зафиксировано, что ООО "У" были перечислены в пользу АО "Д" денежные средства... таким образом, ООО "У" уступило ООО "Л" право требования получения товара на сумму уплаченного аванса, равно как и право требования возврата аванса...
(КонсультантПлюс, 2026)Пунктом... соглашения... зафиксировано, что ООО "У" были перечислены в пользу АО "Д" денежные средства... таким образом, ООО "У" уступило ООО "Л" право требования получения товара на сумму уплаченного аванса, равно как и право требования возврата аванса...
Нормативные акты
Решение ВАС РФ от 04.11.2003 N 10575/03
<О признании недействующим абзаца девятого пункта 46 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом МНС РФ от 20.12.2000 N БГ-3-03/447>
(Извлечение)Содержащиеся в абзацах шестом, восьмом и девятом пункта 46 Методических рекомендаций положения вводят иной, чем предусмотрено пунктом 2 статьи 172 Кодекса, порядок применения налоговых вычетов при использовании в расчетах с поставщиками векселя третьих лиц или уступки прав требования, неправомерно ограничивая тем самым его (заявителя) право на применение налоговых вычетов.
<О признании недействующим абзаца девятого пункта 46 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом МНС РФ от 20.12.2000 N БГ-3-03/447>
(Извлечение)Содержащиеся в абзацах шестом, восьмом и девятом пункта 46 Методических рекомендаций положения вводят иной, чем предусмотрено пунктом 2 статьи 172 Кодекса, порядок применения налоговых вычетов при использовании в расчетах с поставщиками векселя третьих лиц или уступки прав требования, неправомерно ограничивая тем самым его (заявителя) право на применение налоговых вычетов.
"Конвенция УНИДРУА по международным факторинговым операциям"
(Заключена в г. Оттаве 28.05.1988)- финансирование поставщика, включая займы и авансовые платежи;
(Заключена в г. Оттаве 28.05.1988)- финансирование поставщика, включая займы и авансовые платежи;
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Нужно ли цессионарию при переуступке права требования о возврате аванса определять базу по НДС по правилам п. 2 ст. 155 НК РФ
(КонсультантПлюс, 2026)Пленум ВАС РФ разъяснил, что если цессионарий (не являющийся стороной договора реализации товаров (работ, услуг)) переуступает приобретенное им ранее у покупателя требование о возврате аванса, уплаченного продавцу в счет предстоящей передачи товаров (работ, услуг), например из-за расторжения договора или признания его недействительным, то к такой операции применяются правила, установленные п. 2 ст. 155 НК РФ.
Нужно ли цессионарию при переуступке права требования о возврате аванса определять базу по НДС по правилам п. 2 ст. 155 НК РФ
(КонсультантПлюс, 2026)Пленум ВАС РФ разъяснил, что если цессионарий (не являющийся стороной договора реализации товаров (работ, услуг)) переуступает приобретенное им ранее у покупателя требование о возврате аванса, уплаченного продавцу в счет предстоящей передачи товаров (работ, услуг), например из-за расторжения договора или признания его недействительным, то к такой операции применяются правила, установленные п. 2 ст. 155 НК РФ.
Готовое решение: Облагаются ли НДС проценты по коммерческому кредиту
(КонсультантПлюс, 2026)Полагаем, что аналогичные правила нужно применять к процентам, полученным покупателем от продавца при предоставлении коммерческого кредита в виде аванса или предварительной оплаты. То есть включать эти проценты в налоговую базу по НДС покупатель не должен.
(КонсультантПлюс, 2026)Полагаем, что аналогичные правила нужно применять к процентам, полученным покупателем от продавца при предоставлении коммерческого кредита в виде аванса или предварительной оплаты. То есть включать эти проценты в налоговую базу по НДС покупатель не должен.
Статья: К вопросу о пределах реализации модели уступки будущего права (требования) в гражданском праве Российской Федерации
(Карлявин И.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 1)Вместе с тем, как нам думается, не нужно забывать о том, что, условно говоря, оторвавшись от основного договора, один кредитор (цедент) его (договор) покидает, а новый кредитор (цессионарий) становится участником данного договора. Возникает вопрос: могут ли цедент и цессионарий в рамках договора цессии (в период его совершения) переформатировать (изменить) установленное в основном договоре право (требование), например, право требования предварительной оплаты товара, в будущее требование - оплаты товара после его поставки?
(Карлявин И.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 1)Вместе с тем, как нам думается, не нужно забывать о том, что, условно говоря, оторвавшись от основного договора, один кредитор (цедент) его (договор) покидает, а новый кредитор (цессионарий) становится участником данного договора. Возникает вопрос: могут ли цедент и цессионарий в рамках договора цессии (в период его совершения) переформатировать (изменить) установленное в основном договоре право (требование), например, право требования предварительной оплаты товара, в будущее требование - оплаты товара после его поставки?
Вопрос: Об НДС при уступке организацией, являющейся заказчиком по договору поставки оборудования и оплатившей суммы предварительной оплаты, права требования на данное оборудование.
(Письмо Минфина России от 10.04.2025 N 03-07-11/35736)Учитывая изложенное, верно ли, что при передаче российской организацией права требования поставки оборудования в счет перечисленной суммы авансовых платежей объект налогообложения по НДС должен определяться в порядке, предусмотренном абз. 2 п. 1 ст. 155 Кодекса, как разница между суммой дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, и размером передаваемого права, и, следовательно, при передаче права требования поставки оборудования АО должно определить объект налогообложения по НДС как разницу между суммой, полученной от нового заказчика, и суммой аванса, который был уплачен поставщику?
(Письмо Минфина России от 10.04.2025 N 03-07-11/35736)Учитывая изложенное, верно ли, что при передаче российской организацией права требования поставки оборудования в счет перечисленной суммы авансовых платежей объект налогообложения по НДС должен определяться в порядке, предусмотренном абз. 2 п. 1 ст. 155 Кодекса, как разница между суммой дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, и размером передаваемого права, и, следовательно, при передаче права требования поставки оборудования АО должно определить объект налогообложения по НДС как разницу между суммой, полученной от нового заказчика, и суммой аванса, который был уплачен поставщику?
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)В рассматриваемом случае переуступленное требование не вытекало из реализации товаров, поскольку было направлено на возврат денежных средств, уплаченных в счет предстоящей поставки товара. Следовательно, уступка компанией требования о возврате денежных средств, уплаченных контрагенту в виде авансового платежа, новому кредитору по договору цессии не подлежит обложению НДС. Операция по возврату продавцом полученных в порядке предоплаты денежных средств реализацией не является.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)В рассматриваемом случае переуступленное требование не вытекало из реализации товаров, поскольку было направлено на возврат денежных средств, уплаченных в счет предстоящей поставки товара. Следовательно, уступка компанией требования о возврате денежных средств, уплаченных контрагенту в виде авансового платежа, новому кредитору по договору цессии не подлежит обложению НДС. Операция по возврату продавцом полученных в порядке предоплаты денежных средств реализацией не является.
Вопрос: Покупатель-1 передает права и обязанности по договору поставки покупателю-2. Ранее покупатель-1 внес аванс. Допустимо ли при выставлении счета-фактуры в адрес покупателя-2 указать в строке 5 реквизиты платежного поручения на аванс, перечисленный покупателем-1? Вправе ли покупатель-2 принять НДС к вычету?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Исходя из норм гражданского законодательства уступка кредитором (покупателем-1) права требования поставки к поставщику к третьему лицу (покупателю-2) означает перемену лиц в обязательстве (п. 1 ст. 382, ст. 388 ГК РФ).
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Исходя из норм гражданского законодательства уступка кредитором (покупателем-1) права требования поставки к поставщику к третьему лицу (покупателю-2) означает перемену лиц в обязательстве (п. 1 ст. 382, ст. 388 ГК РФ).
Статья: Закрытый факторинг: учетные и налоговые последствия для поставщика
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2026, N 3)Если по договору факторинга уступается требование, которое возникнет в будущем (то есть еще до отгрузки товара покупателю), то полученное поставщиком финансирование - это аванс. С этой суммы также начисляют НДС по ставке 22/122 с разницы между полученным авансом и размером будущего требования исходя из доли аванса в цене уступки требования <19>. На дату перехода права требования к фактору поставщик начислит НДС, а уплаченный налог с аванса примет к вычету <20>.
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2026, N 3)Если по договору факторинга уступается требование, которое возникнет в будущем (то есть еще до отгрузки товара покупателю), то полученное поставщиком финансирование - это аванс. С этой суммы также начисляют НДС по ставке 22/122 с разницы между полученным авансом и размером будущего требования исходя из доли аванса в цене уступки требования <19>. На дату перехода права требования к фактору поставщик начислит НДС, а уплаченный налог с аванса примет к вычету <20>.
Статья: Какие виды долгов могут быть сомнительными для целей НК
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 5)- выданный организацией аванс, в счет которого поставщик не отгрузил вовремя товары <3>;
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 5)- выданный организацией аванс, в счет которого поставщик не отгрузил вовремя товары <3>;
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Для учета расчетов с поставщиками предназначен активно-пассивный счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". По кредиту данного счета отражают возникновение и увеличение кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками за принятые к учету основные средства, нематериальные активы, товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги. Дебетовые записи означают погашение обязательств перед поставщиками и подрядчиками путем перечисления денег или на другой основе (товарообменные операции, уступка требований и т.п.), а также выдачу авансов. Возврат авансов отражается по кредиту этого счета.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Для учета расчетов с поставщиками предназначен активно-пассивный счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". По кредиту данного счета отражают возникновение и увеличение кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками за принятые к учету основные средства, нематериальные активы, товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги. Дебетовые записи означают погашение обязательств перед поставщиками и подрядчиками путем перечисления денег или на другой основе (товарообменные операции, уступка требований и т.п.), а также выдачу авансов. Возврат авансов отражается по кредиту этого счета.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за январь 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)3. Наличие задолженности цессионария перед цедентом по уплате цены договора может свидетельствовать только о ненадлежащем исполнении цессионарием обязательства по уплате цены сделки, но не является основанием для признания договора уступки прав недействительным, а также для освобождения ответчика от уплаты долга.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)3. Наличие задолженности цессионария перед цедентом по уплате цены договора может свидетельствовать только о ненадлежащем исполнении цессионарием обязательства по уплате цены сделки, но не является основанием для признания договора уступки прав недействительным, а также для освобождения ответчика от уплаты долга.