Береговая полоса водных объектов общего пользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Береговая полоса водных объектов общего пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда земельного участка для строительства
(КонсультантПлюс, 2025)...основной вид разрешенного использования земельного участка был изменен и установлен для спорного участка следующий: "для размещения береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, велодорожек, малых архитектурных форм", что не допускает строительство многоквартирного дома.
(КонсультантПлюс, 2025)...основной вид разрешенного использования земельного участка был изменен и установлен для спорного участка следующий: "для размещения береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, велодорожек, малых архитектурных форм", что не допускает строительство многоквартирного дома.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дворовая территория
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В качестве приоритетных объектов для благоустройства территорий населенного пункта рекомендуется выбирать массово посещаемые и (или) востребованные у населения территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в т.ч. площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (общественные территории), и прилегающие к многоквартирным домам территории, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства (дворовые территории) населенного пункта, с учетом объективной потребности в их развитии, экономической эффективности реализации, планов развития населенного пункта, синхронизации с мероприятиями, предусмотренными иными федеральными проектами, реализация которых запланирована на территории населенного пункта.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В качестве приоритетных объектов для благоустройства территорий населенного пункта рекомендуется выбирать массово посещаемые и (или) востребованные у населения территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в т.ч. площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (общественные территории), и прилегающие к многоквартирным домам территории, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства (дворовые территории) населенного пункта, с учетом объективной потребности в их развитии, экономической эффективности реализации, планов развития населенного пункта, синхронизации с мероприятиями, предусмотренными иными федеральными проектами, реализация которых запланирована на территории населенного пункта.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 12 ст. 1 ГрК РФ и Законом о садоводстве разграничены понятия "территория общего пользования" (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)) и "земельные участки общего назначения", являющиеся имуществом общего пользования и используемые для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство или огородничество, а также подходы к правовому регулированию использования таких территорий и земельных участков Таким образом, для СНТ земельные участки общего назначения являются землями общего пользования.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 12 ст. 1 ГрК РФ и Законом о садоводстве разграничены понятия "территория общего пользования" (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)) и "земельные участки общего назначения", являющиеся имуществом общего пользования и используемые для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство или огородничество, а также подходы к правовому регулированию использования таких территорий и земельных участков Таким образом, для СНТ земельные участки общего назначения являются землями общего пользования.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.12.1. Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.12.1. Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом.
Статья: Проблемы состава, индивидуализации и правового режима земель водного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Форма собственности связана с отношениями в сфере перехода прав на водные объекты и пользования ими. Согласно статье 6 ВК РФ и статье 27 ЗК РФ земельные участки, занятые водными объектами, относящимися к государственной и муниципальной собственности, являются объектами общего пользования и ограничиваются в обороте. Статьей 27 ЗК РФ также предусматривается прямой запрет на приватизацию земельных участков, образуемых и изменяемых в границах береговой полосы водных объектов общего пользования.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Форма собственности связана с отношениями в сфере перехода прав на водные объекты и пользования ими. Согласно статье 6 ВК РФ и статье 27 ЗК РФ земельные участки, занятые водными объектами, относящимися к государственной и муниципальной собственности, являются объектами общего пользования и ограничиваются в обороте. Статьей 27 ЗК РФ также предусматривается прямой запрет на приватизацию земельных участков, образуемых и изменяемых в границах береговой полосы водных объектов общего пользования.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Механизм зонирования позволяет дифференцировать направления использования определенного пространства в рамках установленного правового режима, в том числе режима общего пользования, что обеспечивает действие данного режима на его отдельных частях. Так, согласно ст. 43, 82, 86, 114 ЛК РФ в составе земель лесного фонда выделяются зоны планируемого освоения лесов, лесопарковые и иные зоны. В состав зон рекреационного назначения в силу ст. 35 ГрК РФ могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также зоны в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Механизм зонирования позволяет дифференцировать направления использования определенного пространства в рамках установленного правового режима, в том числе режима общего пользования, что обеспечивает действие данного режима на его отдельных частях. Так, согласно ст. 43, 82, 86, 114 ЛК РФ в составе земель лесного фонда выделяются зоны планируемого освоения лесов, лесопарковые и иные зоны. В состав зон рекреационного назначения в силу ст. 35 ГрК РФ могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также зоны в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Статья: Видовые и непосредственные объекты земельных отношений
(Мельников Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Механизм зонирования позволяет дифференцировать направления использования определенного пространства в рамках установленного правового режима, в том числе режима общего пользования, что обеспечивает действие данного режима на его отдельных частях. Так, согласно ст. 43, 82, 86, 114 ЛК РФ в составе земель лесного фонда выделяются зоны планируемого освоения лесов, лесопарковые и иные зоны. В состав зон рекреационного назначения в силу ст. 35 ГрК РФ могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также зоны в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
(Мельников Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Механизм зонирования позволяет дифференцировать направления использования определенного пространства в рамках установленного правового режима, в том числе режима общего пользования, что обеспечивает действие данного режима на его отдельных частях. Так, согласно ст. 43, 82, 86, 114 ЛК РФ в составе земель лесного фонда выделяются зоны планируемого освоения лесов, лесопарковые и иные зоны. В состав зон рекреационного назначения в силу ст. 35 ГрК РФ могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также зоны в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Статья: Актуальные проблемы охраны окружающей среды в рамках территориального развития
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Далее представляется необходимым обратиться к вопросу отнесения лесных участков к землям общего пользования. Территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. В частности, речь идет о площадях, улицах, проездах, набережных, береговых полосах водных объектов общего пользования, скверах, бульварах <3>. Кроме того, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (ст. 85 ЗК РФ). На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что землями общего пользования беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
(Кадомцева А.Е.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Далее представляется необходимым обратиться к вопросу отнесения лесных участков к землям общего пользования. Территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. В частности, речь идет о площадях, улицах, проездах, набережных, береговых полосах водных объектов общего пользования, скверах, бульварах <3>. Кроме того, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (ст. 85 ЗК РФ). На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что землями общего пользования беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Статья: Viam muniunto! О возложении на частных лиц бремени содержания муниципальной собственности (прилегающих территорий общего пользования): конституционные аспекты глазами цивилиста
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)<9> Под прилегающей территорией понимается "территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации" (п. 37 ст. 1 ГрК РФ), а под территориями общего пользования - "территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)" (п. 12 ст. 1 ГрК РФ).
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)<9> Под прилегающей территорией понимается "территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации" (п. 37 ст. 1 ГрК РФ), а под территориями общего пользования - "территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)" (п. 12 ст. 1 ГрК РФ).
Статья: О новом публично-правовом инструменте - едином документе территориального планирования и градостроительного зонирования
(Майборода В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 1)При таких обстоятельствах очевидно прогнозируемым шагом российского нормотворца будет выступать реформирование института документации по планировке территории. Так, в сложившейся правоприменительной практике документация по планировке территории квалифицируется в качестве нормативного правового акта. Такое представление о документации по планировке территории (далее - ДПТ) как о нормативном правовом акте основано на том обстоятельстве, что и документация по планировке территории (подп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42, п. 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ), и документация по межеванию территории (п. 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ) в составе ДПТ содержат отображение на чертежах проектируемых красных линий, в границах которых формируются территории общего пользования, под которыми понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары. То есть ДПТ является нормативным правовым актом только в части, и не имеется препятствий формально-правового свойства по интеграции данной части в единый документ. С точки зрения объединения всех регуляторных свойств градостроительной документации в одном документе такое следствие представляется непосредственным и необходимым.
(Майборода В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 1)При таких обстоятельствах очевидно прогнозируемым шагом российского нормотворца будет выступать реформирование института документации по планировке территории. Так, в сложившейся правоприменительной практике документация по планировке территории квалифицируется в качестве нормативного правового акта. Такое представление о документации по планировке территории (далее - ДПТ) как о нормативном правовом акте основано на том обстоятельстве, что и документация по планировке территории (подп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42, п. 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ), и документация по межеванию территории (п. 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ) в составе ДПТ содержат отображение на чертежах проектируемых красных линий, в границах которых формируются территории общего пользования, под которыми понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары. То есть ДПТ является нормативным правовым актом только в части, и не имеется препятствий формально-правового свойства по интеграции данной части в единый документ. С точки зрения объединения всех регуляторных свойств градостроительной документации в одном документе такое следствие представляется непосредственным и необходимым.
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Так, ИКМО г. Казани, администрация Советского района г. Казани обратились в суд с иском к П.А. Романову о признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок, признании объекта недвижимости (бани) самовольной постройкой, подлежащей сносу. В обоснование требований указывается, что ответчик, имея земельный участок размером 450 кв. м, зарегистрировал земельный участок размером 594 кв. м, увеличив земельный участок за счет береговой полосы водного объекта общего пользования - пруда, где построил баню.
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Так, ИКМО г. Казани, администрация Советского района г. Казани обратились в суд с иском к П.А. Романову о признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок, признании объекта недвижимости (бани) самовольной постройкой, подлежащей сносу. В обоснование требований указывается, что ответчик, имея земельный участок размером 450 кв. м, зарегистрировал земельный участок размером 594 кв. м, увеличив земельный участок за счет береговой полосы водного объекта общего пользования - пруда, где построил баню.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)26. Используемый в п. 26 ч. 1 ст. 26 комментируемого Закона термин "земельные участки общего пользования" целесообразнее заменить на термин "территории общего пользования", под которыми понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ)).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)26. Используемый в п. 26 ч. 1 ст. 26 комментируемого Закона термин "земельные участки общего пользования" целесообразнее заменить на термин "территории общего пользования", под которыми понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ)).
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Исключение составляют случаи, когда свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
(КонсультантПлюс, 2025)проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Исключение составляют случаи, когда свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)По общему правилу ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м. Лишь небольшие водотоки (реки, ручьи и каналы) протяженностью менее 10 км должны быть окаймлены береговыми полосами шириной 5 м. В свою очередь, на болота, родники и гейзеры, ледники и снежники правило о береговой полосе общего пользования не распространяется. Однако законодатель прямо не исключает общедоступность названных водных объектов, что, впрочем, должно быть согласовано с жесткими требованиями безопасности.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)По общему правилу ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м. Лишь небольшие водотоки (реки, ручьи и каналы) протяженностью менее 10 км должны быть окаймлены береговыми полосами шириной 5 м. В свою очередь, на болота, родники и гейзеры, ледники и снежники правило о береговой полосе общего пользования не распространяется. Однако законодатель прямо не исключает общедоступность названных водных объектов, что, впрочем, должно быть согласовано с жесткими требованиями безопасности.