Бенефициарный владЕлец иностранной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Бенефициарный владЕлец иностранной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 309.1 "Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Новый бенефициарный владелец контролируемой иностранной компании не указал в декларации НДФЛ доход от деятельности КИК ввиду наличия у компании убытка, сформированного за предыдущие периоды. Налоговый орган доначислил незаявленные доходы КИК и привлек контролирующее лицо к ответственности за совершение налогового правонарушения. По мнению инспекции, право переноса убытков возникает только у лиц, имевших контроль над КИК по состоянию на 31 декабря года, следующего за финансовым годом. В данном случае налогоплательщик стал контролирующим лицом только с 2022 года, а убыток был сформирован за 2015 - 2020 годы, то есть в период, когда у КИК был иной бенефициар. Налоговый орган отметил, что при смене контролирующего лица право на перенос убытка КИК, сформированного при предыдущем бенефициаре, утрачивается у нового контролирующего лица. Суд указал, что из буквального толкования п. п. 7 и 7.1 ст. 309.1 НК РФ следует, что налогоплательщик вправе перенести убыток КИК на будущие периоды без каких-либо ограничений в случае представления уведомления о КИК за период, за который получен убыток. Данные нормы запрещают налогоплательщику переносить убыток КИК на будущие периоды лишь в случае непредставления в налоговый орган такого уведомления. Таким образом, новое контролирующее лицо имеет право на перенос убытков КИК, возникших при предыдущем бенефициаре, поэтому доначисление налогов признано неправомерным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Новый бенефициарный владелец контролируемой иностранной компании не указал в декларации НДФЛ доход от деятельности КИК ввиду наличия у компании убытка, сформированного за предыдущие периоды. Налоговый орган доначислил незаявленные доходы КИК и привлек контролирующее лицо к ответственности за совершение налогового правонарушения. По мнению инспекции, право переноса убытков возникает только у лиц, имевших контроль над КИК по состоянию на 31 декабря года, следующего за финансовым годом. В данном случае налогоплательщик стал контролирующим лицом только с 2022 года, а убыток был сформирован за 2015 - 2020 годы, то есть в период, когда у КИК был иной бенефициар. Налоговый орган отметил, что при смене контролирующего лица право на перенос убытка КИК, сформированного при предыдущем бенефициаре, утрачивается у нового контролирующего лица. Суд указал, что из буквального толкования п. п. 7 и 7.1 ст. 309.1 НК РФ следует, что налогоплательщик вправе перенести убыток КИК на будущие периоды без каких-либо ограничений в случае представления уведомления о КИК за период, за который получен убыток. Данные нормы запрещают налогоплательщику переносить убыток КИК на будущие периоды лишь в случае непредставления в налоговый орган такого уведомления. Таким образом, новое контролирующее лицо имеет право на перенос убытков КИК, возникших при предыдущем бенефициаре, поэтому доначисление налогов признано неправомерным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Представление физическим лицом уведомления о КИК за 2022 год
(Лимонникова А.С.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Учредителем российской организации (ООО) является иностранная компания, созданная в 2020 году. Единственным собственником и конечным бенефициаром иностранной компании является физическое лицо - резидент (гражданин) РФ, которое стало 100%-ным владельцем этой компании в январе 2022 года.
(Лимонникова А.С.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Учредителем российской организации (ООО) является иностранная компания, созданная в 2020 году. Единственным собственником и конечным бенефициаром иностранной компании является физическое лицо - резидент (гражданин) РФ, которое стало 100%-ным владельцем этой компании в январе 2022 года.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2.1. Предусмотренное частью 1 настоящей статьи требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок не применяется, если указанные в части 1 настоящей статьи сделки влекут за собой установление утраченного после 17 марта 2014 года контроля бенефициарного владельца над иностранным юридическим лицом, зарегистрированным в порядке редомициляции в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах", при условии, что сведения о данном бенефициарном владельце представлены при такой государственной регистрации и указанные сделки осуществляются в течение десяти лет с даты такой государственной регистрации, а также влекут за собой установление контроля бенефициарного владельца над данным иностранным юридическим лицом в том же объеме, который существовал до его утраты. Для определения факта нахождения иностранного юридического лица под таким контролем применяются признаки, указанные в частях 1 и (или) 2 статьи 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Понятие "бенефициарный владелец" используется в настоящей статье в том же значении, что и в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2.1. Предусмотренное частью 1 настоящей статьи требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок не применяется, если указанные в части 1 настоящей статьи сделки влекут за собой установление утраченного после 17 марта 2014 года контроля бенефициарного владельца над иностранным юридическим лицом, зарегистрированным в порядке редомициляции в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах", при условии, что сведения о данном бенефициарном владельце представлены при такой государственной регистрации и указанные сделки осуществляются в течение десяти лет с даты такой государственной регистрации, а также влекут за собой установление контроля бенефициарного владельца над данным иностранным юридическим лицом в том же объеме, который существовал до его утраты. Для определения факта нахождения иностранного юридического лица под таким контролем применяются признаки, указанные в частях 1 и (или) 2 статьи 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Понятие "бенефициарный владелец" используется в настоящей статье в том же значении, что и в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Федеральный закон от 03.08.2018 N 290-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О международных компаниях и международных фондах"9) сведения (в виде информации, содержащей фамилию, имя, отчество бенефициара, адрес места жительства, долю прямого (или косвенного) владения в иностранной компании) о бенефициарных владельцах иностранного юридического лица. Термин "бенефициарный владелец" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
(ред. от 08.08.2024)
"О международных компаниях и международных фондах"9) сведения (в виде информации, содержащей фамилию, имя, отчество бенефициара, адрес места жительства, долю прямого (или косвенного) владения в иностранной компании) о бенефициарных владельцах иностранного юридического лица. Термин "бенефициарный владелец" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
Статья: Особенности антимонопольного регулирования иностранных инвестиций
(Мильчакова О.В.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 4)Другой особенностью является установленное ч. 2 ст. 28 Закона о защите конкуренции изъятие из общего разрешительного порядка совершения сделок, сделок, влекущих за собой установление утраченного после 17.03.2014 контроля бенефициарного владельца над иностранным юридическим лицом, зарегистрированным в России в порядке редомициляции (в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах"), при условии, что сведения о данном бенефициарном владельце представлены при такой государственной регистрации, а указанные сделки осуществляются в течение 10 лет с даты этой регистрации и влекут за собой установление контроля бенефициарного владельца над данным иностранным юридическим лицом в том же объеме, который существовал до его утраты.
(Мильчакова О.В.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 4)Другой особенностью является установленное ч. 2 ст. 28 Закона о защите конкуренции изъятие из общего разрешительного порядка совершения сделок, сделок, влекущих за собой установление утраченного после 17.03.2014 контроля бенефициарного владельца над иностранным юридическим лицом, зарегистрированным в России в порядке редомициляции (в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах"), при условии, что сведения о данном бенефициарном владельце представлены при такой государственной регистрации, а указанные сделки осуществляются в течение 10 лет с даты этой регистрации и влекут за собой установление контроля бенефициарного владельца над данным иностранным юридическим лицом в том же объеме, который существовал до его утраты.
Статья: Институт признания нежелательной на территории России деятельности иностранной или международной неправительственной организации
(Афанасьева Т.И.)
("Законность", 2024, N 4)С изложенных позиций весьма сомнительным представляется "непонимание" руководителями, участниками, конечными бенефициарами иностранной (международной неправительственной) организации конфликтности с национальными интересами России деятельности, направленной, например, на обесценивание и искажение истории Российского государства, продвижение псевдоутверждений о вине России во всех мировых катаклизмах <16>, продвижение идей отказа от экономического сотрудничества с нашей страной, принуждение других компаний прекратить работу на российском рынке <17> или принуждение россиян совершать экстремистские преступления, распространять заведомо ложную социально значимую информацию и т.д. <18>.
(Афанасьева Т.И.)
("Законность", 2024, N 4)С изложенных позиций весьма сомнительным представляется "непонимание" руководителями, участниками, конечными бенефициарами иностранной (международной неправительственной) организации конфликтности с национальными интересами России деятельности, направленной, например, на обесценивание и искажение истории Российского государства, продвижение псевдоутверждений о вине России во всех мировых катаклизмах <16>, продвижение идей отказа от экономического сотрудничества с нашей страной, принуждение других компаний прекратить работу на российском рынке <17> или принуждение россиян совершать экстремистские преступления, распространять заведомо ложную социально значимую информацию и т.д. <18>.
Статья: Конкуренция национальных правил по борьбе с уклонением от уплаты налогов с основными законами высокоинтегрированных формирований
(Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В той или иной форме реализация плана нашла свое место в 18 странах - членах G20, в 27 из 38 стран - членов ОЭСР и 14 юрисдикций, которые не входят ни в G20, ни в ОЭСР. На страны, включенные в сферу влияния ОЭСР, приходится около 55% мирового ВВП, и, конечно, с этим следует считаться. В 2007 г. Россия получила приглашение к началу официальных переговоров по вступлению в ОЭСР. Однако после начала СВО Совет ОЭСР заявил о прекращении переговоров и приостановке совместной проектной деятельности <1>. Тем не менее Россия ориентируется на разработки ОЭСР, в том числе и путем изменения национального законодательства. Например, в налоговом законодательстве с 2011 г. введены правила о сделках между взаимозависимыми лицами и трансфертном ценообразовании, с 2014 г. - о контролируемых иностранных компаниях, бенефициарном владельце и т.п.
(Бортников С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В той или иной форме реализация плана нашла свое место в 18 странах - членах G20, в 27 из 38 стран - членов ОЭСР и 14 юрисдикций, которые не входят ни в G20, ни в ОЭСР. На страны, включенные в сферу влияния ОЭСР, приходится около 55% мирового ВВП, и, конечно, с этим следует считаться. В 2007 г. Россия получила приглашение к началу официальных переговоров по вступлению в ОЭСР. Однако после начала СВО Совет ОЭСР заявил о прекращении переговоров и приостановке совместной проектной деятельности <1>. Тем не менее Россия ориентируется на разработки ОЭСР, в том числе и путем изменения национального законодательства. Например, в налоговом законодательстве с 2011 г. введены правила о сделках между взаимозависимыми лицами и трансфертном ценообразовании, с 2014 г. - о контролируемых иностранных компаниях, бенефициарном владельце и т.п.
Статья: О запрете размещения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов
(Бардина П., Балекина Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 11)9) российские юридические лица, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства;
(Бардина П., Балекина Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 11)9) российские юридические лица, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства;
Статья: Проблемы в судебной практике выявления фактической аффилированности лиц
(Каменков М.В.)
("Закон", 2021, N 11)Арбитражный суд Московского округа согласился с доводами конкурсного управляющего о фактической подконтрольности банка и одного из его заемщиков - иностранной компании, поскольку заемщик был приведен в банк одним из членов его совета директоров и заем был выдан заемщику по указанию данного лица. Кроме того, бенефициарным владельцем иностранной компании в период исполнения обязательств по погашению части задолженности заемщика являлось вышеуказанное лицо <44>.
(Каменков М.В.)
("Закон", 2021, N 11)Арбитражный суд Московского округа согласился с доводами конкурсного управляющего о фактической подконтрольности банка и одного из его заемщиков - иностранной компании, поскольку заемщик был приведен в банк одним из членов его совета директоров и заем был выдан заемщику по указанию данного лица. Кроме того, бенефициарным владельцем иностранной компании в период исполнения обязательств по погашению части задолженности заемщика являлось вышеуказанное лицо <44>.