Банковская тайна налоговым органам
Подборка наиболее важных документов по запросу Банковская тайна налоговым органам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры о привлечении к налоговой ответственности по гл. 16 НК РФ: Организация (ИП) оспаривает штраф за непредставление (просрочку представления) истребованных документов или информации, касающихся деятельности налогоплательщика, конкретной сделки
(КонсультантПлюс, 2025)истребованы документы, составляющие банковскую тайну
(КонсультантПлюс, 2025)истребованы документы, составляющие банковскую тайну
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 86 "Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество, являясь кредитором, обратилось в налоговый орган с заявлением о предоставлении информации о наименовании, местонахождении банков, иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о видах, номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте за период с даты вступления решения суда в законную силу и по день предоставления ответа банками и (или) иными кредитными организациями, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях. В ответ на указанное заявление инспекция предоставила информацию о наименовании, местонахождении банков, иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о видах, номерах банковских счетов, датах их открытия. Налоговый орган сообщил, что сведения о движении денежных средств по счетам составляют банковскую тайну, налоговые органы получают их только в рамках налогового контроля и, соответственно, не могут предоставить в полной и достоверной мере. Общество оспорило отказ в предоставлении сведений, суд в удовлетворении требований общества отказал. На основании ч. 8 - 10 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и п. п. 1.1, 2 ст. 86 НК РФ суд пришел к выводу, что налоговый орган не является владельцем полной и актуальной информации о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, а также об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях. Следовательно, отказ инспекции в предоставлении такой информации не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и интересов общества.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество, являясь кредитором, обратилось в налоговый орган с заявлением о предоставлении информации о наименовании, местонахождении банков, иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о видах, номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте за период с даты вступления решения суда в законную силу и по день предоставления ответа банками и (или) иными кредитными организациями, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях. В ответ на указанное заявление инспекция предоставила информацию о наименовании, местонахождении банков, иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о видах, номерах банковских счетов, датах их открытия. Налоговый орган сообщил, что сведения о движении денежных средств по счетам составляют банковскую тайну, налоговые органы получают их только в рамках налогового контроля и, соответственно, не могут предоставить в полной и достоверной мере. Общество оспорило отказ в предоставлении сведений, суд в удовлетворении требований общества отказал. На основании ч. 8 - 10 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и п. п. 1.1, 2 ст. 86 НК РФ суд пришел к выводу, что налоговый орган не является владельцем полной и актуальной информации о количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, а также об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях. Следовательно, отказ инспекции в предоставлении такой информации не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и интересов общества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Банковский счет3. Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну в отношении счета, налоговым органам
Типовая ситуация: Налоговый контроль: основные определения
(Издательство "Главная книга", 2025)Офшорные зоны - государства или территории с низкой налоговой нагрузкой, расширенной банковской и корпоративной тайной или не предоставляющие российским налоговым органам финансовую информацию. Перечни офшорных зон: для признания сделки контролируемой, для льгот по налогу на прибыль, для банковских целей.
(Издательство "Главная книга", 2025)Офшорные зоны - государства или территории с низкой налоговой нагрузкой, расширенной банковской и корпоративной тайной или не предоставляющие российским налоговым органам финансовую информацию. Перечни офшорных зон: для признания сделки контролируемой, для льгот по налогу на прибыль, для банковских целей.
Статья: Банковская тайна в уголовном судопроизводстве: коллизии толкования и правоприменения
(Грачев С.А.)
("Российский следователь", 2021, N 8)Таким образом: рассматриваемый Приказ налоговых органов не поясняет, что является банковской тайной; какая информация истребуется на основании запроса, а какая посредством выемки, транслируя лишь положения Закона о банках и банковской деятельности и Уголовно-процессуального кодекса РФ, с единственным уточнением, имеющим принципиально важное значение. Приказ в отличие от Уголовно-процессуального кодекса РФ позволяет получать сведения, составляющие банковскую тайну, не только в отношении счетов и вкладов гражданина, но и информацию о счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
(Грачев С.А.)
("Российский следователь", 2021, N 8)Таким образом: рассматриваемый Приказ налоговых органов не поясняет, что является банковской тайной; какая информация истребуется на основании запроса, а какая посредством выемки, транслируя лишь положения Закона о банках и банковской деятельности и Уголовно-процессуального кодекса РФ, с единственным уточнением, имеющим принципиально важное значение. Приказ в отличие от Уголовно-процессуального кодекса РФ позволяет получать сведения, составляющие банковскую тайну, не только в отношении счетов и вкладов гражданина, но и информацию о счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
Статья: Вправе ли компания запросить у налоговиков сведения о количестве и движении денежных средств по счетам должника?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 6)Таким образом, у инспекции отсутствовали основания для выдачи компании запрашиваемых ею сведений не только в силу их отсутствия у налогового органа, но и в силу установленного федеральными законами запрета о разглашении налоговой и банковской тайны, а также отсутствия у налоговых органов полномочий запрашивать такие сведения вне рамок мероприятий налогового контроля.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 6)Таким образом, у инспекции отсутствовали основания для выдачи компании запрашиваемых ею сведений не только в силу их отсутствия у налогового органа, но и в силу установленного федеральными законами запрета о разглашении налоговой и банковской тайны, а также отсутствия у налоговых органов полномочий запрашивать такие сведения вне рамок мероприятий налогового контроля.
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за апрель - май 2023 года
(Щекин Д.М., Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 7)Налоговые органы могут оказывать содействие взыскателю в исполнении требований исполнительного документа путем предоставления ему информации по банковским счетам должника только в объеме и пределах, установленных налоговым законодательством, выход за которые будет означать необоснованный доступ налоговых органов к банковской тайне и неоправданную подмену ими функций органов принудительного исполнения Российской Федерации.
(Щекин Д.М., Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 7)Налоговые органы могут оказывать содействие взыскателю в исполнении требований исполнительного документа путем предоставления ему информации по банковским счетам должника только в объеме и пределах, установленных налоговым законодательством, выход за которые будет означать необоснованный доступ налоговых органов к банковской тайне и неоправданную подмену ими функций органов принудительного исполнения Российской Федерации.