Аукцион на право заключения договора аренды лесного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Аукцион на право заключения договора аренды лесного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Договор аренды лесного участка
(КонсультантПлюс, 2025)"...на основании приказа Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области и протокола приема заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, для осуществления деятельности по заготовке древесины... с Обществом заключен Договор...
(КонсультантПлюс, 2025)"...на основании приказа Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области и протокола приема заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, для осуществления деятельности по заготовке древесины... с Обществом заключен Договор...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Предоставление лесных участков в аренду
(КонсультантПлюс, 2025)2. Аукцион по продаже права на аренду лесного участка
(КонсультантПлюс, 2025)2. Аукцион по продаже права на аренду лесного участка
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пределы цифровизации правовой охраны окружающей среды и природопользования
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)При установлении обязательной электронной формы торгов по предоставлению прав на природные ресурсы нормами-исключениями предусматриваются случаи, когда торги проводятся в традиционной форме. Например, в обязательной электронной форме проводятся аукционы на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в публичной собственности, на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (ч. 1 ст. 80 Лесного кодекса Российской Федерации <9>, далее - Лесной кодекс РФ). Торги не проводятся в электронной форме при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в публичной собственности: 1) крестьянским (фермерским) хозяйствам в целях использования лесов для ведения сельского хозяйства; 2) для использования лесов в целях заготовки живицы и заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов как предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 80 Лесного кодекса РФ).
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)При установлении обязательной электронной формы торгов по предоставлению прав на природные ресурсы нормами-исключениями предусматриваются случаи, когда торги проводятся в традиционной форме. Например, в обязательной электронной форме проводятся аукционы на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в публичной собственности, на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (ч. 1 ст. 80 Лесного кодекса Российской Федерации <9>, далее - Лесной кодекс РФ). Торги не проводятся в электронной форме при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в публичной собственности: 1) крестьянским (фермерским) хозяйствам в целях использования лесов для ведения сельского хозяйства; 2) для использования лесов в целях заготовки живицы и заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов как предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 80 Лесного кодекса РФ).
Статья: Общая характеристика экологического законодательства в контексте цифровизации государственного экологического управления
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 6)В ст. 80 ЛК РФ закреплена электронная форма проведения аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений. Исключения составляют только случаи, прямо предусмотренные названным Кодексом.
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2023, N 6)В ст. 80 ЛК РФ закреплена электронная форма проведения аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений. Исключения составляют только случаи, прямо предусмотренные названным Кодексом.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 80. Аукцион на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в электронной форме
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 80. Аукцион на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в электронной форме
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли стороны в договоре аренды предусмотреть иные основания для его досрочного расторжения по требованию арендодателя, нежели предусмотренные законодательством
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судами и следует из материалов дела, между министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) на основании ст. 74, 78 Лесного кодекса Российской Федерации и протокола о результатах аукциона на право заключения договора аренды лесного участка от 05.09.2012 N 11 подписан договор аренды лесного участка N 11 (рекреационная деятельность) от 05.09.2012.
Вправе ли стороны в договоре аренды предусмотреть иные основания для его досрочного расторжения по требованию арендодателя, нежели предусмотренные законодательством
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судами и следует из материалов дела, между министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) на основании ст. 74, 78 Лесного кодекса Российской Федерации и протокола о результатах аукциона на право заключения договора аренды лесного участка от 05.09.2012 N 11 подписан договор аренды лесного участка N 11 (рекреационная деятельность) от 05.09.2012.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)В частности, уточнены полномочия органов государственной власти Российской Федерации; уточняются условия, при которых арендатор лесного участка, при сохранении видов использования лесов, имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов на основании заявления; устанавливаются порядок и основания одностороннего расторжения договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, основания подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка в целях заготовки древесины, особенности реализации заготовленной древесины, порядок утверждения должностных лиц, осуществляющих лесную охрану, и проч.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)В частности, уточнены полномочия органов государственной власти Российской Федерации; уточняются условия, при которых арендатор лесного участка, при сохранении видов использования лесов, имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов на основании заявления; устанавливаются порядок и основания одностороннего расторжения договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, основания подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка в целях заготовки древесины, особенности реализации заготовленной древесины, порядок утверждения должностных лиц, осуществляющих лесную охрану, и проч.
Статья: Актуальные проблемы аренды лесных участков
(Шичанин А.В., Гривков О.Д., Шмырков С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Статья 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) устанавливает комплексный подход, что требует от арендатора широкого применения инвестиций не только в освоении арендованных лесных участков, но и создание транспортной, производственно-энергетической и социальной инфраструктуры, осуществления затратных лесовосстановительных мероприятий. Учитывая, что в настоящее время подавляющее большинство лесных ресурсов находится в труднодоступных местах, весьма серьезную статью расходов лесозаготовителей составляет строительство лесных дорог, которое в России в отличие от зарубежных стран (например, Финляндии) осуществляется за счет частных арендаторов лесных участков. Из этого следует, что для эффективного освоения подобных проблемных лесных участков и тем более лесовосстановительных мероприятий арендатор должен располагать очень существенными денежными средствами, спецтехникой, штатом соответствующих специалистов. В связи с этим при проведении подобных аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков очень важной является реальность исполнения арендатором всего комплекса экономических и экологических мероприятий на долговременной основе. В условиях финансовой нестабильности экономические трудности сейчас испытывает в основном малый бизнес, для финансовой несостоятельности которого критическими могут оказаться самые незначительные изменения рыночной конъюнктуры. Учитывая, что минимальный срок договора аренды лесного участка для лесозаготовки составляет десять лет в соответствии с п. 3 ст. 72 ЛК РФ, логично предположить, что именно крупный бизнес может быть более надежным исполнителем договоров аренды лесных участков на долговременной основе, который в состоянии инвестировать существенные средства в строительство лесных дорог и осуществить необходимый достаточно затратный комплекс мероприятий по восстановлению леса. Это следует учитывать при проведении антимонопольной политики государства, которая не должна сводиться к учету поверхностных формальных и вульгарно экономических факторов. В частности, при оценке конкуренции и доминирования на рынке лесозаготовки антимонопольные органы должны адекватно оценивать факторы, влияющие на формирование лотов аукционов, на заключение договоров аренды лесных участков, в том числе экономические и экологические интересы государства на объединение нескольких лесных участков в один лот с точки зрения инвестиционной привлекательности и необходимости освоения лесных ресурсов на основе комплексного подхода.
(Шичанин А.В., Гривков О.Д., Шмырков С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)Статья 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) устанавливает комплексный подход, что требует от арендатора широкого применения инвестиций не только в освоении арендованных лесных участков, но и создание транспортной, производственно-энергетической и социальной инфраструктуры, осуществления затратных лесовосстановительных мероприятий. Учитывая, что в настоящее время подавляющее большинство лесных ресурсов находится в труднодоступных местах, весьма серьезную статью расходов лесозаготовителей составляет строительство лесных дорог, которое в России в отличие от зарубежных стран (например, Финляндии) осуществляется за счет частных арендаторов лесных участков. Из этого следует, что для эффективного освоения подобных проблемных лесных участков и тем более лесовосстановительных мероприятий арендатор должен располагать очень существенными денежными средствами, спецтехникой, штатом соответствующих специалистов. В связи с этим при проведении подобных аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков очень важной является реальность исполнения арендатором всего комплекса экономических и экологических мероприятий на долговременной основе. В условиях финансовой нестабильности экономические трудности сейчас испытывает в основном малый бизнес, для финансовой несостоятельности которого критическими могут оказаться самые незначительные изменения рыночной конъюнктуры. Учитывая, что минимальный срок договора аренды лесного участка для лесозаготовки составляет десять лет в соответствии с п. 3 ст. 72 ЛК РФ, логично предположить, что именно крупный бизнес может быть более надежным исполнителем договоров аренды лесных участков на долговременной основе, который в состоянии инвестировать существенные средства в строительство лесных дорог и осуществить необходимый достаточно затратный комплекс мероприятий по восстановлению леса. Это следует учитывать при проведении антимонопольной политики государства, которая не должна сводиться к учету поверхностных формальных и вульгарно экономических факторов. В частности, при оценке конкуренции и доминирования на рынке лесозаготовки антимонопольные органы должны адекватно оценивать факторы, влияющие на формирование лотов аукционов, на заключение договоров аренды лесных участков, в том числе экономические и экологические интересы государства на объединение нескольких лесных участков в один лот с точки зрения инвестиционной привлекательности и необходимости освоения лесных ресурсов на основе комплексного подхода.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)ЛК, помимо положений о землях, на которых располагаются леса (ст. 6), о понятии лесного участка (ст. 7), содержит специальные правовые нормы, регулирующие предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (на условиях аренды, постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования), а также проведение аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (гл. 6 и 8 ЛК).
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)ЛК, помимо положений о землях, на которых располагаются леса (ст. 6), о понятии лесного участка (ст. 7), содержит специальные правовые нормы, регулирующие предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (на условиях аренды, постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования), а также проведение аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (гл. 6 и 8 ЛК).