Арендная плата за земельные участки в государственной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Арендная плата за земельные участки в государственной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 168 ГК РФ "Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта"1.3.15. Не может быть признано недействительным условие договора об определении размера арендной платы за земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, если эта плата не соответствует правилам определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности (позиция ВС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 614 ГК РФ "Арендная плата"1.1.8. Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, являются обязательными для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не установлен федеральным законом, но подлежит установлению полномочным органом государственной власти или местного самоуправления (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применим ли при расчете регулируемой арендной платы нормативный правовой акт к периоду до того, как суд признал его недействующим
(КонсультантПлюс, 2025)Годовой расчет арендной платы за земельный участок, которую должен был уплатить ИП Чурин С.Н. как арендатор, производился в соответствии с Порядком расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п (далее - Постановление от 22.08.2011 N 469-п), а также постановлением Жирновской районной Думы Волгоградской области от 07.02.2008 N 37/190-Д "Об утверждении значений коэффициентов", с учетом постановления Губернатора Волгоградской области от 05.05.2022 N 263 "О мерах поддержки арендаторов государственного имущества Волгоградской области в условиях санкционного давления" по формуле: А = КСЗУ x Кви x Кдпр x Ккапр, где: А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка; Кдпр - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (9,81), значение установлено пунктом 6 приложения N 4 к постановлению N 37/190-Д; Ккапр - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения не предусмотрен приложением 7 к Порядку.
Применим ли при расчете регулируемой арендной платы нормативный правовой акт к периоду до того, как суд признал его недействующим
(КонсультантПлюс, 2025)Годовой расчет арендной платы за земельный участок, которую должен был уплатить ИП Чурин С.Н. как арендатор, производился в соответствии с Порядком расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п (далее - Постановление от 22.08.2011 N 469-п), а также постановлением Жирновской районной Думы Волгоградской области от 07.02.2008 N 37/190-Д "Об утверждении значений коэффициентов", с учетом постановления Губернатора Волгоградской области от 05.05.2022 N 263 "О мерах поддержки арендаторов государственного имущества Волгоградской области в условиях санкционного давления" по формуле: А = КСЗУ x Кви x Кдпр x Ккапр, где: А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка; Кдпр - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (9,81), значение установлено пунктом 6 приложения N 4 к постановлению N 37/190-Д; Ккапр - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения не предусмотрен приложением 7 к Порядку.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
Статья: Переоценка обязательства по аренде при изменении арендной платы
(Моряк Е.Н.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В ресурсоснабжающую организацию, созданную в организационно-правовой форме ООО, поступили уведомления об изменении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в связи с изменением коэффициента. Размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка и величины корректирующего коэффициента. В связи с этим организация должна в бухгалтерском учете переоценить обязательство по аренде. Необходимо ли при этом пересмотреть ставку дисконтирования? Относится ли данная ситуация к случаям, рассмотренным в п. 42, 43 МСФО (IFRS) 16 "Аренда" (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 11.07.2016 N 111н)?
(Моряк Е.Н.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В ресурсоснабжающую организацию, созданную в организационно-правовой форме ООО, поступили уведомления об изменении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в связи с изменением коэффициента. Размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка и величины корректирующего коэффициента. В связи с этим организация должна в бухгалтерском учете переоценить обязательство по аренде. Необходимо ли при этом пересмотреть ставку дисконтирования? Относится ли данная ситуация к случаям, рассмотренным в п. 42, 43 МСФО (IFRS) 16 "Аренда" (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 11.07.2016 N 111н)?
Статья: Споры об определении размера арендной платы за пользование государственным земельным участком как последствие заключения договора аренды неуполномоченным публичным субъектом
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)В статье рассмотрены последствия заключения договора аренды земельного участка в государственной собственности неуполномоченным лицом, в том числе вопрос действительности договора, установления корректного размера арендной платы, перерасчета арендной платы за предыдущий период пользования, взаимоотношений публичных субъектов по поводу уплаченной арендной платы. Гражданско-правовые отношения в указанной ситуации осложнены публичным элементом, в связи с чем анализ приведен с учетом принципов определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, а также льгот и иного регулирования, ограничивающего право сторон на самостоятельное определение размера арендной платы. Кроме того, рассмотрены некоторые процессуальные аспекты и сложности рассмотрения подобных споров.
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)В статье рассмотрены последствия заключения договора аренды земельного участка в государственной собственности неуполномоченным лицом, в том числе вопрос действительности договора, установления корректного размера арендной платы, перерасчета арендной платы за предыдущий период пользования, взаимоотношений публичных субъектов по поводу уплаченной арендной платы. Гражданско-правовые отношения в указанной ситуации осложнены публичным элементом, в связи с чем анализ приведен с учетом принципов определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, а также льгот и иного регулирования, ограничивающего право сторон на самостоятельное определение размера арендной платы. Кроме того, рассмотрены некоторые процессуальные аспекты и сложности рассмотрения подобных споров.
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется (ст. 39.7 ЗК РФ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется (ст. 39.7 ЗК РФ):
Статья: О соотношении понятий судебного усмотрения и аналогий закона и права
(Пискунов Д.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)<27> Постановление Правительства Самарской области от 6 августа 2008 г. N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов" // https://docs.cntd.ru/document/945020395.
(Пискунов Д.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)<27> Постановление Правительства Самарской области от 6 августа 2008 г. N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов" // https://docs.cntd.ru/document/945020395.
Готовое решение: НДС при аренде
(КонсультантПлюс, 2025)Если аванс перечислен в счет арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, обязанностей налогового агента по НДС у вас не возникает.
(КонсультантПлюс, 2025)Если аванс перечислен в счет арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, обязанностей налогового агента по НДС у вас не возникает.
Вопрос: Об НДС при предоставлении сервитута, а также в отношении арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
(Письмо Минфина России от 20.01.2023 N 03-07-11/3898)Вопрос: Организация в порядке пп. 2 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требуются письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.
(Письмо Минфина России от 20.01.2023 N 03-07-11/3898)Вопрос: Организация в порядке пп. 2 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требуются письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Особую значимость имеет проведение кадастровой оценки и определение кадастровой стоимости в отношении таких объектов недвижимости, как земельные участки. Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки <1>. Однако правовое значение государственной кадастровой стоимости этим не ограничивается. Так, кадастровая стоимость необходима для определения цены продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для проведения аукциона: согласно п. 12 ст. 39.11 ЗК РФ начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа либо рыночная стоимость такого земельного участка, либо кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. На основе кадастровой стоимости земельных участков рассчитывается арендная плата в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" <2> арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Особую значимость имеет проведение кадастровой оценки и определение кадастровой стоимости в отношении таких объектов недвижимости, как земельные участки. Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки <1>. Однако правовое значение государственной кадастровой стоимости этим не ограничивается. Так, кадастровая стоимость необходима для определения цены продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для проведения аукциона: согласно п. 12 ст. 39.11 ЗК РФ начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа либо рыночная стоимость такого земельного участка, либо кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. На основе кадастровой стоимости земельных участков рассчитывается арендная плата в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" <2> арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.