Аренда земель лесного фонда
Подборка наиболее важных документов по запросу Аренда земель лесного фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 72. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 72. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 542
(ред. от 23.03.2023)
"Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2020 N 61320)Зарегистрировано в Минюсте России 7 декабря 2020 г. N 61320
(ред. от 23.03.2023)
"Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2020 N 61320)Зарегистрировано в Минюсте России 7 декабря 2020 г. N 61320
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)9. Часть 9 комментируемой статьи допускает осуществление государственного кадастрового учета части лесного участка в составе земель лесного фонда в целях предоставления ее в аренду для осуществления указанных в ней задач. При этом одновременная государственная регистрация обременения лесного участка не осуществляется. Однако впоследствии государственная регистрация обременения лесного участка в указанном в комментируемой части случае осуществляется в соответствии с правилами ч. 4 ст. 14 комментируемого Федерального закона (см. комментарий к ней).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)9. Часть 9 комментируемой статьи допускает осуществление государственного кадастрового учета части лесного участка в составе земель лесного фонда в целях предоставления ее в аренду для осуществления указанных в ней задач. При этом одновременная государственная регистрация обременения лесного участка не осуществляется. Однако впоследствии государственная регистрация обременения лесного участка в указанном в комментируемой части случае осуществляется в соответствии с правилами ч. 4 ст. 14 комментируемого Федерального закона (см. комментарий к ней).
Ситуация: В каких случаях земельные участки предоставляются в собственность бесплатно?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отношении лесного участка из состава земель лесного фонда на вышеуказанных территориях установлено иное правило: по истечении четырех лет и шести месяцев со дня заключения договора безвозмездного пользования таким лесным участком он может быть предоставлен гражданину лишь в аренду. Затем, по прошествии десяти лет со дня заключения договора аренды, при условии предварительного перевода участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, участок может быть передан в собственность (ч. 6 ст. 2, ч. 13 ст. 10 Закона N 119-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отношении лесного участка из состава земель лесного фонда на вышеуказанных территориях установлено иное правило: по истечении четырех лет и шести месяцев со дня заключения договора безвозмездного пользования таким лесным участком он может быть предоставлен гражданину лишь в аренду. Затем, по прошествии десяти лет со дня заключения договора аренды, при условии предварительного перевода участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, участок может быть передан в собственность (ч. 6 ст. 2, ч. 13 ст. 10 Закона N 119-ФЗ).
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Например, приговором Абинского районного суда Краснодарского края по ч. 4 ст. 261 УК РФ осуждена генеральный директор коммерческой организации. В силу служебного положения на нее были возложены обязанности организовывать производственно-хозяйственную деятельность на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды в результате деятельности предприятия. Предметом деятельности коммерческой организации являлась обработка отходов и лома черных металлов, при осуществлении основных видов деятельности - обработка отходов резины, обработка отходов и лома пластмасс, обработка отходов и лома стекла, обработка отходов бумаги и картона, обработка прочих неметаллических отходов и лома, удаление и обработка твердых отходов, уборка территории и аналогичная деятельность, деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ. В 2011 г. подсудимая заключила договор аренды земельного участка с видом разрешенного использования - для эксплуатации свалки бытовых отходов. С июня 2015 по сентябрь 2017 г. она, действуя вразрез с правилами охраны окружающей среды, осуществила размещение бытовых отходов IV класса опасности за пределами арендованной территории на землях лесного фонда, а также на участках сельскохозяйственного назначения, принадлежащих на праве собственности другому юридическому лицу. Произошло загрязнение прилегающих к свалке земель опасными химическими веществами - мышьяком и ванадием. Кроме того, от воздействия химических элементов, попавших в почву, произошла гибель 426 деревьев, загрязнение лесной почвы. Основной причиной гибели деревьев был признан результат воздействия химических элементов, поступающих в землю с территории полигона с бытовыми отходами. Общий ущерб составил свыше 72 млн рублей. Суд установил, что в действиях подсудимой имело место нарушение норм законодательства, регламентирующих защитные сооружения свалки (полное либо частичное отсутствие ограждений, систем водоотведения), выход тела свалки за пределы выделенных участков и наличие мусора на прилегающих землях сельскохозяйственного назначения и лесного фонда. На свалке зафиксировано наличие мусора классов опасности, не соответствующих разрешенным (автомобильные покрышки, аккумуляторы, масла). Содеянное квалифицировано по ч. 1 ст. 254 и ч. 4 ст. 261 УК РФ.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Например, приговором Абинского районного суда Краснодарского края по ч. 4 ст. 261 УК РФ осуждена генеральный директор коммерческой организации. В силу служебного положения на нее были возложены обязанности организовывать производственно-хозяйственную деятельность на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды в результате деятельности предприятия. Предметом деятельности коммерческой организации являлась обработка отходов и лома черных металлов, при осуществлении основных видов деятельности - обработка отходов резины, обработка отходов и лома пластмасс, обработка отходов и лома стекла, обработка отходов бумаги и картона, обработка прочих неметаллических отходов и лома, удаление и обработка твердых отходов, уборка территории и аналогичная деятельность, деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ. В 2011 г. подсудимая заключила договор аренды земельного участка с видом разрешенного использования - для эксплуатации свалки бытовых отходов. С июня 2015 по сентябрь 2017 г. она, действуя вразрез с правилами охраны окружающей среды, осуществила размещение бытовых отходов IV класса опасности за пределами арендованной территории на землях лесного фонда, а также на участках сельскохозяйственного назначения, принадлежащих на праве собственности другому юридическому лицу. Произошло загрязнение прилегающих к свалке земель опасными химическими веществами - мышьяком и ванадием. Кроме того, от воздействия химических элементов, попавших в почву, произошла гибель 426 деревьев, загрязнение лесной почвы. Основной причиной гибели деревьев был признан результат воздействия химических элементов, поступающих в землю с территории полигона с бытовыми отходами. Общий ущерб составил свыше 72 млн рублей. Суд установил, что в действиях подсудимой имело место нарушение норм законодательства, регламентирующих защитные сооружения свалки (полное либо частичное отсутствие ограждений, систем водоотведения), выход тела свалки за пределы выделенных участков и наличие мусора на прилегающих землях сельскохозяйственного назначения и лесного фонда. На свалке зафиксировано наличие мусора классов опасности, не соответствующих разрешенным (автомобильные покрышки, аккумуляторы, масла). Содеянное квалифицировано по ч. 1 ст. 254 и ч. 4 ст. 261 УК РФ.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Схожие основания искового заявления стали предметом судебной оценки при рассмотрении другого спора (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2018 г. N Ф07-14007/17 по делу N А26-5024/2017), предметом которого являлось требование уполномоченного органа к сетевой компании (ПАО) о взыскании арендной платы по договору аренды земельного участка лесного фонда. Как следовало из материалов дела, ПАО уведомило уполномоченный орган о завершении предусмотренного договором аренды строительства линейного объекта и просило с момента ввода объекта в эксплуатацию считать договор расторгнутым и принять земельный участок обратно по акту приема-передачи. По мнению уполномоченного органа, ПАО продолжало пользоваться земельным участком в соответствии с договором, который продлен на неопределенный срок, при этом участок в установленном порядке не возвращен арендодателю. Суды первой и второй инстанций пришли к заключению об отсутствии оснований для взыскания арендной платы и отказали в иске, сославшись на положения ст. 45 ЛК РФ и п. 21, 24 Постановления N 160, предусматривающие использование земельных участков без их предоставления. При этом суды основывали свои выводы на правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 20.12.2011 N 9908/11, где подчеркивается, что в целях создания условий для безопасности граждан и эксплуатации линейных объектов предоставление лесных участков в аренду в пределах охранных зон не требуется.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Схожие основания искового заявления стали предметом судебной оценки при рассмотрении другого спора (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2018 г. N Ф07-14007/17 по делу N А26-5024/2017), предметом которого являлось требование уполномоченного органа к сетевой компании (ПАО) о взыскании арендной платы по договору аренды земельного участка лесного фонда. Как следовало из материалов дела, ПАО уведомило уполномоченный орган о завершении предусмотренного договором аренды строительства линейного объекта и просило с момента ввода объекта в эксплуатацию считать договор расторгнутым и принять земельный участок обратно по акту приема-передачи. По мнению уполномоченного органа, ПАО продолжало пользоваться земельным участком в соответствии с договором, который продлен на неопределенный срок, при этом участок в установленном порядке не возвращен арендодателю. Суды первой и второй инстанций пришли к заключению об отсутствии оснований для взыскания арендной платы и отказали в иске, сославшись на положения ст. 45 ЛК РФ и п. 21, 24 Постановления N 160, предусматривающие использование земельных участков без их предоставления. При этом суды основывали свои выводы на правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 20.12.2011 N 9908/11, где подчеркивается, что в целях создания условий для безопасности граждан и эксплуатации линейных объектов предоставление лесных участков в аренду в пределах охранных зон не требуется.
Статья: ГК РФ и недвижимость: нуждается ли Кодекс в обновлении?
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2025, N 1)Некоторые объекты недвижимости действительно поменяли свое правовое положение и перешли из категории "объект недвижимости" в категорию "часть земельного участка" в связи с изменением специального законодательства. Речь идет об изменении лесного законодательства, цель которого заключалась в переводе лесопользования на договорные основания возникновения. До 2007 года, т.е. до вступления в силу ныне действующего Лесного кодекса РФ, объектом лесных отношений выступал участок лесного фонда (древесина на корню), который не был объектом недвижимости по лесному законодательству несмотря на то, что в ст. 130 ГК РФ древесно-кустарниковая растительность фигурировала в этом качестве. Основанием возникновения права лесопользования выступал сложный фактический состав: договор аренды участка лесного фонда плюс лицензионный документ в виде лесорубочного билета, лесного билета, лесного ордера. При этом договор аренды участка лесного фонда носил публично-правовой характер и не был сделкой по ГК РФ. Перевод лесопользования на договорные основания потребовал изменить объект лесных отношений. Основным договором для осуществления лесопользования на землях лесного фонда мог быть только договор аренды, но к предмету договора аренды предъявляется такое требование, как его непотребляемость. Соответственно, если передать участок лесного фонда (древесину на корню) в аренду для целей заготовки древесины, то возвращать арендодателю будет нечего. В связи с этим вместо участка лесного фонда объектом лесных отношений стал лесной участок, т.е. земельный участок, режим которого осложнен произрастающей на нем древесно-кустарниковой растительностью. Как итог, древесно-кустарниковая растительность превратилась в часть земельного участка и была исключена из ст. 130 ГК РФ.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2025, N 1)Некоторые объекты недвижимости действительно поменяли свое правовое положение и перешли из категории "объект недвижимости" в категорию "часть земельного участка" в связи с изменением специального законодательства. Речь идет об изменении лесного законодательства, цель которого заключалась в переводе лесопользования на договорные основания возникновения. До 2007 года, т.е. до вступления в силу ныне действующего Лесного кодекса РФ, объектом лесных отношений выступал участок лесного фонда (древесина на корню), который не был объектом недвижимости по лесному законодательству несмотря на то, что в ст. 130 ГК РФ древесно-кустарниковая растительность фигурировала в этом качестве. Основанием возникновения права лесопользования выступал сложный фактический состав: договор аренды участка лесного фонда плюс лицензионный документ в виде лесорубочного билета, лесного билета, лесного ордера. При этом договор аренды участка лесного фонда носил публично-правовой характер и не был сделкой по ГК РФ. Перевод лесопользования на договорные основания потребовал изменить объект лесных отношений. Основным договором для осуществления лесопользования на землях лесного фонда мог быть только договор аренды, но к предмету договора аренды предъявляется такое требование, как его непотребляемость. Соответственно, если передать участок лесного фонда (древесину на корню) в аренду для целей заготовки древесины, то возвращать арендодателю будет нечего. В связи с этим вместо участка лесного фонда объектом лесных отношений стал лесной участок, т.е. земельный участок, режим которого осложнен произрастающей на нем древесно-кустарниковой растительностью. Как итог, древесно-кустарниковая растительность превратилась в часть земельного участка и была исключена из ст. 130 ГК РФ.
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения18.5. Действителен ли договор аренды лесного участка, не прошедшего кадастровый учет и состоящего из частей нескольких участков в составе земель лесного фонда, прошедших кадастровый учет
Статья: О некоторых проблемах, возникающих при заключении и исполнении договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Так, реализуя свое право на досрочное расторжение договора в одностороннем порядке, предусмотренное договором с обществом и частью 8 статьи 51 ЛК РФ, Министерство лесного хозяйства Красноярского края расторгло договор аренды лесных участков, оформленное уведомлением общества об одностороннем отказе от исполнения обязательств по этому договору. Общество обратилось в суд с иском о признании указанной сделки (о расторжении договора аренды) недействительной, ссылаясь, в частности, на часть 4 статьи 71 ЛК РФ о применимости к указанным отношениям положений об аренде, предусмотренных ЗК РФ, а именно частью 9 статьи 22: "...досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором". Однако в отличие от других земельных участков особенностью правового регулирования вопросов заключения, изменения и расторжения договоров аренды земельных участков лесного фонда или лесных участков является то, что нормы ЗК РФ об аренде применяются только в том случае, если иное не установлено ЛК РФ. Именно поэтому, несмотря на то что срок договора аренды лесных участков в большинстве случаев превышает пять лет, правило о возможности досрочного расторжения такого договора по требованию арендодателя при существенном нарушении договора арендатором в судебном порядке не действует. Более того, как показывает практика, в договорах аренды прописано право арендодателя в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды при неисполнении условий договора арендатором (при этом не уточняется, что это должны быть существенные условия), и такое положение договора не является нарушением законодательства, в том числе земельного, так как в соответствии с пунктом 27 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 января 2002 года N 66 "в договоре аренды могут быть предусмотрены основания отказа арендодателя от исполнения договора и его расторжения во внесудебном порядке, в том числе связанные с нарушением арендатором того или иного условия договора" <8>.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Так, реализуя свое право на досрочное расторжение договора в одностороннем порядке, предусмотренное договором с обществом и частью 8 статьи 51 ЛК РФ, Министерство лесного хозяйства Красноярского края расторгло договор аренды лесных участков, оформленное уведомлением общества об одностороннем отказе от исполнения обязательств по этому договору. Общество обратилось в суд с иском о признании указанной сделки (о расторжении договора аренды) недействительной, ссылаясь, в частности, на часть 4 статьи 71 ЛК РФ о применимости к указанным отношениям положений об аренде, предусмотренных ЗК РФ, а именно частью 9 статьи 22: "...досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором". Однако в отличие от других земельных участков особенностью правового регулирования вопросов заключения, изменения и расторжения договоров аренды земельных участков лесного фонда или лесных участков является то, что нормы ЗК РФ об аренде применяются только в том случае, если иное не установлено ЛК РФ. Именно поэтому, несмотря на то что срок договора аренды лесных участков в большинстве случаев превышает пять лет, правило о возможности досрочного расторжения такого договора по требованию арендодателя при существенном нарушении договора арендатором в судебном порядке не действует. Более того, как показывает практика, в договорах аренды прописано право арендодателя в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды при неисполнении условий договора арендатором (при этом не уточняется, что это должны быть существенные условия), и такое положение договора не является нарушением законодательства, в том числе земельного, так как в соответствии с пунктом 27 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 января 2002 года N 66 "в договоре аренды могут быть предусмотрены основания отказа арендодателя от исполнения договора и его расторжения во внесудебном порядке, в том числе связанные с нарушением арендатором того или иного условия договора" <8>.