Аренда муниципального имущества капитальный ремонт
Подборка наиболее важных документов по запросу Аренда муниципального имущества капитальный ремонт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 4 "Объекты концессионного соглашения" Федерального закона "О концессионных соглашениях""Как верно указали суды, из системного толкования норм части 1 статьи 3, пункта 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях следует, что в рамках концессионного соглашения объекты коммунального хозяйства подлежат реконструированию силами и средствами концессионера, в то время как условия оспариваемого договора аренды, в частности, предоставляющие арендатору право на проведение за собственный счет капитального ремонта муниципального имущества, не позволяют отнести данный договор к концессионным соглашениям."
Важнейшая практика по ст. 616 ГК РФ Когда на практике арендатор обязан проводить текущий или капитальный ремонт арендуемого имущества?
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заключить договор на торгах
(КонсультантПлюс, 2025)Конкурс выигрывает тот, кто по заключению конкурсной комиссии предложил лучшие условия (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Это значит, что учитывается не только цена, но и другие критерии. Например, при выборе арендатора государственного или муниципального имущества могут учитываться, в частности, сроки реконструкции или капитального (текущего) ремонта объекта, если реконструкция или ремонт предусмотрены в конкурсной документации (пп. 1 п. 70 Порядка проведения конкурсов или аукционов, утв. Приказом ФАС России от 21.03.2023 N 147/23).
(КонсультантПлюс, 2025)Конкурс выигрывает тот, кто по заключению конкурсной комиссии предложил лучшие условия (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Это значит, что учитывается не только цена, но и другие критерии. Например, при выборе арендатора государственного или муниципального имущества могут учитываться, в частности, сроки реконструкции или капитального (текущего) ремонта объекта, если реконструкция или ремонт предусмотрены в конкурсной документации (пп. 1 п. 70 Порядка проведения конкурсов или аукционов, утв. Приказом ФАС России от 21.03.2023 N 147/23).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендатор требовать возмещения стоимости капремонта арендованного имущества, если по договору аренды он обязан осуществить ремонт без зачета или возмещения затрат
(КонсультантПлюс, 2025)В данном случае контрагенты в договоре аренды от 31.08.2011 N 14 (пункты 4.1.14, 4.1.17) предусмотрели обязанность арендатора проводить текущий и капитальный ремонт муниципального имущества, переданного в аренду, и выполнить обязательства по ремонту, реконструкции, модернизации арендуемого имущества, в том числе котельной поселка Каменка, улица Николаева.
Вправе ли арендатор требовать возмещения стоимости капремонта арендованного имущества, если по договору аренды он обязан осуществить ремонт без зачета или возмещения затрат
(КонсультантПлюс, 2025)В данном случае контрагенты в договоре аренды от 31.08.2011 N 14 (пункты 4.1.14, 4.1.17) предусмотрели обязанность арендатора проводить текущий и капитальный ремонт муниципального имущества, переданного в аренду, и выполнить обязательства по ремонту, реконструкции, модернизации арендуемого имущества, в том числе котельной поселка Каменка, улица Николаева.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5) в реестре недобросовестных поставщиков, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", отсутствуют сведения о юридическом лице - застройщике (в том числе о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица) в части исполнения им обязательств, предусмотренных контрактами или договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства или организации таких строительства, реконструкции и капитального ремонта либо приобретение у юридического лица жилых помещений;
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5) в реестре недобросовестных поставщиков, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", отсутствуют сведения о юридическом лице - застройщике (в том числе о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица) в части исполнения им обязательств, предусмотренных контрактами или договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства или организации таких строительства, реконструкции и капитального ремонта либо приобретение у юридического лица жилых помещений;
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)1. Арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан:
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)1. Арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан:
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Требуется ли согласие арендодателя на устранение арендатором недостатков имущества по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Арендодатель дал согласие на проведение капитального ремонта помещений и зачет стоимости ремонтных работ в счет арендной платы, что следует из приказа Управления муниципальной собственности администрации г. Краснодара от 06.08.2002 N 549, а также последующего поведения арендодателя, частично засчитавшего затраты предпринимателя на капитальный ремонт в счет арендной платы. Из положений статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации не следует, что такое согласие требуется. В соответствии с названной статьей право на удержание суммы понесенных расходов на устранение недостатков полученного имущества возникает у арендатора после уведомления об этом арендодателя.
Требуется ли согласие арендодателя на устранение арендатором недостатков имущества по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Арендодатель дал согласие на проведение капитального ремонта помещений и зачет стоимости ремонтных работ в счет арендной платы, что следует из приказа Управления муниципальной собственности администрации г. Краснодара от 06.08.2002 N 549, а также последующего поведения арендодателя, частично засчитавшего затраты предпринимателя на капитальный ремонт в счет арендной платы. Из положений статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации не следует, что такое согласие требуется. В соответствии с названной статьей право на удержание суммы понесенных расходов на устранение недостатков полученного имущества возникает у арендатора после уведомления об этом арендодателя.
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, соглашение об установлении которого заключено с арендатором или землепользователем такого участка, не может превышать срок действия договора аренды или безвозмездного пользования (п. 4 ст. 39.24 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, соглашение об установлении которого заключено с арендатором или землепользователем такого участка, не может превышать срок действия договора аренды или безвозмездного пользования (п. 4 ст. 39.24 ЗК РФ).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Нужно ли согласовать с арендодателем виды и стоимость работ по капитальному ремонту, если по условиям договора аренды его может или обязан выполнять арендатор
(КонсультантПлюс, 2025)"...Отклоняя довод истца о наличии оснований для расторжения договора ввиду проведения арендатором реконструкции здания без согласия собственника, суды, руководствуясь положениями ст. 616, 623 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно указали на то, что, передавая арендатору имущество с возложением на него обязанности провести в нем капитальный ремонт и переоборудование (п. 1.2, 3.3, 4.3.1 договора аренды, акт приема-передачи), Управление муниципальной собственности выразило свою волю на проведение данных работ, что исключает необходимость дополнительного согласования с арендодателем конкретного вида и стоимости работ. Кроме того, пункт 8.3 спорного договора не содержит в качестве оснований для расторжения договора в одностороннем порядке производство арендатором работ по перепланировке помещения и производство неотделимых улучшений без согласия арендодателя. Правовые последствия осуществления неотделимых улучшений предусмотрены в ст. 623 Гражданского кодекса Российской Федерации..."
Нужно ли согласовать с арендодателем виды и стоимость работ по капитальному ремонту, если по условиям договора аренды его может или обязан выполнять арендатор
(КонсультантПлюс, 2025)"...Отклоняя довод истца о наличии оснований для расторжения договора ввиду проведения арендатором реконструкции здания без согласия собственника, суды, руководствуясь положениями ст. 616, 623 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно указали на то, что, передавая арендатору имущество с возложением на него обязанности провести в нем капитальный ремонт и переоборудование (п. 1.2, 3.3, 4.3.1 договора аренды, акт приема-передачи), Управление муниципальной собственности выразило свою волю на проведение данных работ, что исключает необходимость дополнительного согласования с арендодателем конкретного вида и стоимости работ. Кроме того, пункт 8.3 спорного договора не содержит в качестве оснований для расторжения договора в одностороннем порядке производство арендатором работ по перепланировке помещения и производство неотделимых улучшений без согласия арендодателя. Правовые последствия осуществления неотделимых улучшений предусмотрены в ст. 623 Гражданского кодекса Российской Федерации..."
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения" (с учетом материалов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации)
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)<82> Это подтверждается и данными КСО. В рамках экспертно-аналитического мероприятия, проведенного КСО Челябинской области, "КС от 26 октября 2023 г. N б/н, заключенным между муниципальным образованием "Ларинское сельское поселение" (Уйский район, концедент) и ООО "ПрофМонтаж" (ИНН 7451429050, концессионер), предусмотрено выполнение реконструкции систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (котельная). Вместе с тем концедент обязуется произвести замену котла N 4 КВ-2/95ГГВ-МГП-200 при наличии районного, областного или иного финансирования бюджета Ларинского поселения. Концессионер обязуется проводить капитальный и текущий ремонты и содержание оборудования, осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии на территории муниципального образования "Ларинское сельское поселение" Уйского муниципального района Челябинской области с использованием объекта Соглашения. Таким образом, фактически заключен договор аренды муниципального имущества".
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)<82> Это подтверждается и данными КСО. В рамках экспертно-аналитического мероприятия, проведенного КСО Челябинской области, "КС от 26 октября 2023 г. N б/н, заключенным между муниципальным образованием "Ларинское сельское поселение" (Уйский район, концедент) и ООО "ПрофМонтаж" (ИНН 7451429050, концессионер), предусмотрено выполнение реконструкции систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (котельная). Вместе с тем концедент обязуется произвести замену котла N 4 КВ-2/95ГГВ-МГП-200 при наличии районного, областного или иного финансирования бюджета Ларинского поселения. Концессионер обязуется проводить капитальный и текущий ремонты и содержание оборудования, осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии на территории муниципального образования "Ларинское сельское поселение" Уйского муниципального района Челябинской области с использованием объекта Соглашения. Таким образом, фактически заключен договор аренды муниципального имущества".
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Относятся ли к капремонту по договору аренды работы по смене изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замене их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о необходимости досрочного расторжения договора аренды муниципального имущества на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 619 ГК РФ ввиду того, что предприниматель не производит капитальный ремонт переданного в аренду муниципального имущества.
Относятся ли к капремонту по договору аренды работы по смене изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замене их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о необходимости досрочного расторжения договора аренды муниципального имущества на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 619 ГК РФ ввиду того, что предприниматель не производит капитальный ремонт переданного в аренду муниципального имущества.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Возмещаются ли расходы арендатора на капремонт имущества по договору аренды, проведенный без согласия арендодателя
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исковые требования мотивированы тем, что ООО "Ижстройсервис" является арендатором муниципального имущества, которое в силу своих эксплуатационных свойств является источником повышенной опасности; имело значительную степень износа и в процессе эксплуатации общество столкнулось с необходимостью проведения экстренных ремонтных работ для ликвидации аварийных ситуаций. Администрация при заключении договора и передаче имущества брала на себя обязанности по финансированию капитального ремонта имущества, однако в дальнейшем от производства ремонтных работ и финансирования отказалась. В целях ликвидации чрезвычайных ситуаций ООО "Ижстройсервис", за счет собственных средств, произвело работы по капитальному ремонту арендованного имущества.
Возмещаются ли расходы арендатора на капремонт имущества по договору аренды, проведенный без согласия арендодателя
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исковые требования мотивированы тем, что ООО "Ижстройсервис" является арендатором муниципального имущества, которое в силу своих эксплуатационных свойств является источником повышенной опасности; имело значительную степень износа и в процессе эксплуатации общество столкнулось с необходимостью проведения экстренных ремонтных работ для ликвидации аварийных ситуаций. Администрация при заключении договора и передаче имущества брала на себя обязанности по финансированию капитального ремонта имущества, однако в дальнейшем от производства ремонтных работ и финансирования отказалась. В целях ликвидации чрезвычайных ситуаций ООО "Ижстройсервис", за счет собственных средств, произвело работы по капитальному ремонту арендованного имущества.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)- реестр недобросовестных подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (см. Приказ ФАС России от 26.12.2018 N 1871/18 <2>);
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)- реестр недобросовестных подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (см. Приказ ФАС России от 26.12.2018 N 1871/18 <2>);
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2.39. В соответствии с подп. 40 п. 2 комментируемой статьи допускается предоставление земельного участка в аренду без торгов для обеспечения выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, включенных в программу деятельности публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства".
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2.39. В соответствии с подп. 40 п. 2 комментируемой статьи допускается предоставление земельного участка в аренду без торгов для обеспечения выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, включенных в программу деятельности публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства".