Аренда муниципального имущества без торгов
Подборка наиболее важных документов по запросу Аренда муниципального имущества без торгов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 39.7 ЗК РФ "Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности"3. Позиции о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов (п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ)
Перечень позиций высших судов к ст. 168 ГК РФ "Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта"1.2.5.2. Если договор аренды государственного (муниципального) имущества заключен без проведения торгов на право заключения договора, условие о взимании платы за такое право ничтожно (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения10. Заключение договоров аренды государственного (муниципального) имущества на новый срок без проведения торгов
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли заключить договор перенайма публичного имущества, переданного по договору аренды, без проведения конкурса или аукциона
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем суд первой инстанции пришел к выводу, что статья 17.1 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ) не предусматривает возможность заключения договоров о переходе прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, без проведения процедуры торгов, за исключением ряда случаев. При этом судом установлено, что ни под одно из исключений, предусмотренных указанной статьей, спорное правоотношение не подпадает, доказательств обратному департаментом не было представлено. Учитывая, что согласование переуступки права аренды муниципального имущества привело к предоставлению новому арендатору - ООО "УК "Елизаровское" преимуществ перед другими хозяйствующими субъектами в виде предоставления права аренды муниципального имущества без торгов, суд первой инстанции отказал департаменту в удовлетворении требования о признании недействительными решения и предписания управления от 14.06.2011 N 05-10/91-11.
Можно ли заключить договор перенайма публичного имущества, переданного по договору аренды, без проведения конкурса или аукциона
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем суд первой инстанции пришел к выводу, что статья 17.1 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ) не предусматривает возможность заключения договоров о переходе прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, без проведения процедуры торгов, за исключением ряда случаев. При этом судом установлено, что ни под одно из исключений, предусмотренных указанной статьей, спорное правоотношение не подпадает, доказательств обратному департаментом не было представлено. Учитывая, что согласование переуступки права аренды муниципального имущества привело к предоставлению новому арендатору - ООО "УК "Елизаровское" преимуществ перед другими хозяйствующими субъектами в виде предоставления права аренды муниципального имущества без торгов, суд первой инстанции отказал департаменту в удовлетворении требования о признании недействительными решения и предписания управления от 14.06.2011 N 05-10/91-11.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 74. Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 74. Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов
Вопрос: Возможно ли заключение договора аренды государственного (муниципального) имущества без проведения торгов на основании пункта 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с тем же лицом, с которым ранее был заключен договор на основании данного пункта?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)<3> Воспользоваться программой могут субъекты МСП и плательщики налога на профессиональный доход, ею предусмотрена аренда муниципального имущества без проведения торгов по льготной цене 1 руб. за 1 кв. м. Основными условиями являются нахождение имущества в состоянии, требующем ремонта (не менее 80% износа), а также осуществление ремонта арендатором в течение 1,5 лет, реконструкции - в течение трех лет; отсутствие у арендатора задолженности по налогам и обязательным платежам, а также иные требования, установленные муниципальными нормативно-правовыми актами.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)<3> Воспользоваться программой могут субъекты МСП и плательщики налога на профессиональный доход, ею предусмотрена аренда муниципального имущества без проведения торгов по льготной цене 1 руб. за 1 кв. м. Основными условиями являются нахождение имущества в состоянии, требующем ремонта (не менее 80% износа), а также осуществление ремонта арендатором в течение 1,5 лет, реконструкции - в течение трех лет; отсутствие у арендатора задолженности по налогам и обязательным платежам, а также иные требования, установленные муниципальными нормативно-правовыми актами.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
Ситуация: Может ли ветеран боевых действий приобрести земельный участок на льготных условиях?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Федеральным законодательством ветеранам боевых действий предоставляется первоочередное право на приобретение садовых или огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов (пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ; пп. 7 п. 1, пп. 3 п. 2, пп. 2 п. 3 ст. 16 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Федеральным законодательством ветеранам боевых действий предоставляется первоочередное право на приобретение садовых или огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов (пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ; пп. 7 п. 1, пп. 3 п. 2, пп. 2 п. 3 ст. 16 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)11, 12. В ч. 11 комментируемой статьи говорится о последствиях одностороннего отказа одного или нескольких правообладателей от договора (исполнения договора) на комплексное развития территории по инициативе правообладателей. В этом случае договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного таким правообладателям в аренду без проведения торгов в целях строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, расторгается по требованию арендодателя в соответствии с земельным законодательством. При этом отчуждение объекта незавершенного строительства (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), расположенного на таком земельном участке, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)11, 12. В ч. 11 комментируемой статьи говорится о последствиях одностороннего отказа одного или нескольких правообладателей от договора (исполнения договора) на комплексное развития территории по инициативе правообладателей. В этом случае договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного таким правообладателям в аренду без проведения торгов в целях строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, расторгается по требованию арендодателя в соответствии с земельным законодательством. При этом отчуждение объекта незавершенного строительства (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), расположенного на таком земельном участке, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Кроме того, в подп. 3 п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ закреплено, что, если иное не установлено ЗК РФ или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Кроме того, в подп. 3 п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ закреплено, что, если иное не установлено ЗК РФ или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Готовое решение: Как признать договор аренды недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)По недействительности, как правило, оспаривают аренду недвижимого имущества. Существует ряд специальных оснований, по которым в основном признается недействительным такой договор. Например, если он составлен не в форме одного документа, подписанного обеими сторонами, или если государственное или муниципальное имущество предоставлено в аренду без проведения торгов. В отношении публичного земельного участка самое частое основание - нарушение порядка его передачи в аренду.
(КонсультантПлюс, 2025)По недействительности, как правило, оспаривают аренду недвижимого имущества. Существует ряд специальных оснований, по которым в основном признается недействительным такой договор. Например, если он составлен не в форме одного документа, подписанного обеими сторонами, или если государственное или муниципальное имущество предоставлено в аренду без проведения торгов. В отношении публичного земельного участка самое частое основание - нарушение порядка его передачи в аренду.
Путеводитель по договорной работе. Аренда. Общие положения. Рекомендации по заключению, изменению, расторжению договора14.1.1. Условия реализации преимущественного права