Аффилированные лица в соответствии с антимонопольным законодательством
Подборка наиболее важных документов по запросу Аффилированные лица в соответствии с антимонопольным законодательством (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая регламентация группы лиц как единого хозяйствующего субъекта по законодательству России
(Паращук С.А.)
("Предпринимательское право", 2024, N 2)Однако важно отметить, что при осуществлении антимонопольного контроля категория "аффилированные лица" неизбежно используется в антимонопольном законодательстве. Например, согласно ч. 5 ст. 6 Закона о защите конкуренции в рамках антимонопольного контроля и недопущения монопольно высоких цен на бирже хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, аккредитованный и (или) участвующий в торгах, предоставляет бирже список аффилированных лиц в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом <11>.
(Паращук С.А.)
("Предпринимательское право", 2024, N 2)Однако важно отметить, что при осуществлении антимонопольного контроля категория "аффилированные лица" неизбежно используется в антимонопольном законодательстве. Например, согласно ч. 5 ст. 6 Закона о защите конкуренции в рамках антимонопольного контроля и недопущения монопольно высоких цен на бирже хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, аккредитованный и (или) участвующий в торгах, предоставляет бирже список аффилированных лиц в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом <11>.
Статья: Пределы личного исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 3)Важно добавить, что в целях телеологического толкования специальной нормы ч. 2 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ не следует ограничиваться буквальным содержанием понятийного аппарата ГК РФ. По смыслу п. 1 ст. 67.3 ГК РФ основным по отношению к дочернему обществу может быть хозяйственное общество или товарищество. Однако такое дихотомическое деление ("основное - дочернее", "товарищество, общество - общество") используется исключительно для целей определения наличия оснований для привлечения к субсидиарной и солидарной ответственности основного общества или товарищества, но не для других целей (п. 2 ст. 67.3 ГК РФ). В связи с этим дочерние общества по смыслу ч. 2 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ следует понимать как любые общества, чьи решения определяются учредителем. Предложения по расширительному толкованию "дочерности" по аналогии с антимонопольным законодательством и понятием аффилированных лиц высказываются и в современной юридической науке <9>.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 3)Важно добавить, что в целях телеологического толкования специальной нормы ч. 2 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ не следует ограничиваться буквальным содержанием понятийного аппарата ГК РФ. По смыслу п. 1 ст. 67.3 ГК РФ основным по отношению к дочернему обществу может быть хозяйственное общество или товарищество. Однако такое дихотомическое деление ("основное - дочернее", "товарищество, общество - общество") используется исключительно для целей определения наличия оснований для привлечения к субсидиарной и солидарной ответственности основного общества или товарищества, но не для других целей (п. 2 ст. 67.3 ГК РФ). В связи с этим дочерние общества по смыслу ч. 2 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ следует понимать как любые общества, чьи решения определяются учредителем. Предложения по расширительному толкованию "дочерности" по аналогии с антимонопольным законодательством и понятием аффилированных лиц высказываются и в современной юридической науке <9>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"Для целей настоящей части, части 5 статьи 17, а также части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона экспортеры, импортеры, российские производители и иные лица считаются связанными между собой, если они признаются аффилированными лицами в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
(ред. от 08.12.2020)
"О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"Для целей настоящей части, части 5 статьи 17, а также части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона экспортеры, импортеры, российские производители и иные лица считаются связанными между собой, если они признаются аффилированными лицами в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;
Статья: Правосубъектность отдельных правовых образований
(Османова Д.О.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)На национальном уровне подобная необходимость также объясняется тем, что аналогичные предпринимательским группам объединения встречаются в иных отраслях законодательства и права: банковская группа в законодательстве о банковской деятельности (ст. 4 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <11>); взаимосвязанные лица в налоговом законодательстве (ст. 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации <12>), аффилированные лица в корпоративном праве и антимонопольном законодательстве (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <13>). Тем самым признак коллективности формирует необходимость выявления подобных правосубъектных образований в разных областях права.
(Османова Д.О.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)На национальном уровне подобная необходимость также объясняется тем, что аналогичные предпринимательским группам объединения встречаются в иных отраслях законодательства и права: банковская группа в законодательстве о банковской деятельности (ст. 4 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <11>); взаимосвязанные лица в налоговом законодательстве (ст. 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации <12>), аффилированные лица в корпоративном праве и антимонопольном законодательстве (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <13>). Тем самым признак коллективности формирует необходимость выявления подобных правосубъектных образований в разных областях права.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Позднее правовые положения указанных категорий нашли свое закрепление и развитие в антимонопольном законодательстве при характеристике аффилированных лиц (в Законе РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <359>) и установлении нормативных критериев "группы лиц" (в рамках Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <360> (далее - Закон о защите конкуренции). Однако признание аффилированным лицом на основании критерия "группа лиц" является одним из сложных в правоприменительной практике, так как связано с фактическим определением и необходимостью доказывания действия в едином экономическом интересе всех лиц, входящих в одну группу на основаниях, предусмотренных ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Позднее правовые положения указанных категорий нашли свое закрепление и развитие в антимонопольном законодательстве при характеристике аффилированных лиц (в Законе РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <359>) и установлении нормативных критериев "группы лиц" (в рамках Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <360> (далее - Закон о защите конкуренции). Однако признание аффилированным лицом на основании критерия "группа лиц" является одним из сложных в правоприменительной практике, так как связано с фактическим определением и необходимостью доказывания действия в едином экономическом интересе всех лиц, входящих в одну группу на основаниях, предусмотренных ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.