Административный надзор при условно-досрочном освобождении
Подборка наиболее важных документов по запросу Административный надзор при условно-досрочном освобождении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 23.05.2024 по делу N 33а-1003/2024 (УИД 13RS0011-01-2024-000604-29)
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Решение: Удовлетворено.Доводы административного ответчика о том, что установление административного надзора лишает его возможности осуществления его прав, закрепленных статьями 79 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания), основаны на неверном толковании норм материального права и не свидетельствуют об ошибочности выводов суда, в связи с чем отклоняются судебной коллегией.
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Решение: Удовлетворено.Доводы административного ответчика о том, что установление административного надзора лишает его возможности осуществления его прав, закрепленных статьями 79 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания), основаны на неверном толковании норм материального права и не свидетельствуют об ошибочности выводов суда, в связи с чем отклоняются судебной коллегией.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2022 N 88а-34636/2022 по делу N 2а-437/2022 (УИД 71RS0004-01-2022-000842-47)
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Обстоятельства: Ответчик, освобожденный из мест лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления.
Решение: Удовлетворено в части.В кассационной жалобе заявитель указывает на необоснованное обращение с административным иском об установлении в отношении него административного надзора спустя продолжительный период времени со дня его условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы. Вместе с тем указанные заявителем в жалобе обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии оснований для установления в отношении него административного надзора и не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Обстоятельства: Ответчик, освобожденный из мест лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления.
Решение: Удовлетворено в части.В кассационной жалобе заявитель указывает на необоснованное обращение с административным иском об установлении в отношении него административного надзора спустя продолжительный период времени со дня его условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы. Вместе с тем указанные заявителем в жалобе обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии оснований для установления в отношении него административного надзора и не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовно-правовые основы оперативно-разыскного контроля органов внутренних дел за лицами, склонными к совершению преступлений
(Бабушкин А.А.)
("Российский следователь", 2024, N 10)На различных площадках нами неоднократно озвучивалось, что действующие законодательные нормы об административном надзоре, условном осуждении и условно-досрочном освобождении, а также о правовых последствиях судимости могли бы эффективнее использоваться в целях профилактики преступлений при наличии должного оперативно-разыскного обеспечения <6>.
(Бабушкин А.А.)
("Российский следователь", 2024, N 10)На различных площадках нами неоднократно озвучивалось, что действующие законодательные нормы об административном надзоре, условном осуждении и условно-досрочном освобождении, а также о правовых последствиях судимости могли бы эффективнее использоваться в целях профилактики преступлений при наличии должного оперативно-разыскного обеспечения <6>.
Статья: Административный надзор как средство профилактики: проблемы правоприменения и дальнейшее развитие
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Помимо этого, действующим федеральным законодательством на исправительные учреждения не возложена обязанность по уведомлению органов внутренних дел об осужденных к лишению свободы, подпадающих под административный надзор и освобождающихся досрочно (условно-досрочно; по замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; вследствие тяжелой болезни, препятствующей отбыванию наказания), тогда как механизм уведомления органа внутренних дел в подобных случаях об окончании срока наказания у осужденных к ограничению свободы уголовно-исполнительной инспекцией установлен в ч. 1.1 ст. 54 УИК.
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Помимо этого, действующим федеральным законодательством на исправительные учреждения не возложена обязанность по уведомлению органов внутренних дел об осужденных к лишению свободы, подпадающих под административный надзор и освобождающихся досрочно (условно-досрочно; по замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; вследствие тяжелой болезни, препятствующей отбыванию наказания), тогда как механизм уведомления органа внутренних дел в подобных случаях об окончании срока наказания у осужденных к ограничению свободы уголовно-исполнительной инспекцией установлен в ч. 1.1 ст. 54 УИК.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"9. Лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. В таких случаях административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"9. Лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. В таких случаях административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации, за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно, а также в связи с исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию, по запросу органов внутренних дел в связи с осуществлением административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, либо в связи с участием в наблюдении за лицами, больными алкоголизмом и (или) наркоманией и представляющими опасность для окружающих, за лицами, страдающими хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в отношении которых установлено диспансерное наблюдение в связи со склонностью таких лиц к совершению общественно опасных действий, в целях предупреждения совершения указанными лицами преступлений и административных правонарушений, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о совершенных лицами, страдающими хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в отношении которых установлено диспансерное наблюдение в связи со склонностью таких лиц к совершению общественно опасных действий, преступлениях, административных правонарушениях и о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации, за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно, а также в связи с исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию, по запросу органов внутренних дел в связи с осуществлением административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, либо в связи с участием в наблюдении за лицами, больными алкоголизмом и (или) наркоманией и представляющими опасность для окружающих, за лицами, страдающими хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в отношении которых установлено диспансерное наблюдение в связи со склонностью таких лиц к совершению общественно опасных действий, в целях предупреждения совершения указанными лицами преступлений и административных правонарушений, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о совершенных лицами, страдающими хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в отношении которых установлено диспансерное наблюдение в связи со склонностью таких лиц к совершению общественно опасных действий, преступлениях, административных правонарушениях и о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;
Статья: Некоторые вопросы, возникающие в связи с рассмотрением материала о снятии судимости с осужденного
(Осодоева Н.В.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)Так, к ходатайству, как правило, осужденные приобщают копии приговоров, по которым хотят снять судимость досрочно. Указанное необходимо для направления запроса в суд, рассматривавший уголовное дело по существу, с целью выяснения и получения данных о потерпевших для дальнейшего извещения о дате, времени и месте судебного заседания, а также для истребования материалов из соответствующих органов и учреждений, определения, какое наказание было назначено осужденному, где он его отбывает, освобожден ли он условно-досрочно, и если в отношении его был установлен административный надзор. Запросив и получив данные, суд назначает судебное заседание. О дате, времени и месте судебного заседания участники (осужденный, защитник, прокурор, потерпевший, представитель органа или учреждения) уведомляются за 14 суток, при этом участие осужденного в судебном заседании обязательно. Затем суд открывает судебное заседание. После этого секретарь судебного заседания докладывает о явке лиц. Затем председательствующий устанавливает личность осужденного, анализирует его анкетные данные в приговоре, который был ранее вынесен в отношении его. После чего суд разъясняет участникам судебного заседания право заявления отвода. Если отводов не заявлено, то в дальнейшем суд разъясняет участникам судебного заседания их права и обязанности. После разъяснения прав и обязанностей суд переходит к разрешению ходатайств и выяснению вопроса о продолжении судебного заседания в отсутствие неявившихся лиц. Далее суд заслушивает осужденного по его ходатайству о снятии судимости. На практике, как правило, осужденные поддерживают свое ходатайство в полном объеме и просят снять с них судимость по приговору суда, в обоснование своих доводов дают пояснения, из которых следует, что они характеризуются положительно, порядок и режим отбывания наказания они не нарушают, в настоящее время трудоустроены, социальные связи ими не утрачены, поэтому оказывают помощь в быту своим близким и родным. Затем суд оглашает поступившие материалы. При этом суд исследует копию приговора суда, обращает детально внимание на наказание, назначенное судом по этому приговору, регистрационные листы, свидетельствующие о явке осужденного в соответствующие органы и учреждения, данные, указывающие на проведение бесед с осужденным, требование ИЦ МВД по субъекту Российской Федерации с целью выяснения, привлекался ли осужденный после вынесения приговора к административной или уголовной ответственности, справки-характеристики участковых уполномоченных полиции, характеристики по месту работы в случае трудоустройства осужденного, характеристики из Центра занятости, а также иные данные, свидетельствующие о положительном поведении осужденного, например об участии в боевых действиях, об уходе за престарелыми родителями, об уходе за близкими и родными, об участии в воспитании своих несовершеннолетних детей, об оказании помощи своей сожительнице и ее детям, о возмещении материального ущерба и морального вреда по приговору суда, о прохождении лечения по приговору суда, об оказании помощи потерпевшей и др.
(Осодоева Н.В.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)Так, к ходатайству, как правило, осужденные приобщают копии приговоров, по которым хотят снять судимость досрочно. Указанное необходимо для направления запроса в суд, рассматривавший уголовное дело по существу, с целью выяснения и получения данных о потерпевших для дальнейшего извещения о дате, времени и месте судебного заседания, а также для истребования материалов из соответствующих органов и учреждений, определения, какое наказание было назначено осужденному, где он его отбывает, освобожден ли он условно-досрочно, и если в отношении его был установлен административный надзор. Запросив и получив данные, суд назначает судебное заседание. О дате, времени и месте судебного заседания участники (осужденный, защитник, прокурор, потерпевший, представитель органа или учреждения) уведомляются за 14 суток, при этом участие осужденного в судебном заседании обязательно. Затем суд открывает судебное заседание. После этого секретарь судебного заседания докладывает о явке лиц. Затем председательствующий устанавливает личность осужденного, анализирует его анкетные данные в приговоре, который был ранее вынесен в отношении его. После чего суд разъясняет участникам судебного заседания право заявления отвода. Если отводов не заявлено, то в дальнейшем суд разъясняет участникам судебного заседания их права и обязанности. После разъяснения прав и обязанностей суд переходит к разрешению ходатайств и выяснению вопроса о продолжении судебного заседания в отсутствие неявившихся лиц. Далее суд заслушивает осужденного по его ходатайству о снятии судимости. На практике, как правило, осужденные поддерживают свое ходатайство в полном объеме и просят снять с них судимость по приговору суда, в обоснование своих доводов дают пояснения, из которых следует, что они характеризуются положительно, порядок и режим отбывания наказания они не нарушают, в настоящее время трудоустроены, социальные связи ими не утрачены, поэтому оказывают помощь в быту своим близким и родным. Затем суд оглашает поступившие материалы. При этом суд исследует копию приговора суда, обращает детально внимание на наказание, назначенное судом по этому приговору, регистрационные листы, свидетельствующие о явке осужденного в соответствующие органы и учреждения, данные, указывающие на проведение бесед с осужденным, требование ИЦ МВД по субъекту Российской Федерации с целью выяснения, привлекался ли осужденный после вынесения приговора к административной или уголовной ответственности, справки-характеристики участковых уполномоченных полиции, характеристики по месту работы в случае трудоустройства осужденного, характеристики из Центра занятости, а также иные данные, свидетельствующие о положительном поведении осужденного, например об участии в боевых действиях, об уходе за престарелыми родителями, об уходе за близкими и родными, об участии в воспитании своих несовершеннолетних детей, об оказании помощи своей сожительнице и ее детям, о возмещении материального ущерба и морального вреда по приговору суда, о прохождении лечения по приговору суда, об оказании помощи потерпевшей и др.
Статья: К вопросу о совершенствовании некоторых правил и ограничений административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Дугенец А.С., Самойлова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Отметим, что на современном этапе развития нашего общества все чаще применяются меры наказания, не связанные с лишением свободы, что говорит о некоторой гуманизации уголовных наказаний. Однако часть осужденных, к которым применялась мера наказания без лишения свободы, восприняла подобное стремление уголовной политики как либерализацию и, оставаясь бесконтрольно на свободе, продолжила совершать противоправные деяния. В последние годы прослеживается тенденция увеличения числа осужденных, совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания. Возросло и число тех, кто вновь встал на преступный путь, имея неснятую и непогашенную судимость. Ко многим из них было бы полезно применять административный надзор, однако действующее законодательство сделать это в полной мере не всегда позволяет, поскольку учитывает законодательные основания возможности установления административного надзора, которые требуют соответствующих пояснений. Во-первых, полагаем, что не следует связывать судимость за умышленное преступление только с отбыванием наказания в местах лишения свободы. Во-вторых, считаем необходимым поддержать мнение, касающееся возможности допустить применение административного надзора за некоторые виды совершения повторных преступлений (кражу, мошенничество и т.п.): при условно-досрочном освобождении - на неотбытый срок наказания, при условном осуждении - на период испытательного срока <4>.
(Дугенец А.С., Самойлова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Отметим, что на современном этапе развития нашего общества все чаще применяются меры наказания, не связанные с лишением свободы, что говорит о некоторой гуманизации уголовных наказаний. Однако часть осужденных, к которым применялась мера наказания без лишения свободы, восприняла подобное стремление уголовной политики как либерализацию и, оставаясь бесконтрольно на свободе, продолжила совершать противоправные деяния. В последние годы прослеживается тенденция увеличения числа осужденных, совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания. Возросло и число тех, кто вновь встал на преступный путь, имея неснятую и непогашенную судимость. Ко многим из них было бы полезно применять административный надзор, однако действующее законодательство сделать это в полной мере не всегда позволяет, поскольку учитывает законодательные основания возможности установления административного надзора, которые требуют соответствующих пояснений. Во-первых, полагаем, что не следует связывать судимость за умышленное преступление только с отбыванием наказания в местах лишения свободы. Во-вторых, считаем необходимым поддержать мнение, касающееся возможности допустить применение административного надзора за некоторые виды совершения повторных преступлений (кражу, мошенничество и т.п.): при условно-досрочном освобождении - на неотбытый срок наказания, при условном осуждении - на период испытательного срока <4>.
Статья: Основные направления совместных научных исследований МВД России и ФСИН России в сфере оперативно-розыскной деятельности
(Маслов А.А., Бабушкин А.А., Белых-Силаев Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)Во-первых, необходимо восстановить профилактическую функцию ОРД путем внесения дополнений в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон об ОРД) в части определения оснований для проведения ОРМ в отношении лиц, находящихся под административным надзором, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы.
(Маслов А.А., Бабушкин А.А., Белых-Силаев Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)Во-первых, необходимо восстановить профилактическую функцию ОРД путем внесения дополнений в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон об ОРД) в части определения оснований для проведения ОРМ в отношении лиц, находящихся под административным надзором, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы.
Статья: Освобождение осужденных от отбывания наказания по состоянию здоровья
(Смольянинов В.Н.)
("Мировой судья", 2024, N 8)В частности, не определен орган уголовно-исполнительной системы, который бы контролировал состояние здоровья освобожденных от наказания рассматриваемой категории лиц, а также их поведение. Эти полномочия, включая обязанность по обращению в суд в случае выздоровления осужденного, возможно возложить на уголовно-исполнительные инспекции, должностные лица которых осуществляют в настоящее время контроль за лицами, освобожденными от наказания условно-досрочно, либо на органы внутренних дел, контролирующие поведение лиц, в отношении которых установлен административный надзор.
(Смольянинов В.Н.)
("Мировой судья", 2024, N 8)В частности, не определен орган уголовно-исполнительной системы, который бы контролировал состояние здоровья освобожденных от наказания рассматриваемой категории лиц, а также их поведение. Эти полномочия, включая обязанность по обращению в суд в случае выздоровления осужденного, возможно возложить на уголовно-исполнительные инспекции, должностные лица которых осуществляют в настоящее время контроль за лицами, освобожденными от наказания условно-досрочно, либо на органы внутренних дел, контролирующие поведение лиц, в отношении которых установлен административный надзор.
Статья: Особенности реализации цифровой трансформации в уголовно-исполнительной системе на современном этапе ее развития
(Ковалев О.Г., Багнычев М.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)В части вопросов контроля за осужденными, отбывающими наказание без изоляции от общества, условно-досрочно освободившимися, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях лицами, освободившимися из мест лишения свободы, в отношении которых избран административный надзор, данный комплекс возможно реализовать во взаимодействии ФСИН и МВД, в основу которого будет включен программный комплекс "безопасный город". Тем самым мы предупредим нарушения, совершаемые осужденными и лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительной инспекции <7>.
(Ковалев О.Г., Багнычев М.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)В части вопросов контроля за осужденными, отбывающими наказание без изоляции от общества, условно-досрочно освободившимися, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях лицами, освободившимися из мест лишения свободы, в отношении которых избран административный надзор, данный комплекс возможно реализовать во взаимодействии ФСИН и МВД, в основу которого будет включен программный комплекс "безопасный город". Тем самым мы предупредим нарушения, совершаемые осужденными и лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительной инспекции <7>.