Административное выдворение в форме самостоятельного контролируемого выезда
Подборка наиболее важных документов по запросу Административное выдворение в форме самостоятельного контролируемого выезда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства: Иммигрант (Организация, ИП, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение иммиграционных правил
(КонсультантПлюс, 2025)постановление в части административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ уже исполнено Иммигрантом
(КонсультантПлюс, 2025)постановление в части административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ уже исполнено Иммигрантом
Важнейшая практика по ст. 4.5 КоАП РФ Признается длящимся правонарушение, которое выражается в уклонении иностранного гражданина (лица без гражданства) от исполнения наказания в виде административного выдворения за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из нее >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы исполнения постановления об административном выдворении в рамках реализации функций органов внутренних дел
(Галястов М.О.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Одной из проблем в контексте реализации функций ОВД является необеспечение своевременного контроля за осуществлением самостоятельного выезда иностранного гражданина за пределы РФ и закрытие въезда. Несвоевременная выгрузка массива данных о пересечении границы в специализированные информационные ресурсы приводит к повторному въезду иностранных граждан на территорию РФ. В правоприменительной практике также имеют место случаи продолжительного уклонения иностранных граждан от исполнения постановления об административном выдворении в форме самостоятельного контролируемого выезда из-за отсутствия реализации действенных мер по выявлению указанных лиц со стороны уполномоченных сотрудников ОВД <4>. В результате возникают ситуации, когда установленный в ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ двухлетний срок исполнения постановления о назначении административного наказания истек, а лицо, в отношении которого назначено наказание в виде административного выдворения, продолжает находиться на территории России. При этом выйти из сложившейся ситуации правоприменители нередко пытаются через реализацию такой по многочисленным признакам схожей с административным выдворением меры принуждения, как депортация, не имея для этого достаточных правовых и фактических оснований, что в конечном счете приводит к отмене соответствующих правоприменительных актов и неисполнению как административного наказания, так и реализуемой "вдогонку" меры административно-правового принуждения.
(Галястов М.О.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Одной из проблем в контексте реализации функций ОВД является необеспечение своевременного контроля за осуществлением самостоятельного выезда иностранного гражданина за пределы РФ и закрытие въезда. Несвоевременная выгрузка массива данных о пересечении границы в специализированные информационные ресурсы приводит к повторному въезду иностранных граждан на территорию РФ. В правоприменительной практике также имеют место случаи продолжительного уклонения иностранных граждан от исполнения постановления об административном выдворении в форме самостоятельного контролируемого выезда из-за отсутствия реализации действенных мер по выявлению указанных лиц со стороны уполномоченных сотрудников ОВД <4>. В результате возникают ситуации, когда установленный в ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ двухлетний срок исполнения постановления о назначении административного наказания истек, а лицо, в отношении которого назначено наказание в виде административного выдворения, продолжает находиться на территории России. При этом выйти из сложившейся ситуации правоприменители нередко пытаются через реализацию такой по многочисленным признакам схожей с административным выдворением меры принуждения, как депортация, не имея для этого достаточных правовых и фактических оснований, что в конечном счете приводит к отмене соответствующих правоприменительных актов и неисполнению как административного наказания, так и реализуемой "вдогонку" меры административно-правового принуждения.
Статья: Меры административного принуждения, применяемые в отношении иностранных граждан в Российской Федерации и Республике Беларусь
(Столярова З.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Административное выдворение за пределы территории страны пребывания иностранцев является наиболее распространенной мерой административного принуждения. Современная национальная правовая система выделяет два вида административного выдворения: первый вид - это административное выдворение иностранцев в форме самостоятельного контролируемого выезда за пределы территории Российской Федерации, а второй - административное выдворение с обязательным помещением в специальное учреждение (Центр временного содержания иностранных граждан - ЦВСИГ) <1>.
(Столярова З.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Административное выдворение за пределы территории страны пребывания иностранцев является наиболее распространенной мерой административного принуждения. Современная национальная правовая система выделяет два вида административного выдворения: первый вид - это административное выдворение иностранцев в форме самостоятельного контролируемого выезда за пределы территории Российской Федерации, а второй - административное выдворение с обязательным помещением в специальное учреждение (Центр временного содержания иностранных граждан - ЦВСИГ) <1>.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3. Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации -
(ред. от 04.11.2025)3. Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации -
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляет контроль в соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 настоящего Федерального закона за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляет контроль в соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 настоящего Федерального закона за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Статья: О реализации территориальными органами полиции на районном уровне правоохранительной функции (на примере сферы миграции)
(Быков К.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)В частности, согласно ч. 7 ст. 32.10 КоАП РФ МВД России осуществляет контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства постановления о его административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. В исполнении данного вида административного наказания согласно КоАП РФ участвуют должностные лица Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которые в целях исполнения решений суда осуществляют контроль за принудительным выдворением за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. Однако по факту исполнителем данного вида наказания являются не ФССП, а ТО МВД России. Исполнение административного выдворения обозначенных лиц в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации осуществляется также ТО МВД России, что существенно повышает служебную нагрузку на подразделения полиции, отвлекает от реализации правоохранительной функции, и норма, закрепленная в ч. 7 ст. 32.10 КоАП РФ, требует пересмотра. В законодательстве имеются случаи, когда допущено нарушение логики правовых механизмов, в том числе связанных с административной ответственностью, которые учеными были выявлены <17>.
(Быков К.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)В частности, согласно ч. 7 ст. 32.10 КоАП РФ МВД России осуществляет контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства постановления о его административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. В исполнении данного вида административного наказания согласно КоАП РФ участвуют должностные лица Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которые в целях исполнения решений суда осуществляют контроль за принудительным выдворением за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. Однако по факту исполнителем данного вида наказания являются не ФССП, а ТО МВД России. Исполнение административного выдворения обозначенных лиц в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации осуществляется также ТО МВД России, что существенно повышает служебную нагрузку на подразделения полиции, отвлекает от реализации правоохранительной функции, и норма, закрепленная в ч. 7 ст. 32.10 КоАП РФ, требует пересмотра. В законодательстве имеются случаи, когда допущено нарушение логики правовых механизмов, в том числе связанных с административной ответственностью, которые учеными были выявлены <17>.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)С этой точки зрения в ходе третьей кодификации административно-деликтного законодательства к компетенции органов исполнительной власти было бы логично отнести применение таких наказаний, как предупреждение, административный штраф, лишение специального права, конфискация предмета или орудия совершения административного правонарушения и административное выдворение за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда. Нам, например, так же как и В.В. Денисенко, не ясно, почему органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по предоставлению физическим лицам специального права в виде права управления транспортными средствами и права на охоту, не имеют полномочий по лишению лиц, совершивших административное правонарушение, такого права <1>.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)С этой точки зрения в ходе третьей кодификации административно-деликтного законодательства к компетенции органов исполнительной власти было бы логично отнести применение таких наказаний, как предупреждение, административный штраф, лишение специального права, конфискация предмета или орудия совершения административного правонарушения и административное выдворение за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда. Нам, например, так же как и В.В. Денисенко, не ясно, почему органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по предоставлению физическим лицам специального права в виде права управления транспортными средствами и права на охоту, не имеют полномочий по лишению лиц, совершивших административное правонарушение, такого права <1>.
Статья: Миграционная политика и актуальность ее реформирования в современной России
(Сальников В.П., Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2024, N 4)Поэтому рекомендовано дополнить Кодекс административных нарушений РФ (далее - КоАП РФ) положениями, регламентирующими порядок контроля за исполнением иностранными гражданами или лицами без гражданства постановления об их административном выдворении за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из нашей страны.
(Сальников В.П., Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2024, N 4)Поэтому рекомендовано дополнить Кодекс административных нарушений РФ (далее - КоАП РФ) положениями, регламентирующими порядок контроля за исполнением иностранными гражданами или лицами без гражданства постановления об их административном выдворении за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из нашей страны.