Административное приостановление деятельности подсудность
Подборка наиболее важных документов по запросу Административное приостановление деятельности подсудность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.10.2023 N 16-4583/2023 (УИД 78MS0127-01-2022-002532-94)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.56 КоАП РФ за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов.
Решение: Производство по делу прекращено.Таким образом, учитывая, что санкция статьи, по которой в отношении ООО "Лизинг Финанс" было возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает возможность назначения административного наказания в виде приостановления деятельности юридического лица, указанное дело не подлежало рассмотрению мировым судьей, поскольку частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено к подсудности судей районных судов.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.56 КоАП РФ за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов.
Решение: Производство по делу прекращено.Таким образом, учитывая, что санкция статьи, по которой в отношении ООО "Лизинг Финанс" было возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает возможность назначения административного наказания в виде приостановления деятельности юридического лица, указанное дело не подлежало рассмотрению мировым судьей, поскольку частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено к подсудности судей районных судов.
Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10.01.2023 N П16-7/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение требований прокурора, следователя, дознавателя.
Решение: Производство по делу прекращено.Таким образом, учитывая, что санкция статьи, по которой в отношении ФИО1 Советско-Гаванского муниципального района <адрес> возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает наказание в виде приостановления деятельности юридического лица, то указанное дело не подлежало рассмотрению мировым судьей, поскольку частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено к подсудности судей районных судов.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение требований прокурора, следователя, дознавателя.
Решение: Производство по делу прекращено.Таким образом, учитывая, что санкция статьи, по которой в отношении ФИО1 Советско-Гаванского муниципального района <адрес> возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает наказание в виде приостановления деятельности юридического лица, то указанное дело не подлежало рассмотрению мировым судьей, поскольку частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено к подсудности судей районных судов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)К рассматриваемым административным делам применимы общие правила территориальной подсудности: административные дела о ликвидации общественного объединения, о приостановлении деятельности общественного объединения, о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, могут быть рассмотрены по адресу организации.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)К рассматриваемым административным делам применимы общие правила территориальной подсудности: административные дела о ликвидации общественного объединения, о приостановлении деятельности общественного объединения, о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, могут быть рассмотрены по адресу организации.
Статья: Мировые судьи
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ мировому судье неподсудны дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч. 1 - 2 ст. 23.1 КоАП РФ и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета РФ, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы РФ, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы. Указанные категории дел подсудны районным судам.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ мировому судье неподсудны дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч. 1 - 2 ст. 23.1 КоАП РФ и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета РФ, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы РФ, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы. Указанные категории дел подсудны районным судам.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Административное исковое заявление о приостановлении деятельности подается в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
(ред. от 31.07.2025)2. Административное исковое заявление о приостановлении деятельности подается в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами"9. С учетом правил подсудности административное исковое заявление о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности объединения граждан может быть подписано прокурором, должностным лицом или руководителем соответствующего федерального уполномоченного органа либо руководителем его территориального органа.
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами"9. С учетом правил подсудности административное исковое заявление о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности объединения граждан может быть подписано прокурором, должностным лицом или руководителем соответствующего федерального уполномоченного органа либо руководителем его территориального органа.
Статья: Направления совершенствования подсудности и дифференциации процессуальной формы при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях
(Нестеров В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)По критерию общественной значимости возможно оставить существующее и на сегодня положение об отнесении к подсудности районных судов дел об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации. Как особо тяжкие правонарушения возможно оставить в подсудности районных судов те, которые предусматривают наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификацию и административное приостановление деятельности (в проекте КоАП РФ - административного запрета деятельности).
(Нестеров В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)По критерию общественной значимости возможно оставить существующее и на сегодня положение об отнесении к подсудности районных судов дел об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации. Как особо тяжкие правонарушения возможно оставить в подсудности районных судов те, которые предусматривают наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификацию и административное приостановление деятельности (в проекте КоАП РФ - административного запрета деятельности).
Статья: Специализация судов и судей в судебных системах стран Евразийского экономического союза
(Аблаева Э.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Очередная крупная конституционная реформа в судебной системе произошла 10 лет спустя, в результате которой судами признаны Конституционный, Кассационный и Административный суды, а также апелляционные суды и суды первой инстанции общей юрисдикции <16>. Возможность создания специализированных судов не утрачена. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы устройства и функционирования судебной власти, остался Судебный кодекс. Специализированными судами Республики Армении официально признаны Административный суд, действовавший в качестве судов первой и второй инстанций - Административный апелляционный суд. Административным судам были подсудны споры, связанные с прохождением и осуществлением общественной или альтернативной службы, увольнением со службы, между административными органами, о приостановлении или прекращении деятельности объединений и профсоюзов. В порядке особого производства эти суды осуществляли производство по делам об оспаривании правомерности нормативных правовых актов, решений и действий главы муниципалитета по проведению собрания, решений уполномоченного органа, связанных с лицензией, действий нотариуса, а также о защите избирательного права и привлечении к административной ответственности. Судебные акты административного суда могли быть пересмотрены в апелляционном порядке административным апелляционным судом <17>.
(Аблаева Э.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Очередная крупная конституционная реформа в судебной системе произошла 10 лет спустя, в результате которой судами признаны Конституционный, Кассационный и Административный суды, а также апелляционные суды и суды первой инстанции общей юрисдикции <16>. Возможность создания специализированных судов не утрачена. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы устройства и функционирования судебной власти, остался Судебный кодекс. Специализированными судами Республики Армении официально признаны Административный суд, действовавший в качестве судов первой и второй инстанций - Административный апелляционный суд. Административным судам были подсудны споры, связанные с прохождением и осуществлением общественной или альтернативной службы, увольнением со службы, между административными органами, о приостановлении или прекращении деятельности объединений и профсоюзов. В порядке особого производства эти суды осуществляли производство по делам об оспаривании правомерности нормативных правовых актов, решений и действий главы муниципалитета по проведению собрания, решений уполномоченного органа, связанных с лицензией, действий нотариуса, а также о защите избирательного права и привлечении к административной ответственности. Судебные акты административного суда могли быть пересмотрены в апелляционном порядке административным апелляционным судом <17>.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)2) нормы, содержащиеся в гл. 2 КАС РФ, а в некоторых случаях и в других федеральных законах, устанавливают специальные правила родовой и территориальной подсудности. В частности, Верховный Суд РФ разъяснил, что дела по административным исковым заявлениям о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом (далее - дела о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности), рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ в порядке гл. 27 Кодекса с учетом правил подсудности, установленных ст. 19, п. 5 ч. 1 ст. 20, п. 5 ст. 21 КАС РФ (п. 1 ч. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 262 КАС РФ).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)2) нормы, содержащиеся в гл. 2 КАС РФ, а в некоторых случаях и в других федеральных законах, устанавливают специальные правила родовой и территориальной подсудности. В частности, Верховный Суд РФ разъяснил, что дела по административным исковым заявлениям о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом (далее - дела о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности), рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ в порядке гл. 27 Кодекса с учетом правил подсудности, установленных ст. 19, п. 5 ч. 1 ст. 20, п. 5 ст. 21 КАС РФ (п. 1 ч. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 262 КАС РФ).
Вопрос: В каком порядке происходит реабилитация незаконно или необоснованно осужденного лица?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)На практике же все обстоит иначе. Достаточно вспомнить ситуацию с определением подсудности дел об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено административное наказание в виде административного приостановления деятельности. Напомним, что в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ указанные дела находятся в исключительном ведении судей районных судов. Спрашивается, какой суд будет рассматривать подобное дело, возбужденное в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя по статье КоАП РФ, которая в силу абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 названного Кодекса относится к компетенции арбитражных судов?
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)На практике же все обстоит иначе. Достаточно вспомнить ситуацию с определением подсудности дел об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено административное наказание в виде административного приостановления деятельности. Напомним, что в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ указанные дела находятся в исключительном ведении судей районных судов. Спрашивается, какой суд будет рассматривать подобное дело, возбужденное в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя по статье КоАП РФ, которая в силу абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 названного Кодекса относится к компетенции арбитражных судов?