Административное исковое заявление об оспаривании нормативного акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Административное исковое заявление об оспаривании нормативного акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 194 "Основания для прекращения производства по административному делу" КАС РФ"Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 214, пункта 1 части 1 статьи 194, пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта не следует, что этими актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца, однако такое заявление принято к производству суда, суд прекращает производство по административному делу."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право на оспаривание нормативного акта как неотъемлемый способ судебной защиты: проблемы регулирования и реализации в административном судопроизводстве
(Джагарян А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2019, N 3)То же касается практики отказов в принятии административного иска об оспаривании нормативного акта с указанием на то, что оспариваемый нормативный акт не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Практика конституционного правосудия в этом аспекте не является однозначной. Конституционный Суд РФ, с одной стороны, указывал на то, что недопустимо в стадии возбуждения дела, в которой не проводится судебное заседание с участием сторон и решаются вопросы лишь процессуального характера, устанавливать отсутствие нарушения оспариваемым нормативным актом прав и свобод заявителя и отказывать по этому основанию в принятии к рассмотрению его заявления <1>. С другой же стороны, он считает, что судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения, а установление же наличия предусмотренных законом оснований для принятия административного искового заявления составляет прерогативу судов общей юрисдикции <2>. В итоге за судами остается крайне широкое поле усмотрения при решении вопроса об отказе в принятии административного иска. Возможно, ситуацию позволят исправить сформулированные ВС РФ разъяснения о том, что соответствующий отказ возможен только в случае, если оспариваемый нормативный акт "очевидно и бесспорно" не затрагивает права, свободы, законные интересы административного истца <3>.
(Джагарян А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2019, N 3)То же касается практики отказов в принятии административного иска об оспаривании нормативного акта с указанием на то, что оспариваемый нормативный акт не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Практика конституционного правосудия в этом аспекте не является однозначной. Конституционный Суд РФ, с одной стороны, указывал на то, что недопустимо в стадии возбуждения дела, в которой не проводится судебное заседание с участием сторон и решаются вопросы лишь процессуального характера, устанавливать отсутствие нарушения оспариваемым нормативным актом прав и свобод заявителя и отказывать по этому основанию в принятии к рассмотрению его заявления <1>. С другой же стороны, он считает, что судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения, а установление же наличия предусмотренных законом оснований для принятия административного искового заявления составляет прерогативу судов общей юрисдикции <2>. В итоге за судами остается крайне широкое поле усмотрения при решении вопроса об отказе в принятии административного иска. Возможно, ситуацию позволят исправить сформулированные ВС РФ разъяснения о том, что соответствующий отказ возможен только в случае, если оспариваемый нормативный акт "очевидно и бесспорно" не затрагивает права, свободы, законные интересы административного истца <3>.
Статья: Принцип правовой определенности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- отказ в удовлетворении административного иска об оспаривании нормативного акта, который не соответствует принципу правовой определенности, вызывает неоднозначное толкование (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"; Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.02.2020 N 92-АПА19-20, Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.11.2019 N 66-АПА19-6; Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 10.10.2018 N 70-АПГ18-4).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- отказ в удовлетворении административного иска об оспаривании нормативного акта, который не соответствует принципу правовой определенности, вызывает неоднозначное толкование (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"; Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.02.2020 N 92-АПА19-20, Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.11.2019 N 66-АПА19-6; Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 10.10.2018 N 70-АПГ18-4).
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)Статья 211. Меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта
(ред. от 25.12.2023)Статья 211. Меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"В силу статьи 133 Конституции Российской Федерации одной из гарантий местного самоуправления является право на судебную защиту. В связи с этим органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды общей юрисдикции с административными исками об оспаривании нормативных правовых актов, а также актов, обладающих нормативными свойствами, не только по основаниям нарушения их компетенции, но и по основаниям нарушения оспариваемым правовым актом других прав местного самоуправления.
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"В силу статьи 133 Конституции Российской Федерации одной из гарантий местного самоуправления является право на судебную защиту. В связи с этим органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды общей юрисдикции с административными исками об оспаривании нормативных правовых актов, а также актов, обладающих нормативными свойствами, не только по основаниям нарушения их компетенции, но и по основаниям нарушения оспариваемым правовым актом других прав местного самоуправления.