Административное исковое заявление об оспаривании нормативного акта

Подборка наиболее важных документов по запросу Административное исковое заявление об оспаривании нормативного акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 194 "Основания для прекращения производства по административному делу" КАС РФ"Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 214, пункта 1 части 1 статьи 194, пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта не следует, что этими актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца, однако такое заявление принято к производству суда, суд прекращает производство по административному делу."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Право на оспаривание нормативного акта как неотъемлемый способ судебной защиты: проблемы регулирования и реализации в административном судопроизводстве
(Джагарян А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2019, N 3)
То же касается практики отказов в принятии административного иска об оспаривании нормативного акта с указанием на то, что оспариваемый нормативный акт не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Практика конституционного правосудия в этом аспекте не является однозначной. Конституционный Суд РФ, с одной стороны, указывал на то, что недопустимо в стадии возбуждения дела, в которой не проводится судебное заседание с участием сторон и решаются вопросы лишь процессуального характера, устанавливать отсутствие нарушения оспариваемым нормативным актом прав и свобод заявителя и отказывать по этому основанию в принятии к рассмотрению его заявления <1>. С другой же стороны, он считает, что судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения, а установление же наличия предусмотренных законом оснований для принятия административного искового заявления составляет прерогативу судов общей юрисдикции <2>. В итоге за судами остается крайне широкое поле усмотрения при решении вопроса об отказе в принятии административного иска. Возможно, ситуацию позволят исправить сформулированные ВС РФ разъяснения о том, что соответствующий отказ возможен только в случае, если оспариваемый нормативный акт "очевидно и бесспорно" не затрагивает права, свободы, законные интересы административного истца <3>.
Статья: Принцип правовой определенности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
- отказ в удовлетворении административного иска об оспаривании нормативного акта, который не соответствует принципу правовой определенности, вызывает неоднозначное толкование (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"; Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.02.2020 N 92-АПА19-20, Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.11.2019 N 66-АПА19-6; Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 10.10.2018 N 70-АПГ18-4).

Нормативные акты

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
Статья 211. Меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"
В силу статьи 133 Конституции Российской Федерации одной из гарантий местного самоуправления является право на судебную защиту. В связи с этим органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды общей юрисдикции с административными исками об оспаривании нормативных правовых актов, а также актов, обладающих нормативными свойствами, не только по основаниям нарушения их компетенции, но и по основаниям нарушения оспариваемым правовым актом других прав местного самоуправления.